Урок математики в 1-м классе (ОС "Школа-2100"). Тема: "Компоненты сложения"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели.

  1. Продолжить знакомство с линиями, с понятиями “на линии”, “внутри”, “снаружи”.
  2. Уточнить названия компонентов сложения, работать над правильным использованием этих терминов в речи.
  3. Закрепить счет в пределах 6, взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.
  4. Развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию;
  5. Развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
  6. Воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, вееры, линейка, листы для самостоятельной работы, раздаточный материал на каждую парту.

Ход урока

I. Орг. момент.

Учитель:

- Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня с вами вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и теплым, принес много нового и интересного. А вы хотите? Тогда вперед.

- Ребята, кто из вас любит ходить в гости? Сегодня вас приглашают к себе в гости самые любимые герои из мультфильма Смешарики.

Слайд 2.

- Давайте посмотрим, кто из них приглашает нас в гости. Назовите героев. (КРОШ – заяц, НЮША – свинья, ПИН – пингвин, КОПАТЫЧ – медведь, КАР-КАРЫЧ – синяя ворона, БАРАШ – барашек, ЁЖИК – ёжик, СОВУНЬЯ – совунья, ЛОСЯШ – лось).

II. Актуализация знаний.

Слайд 3.

Самым первым нас приглашает КРОШ. Отправляемся к нему.

Ребята, КРОШ хочет, чтобы мы восстановили порядок. Ведь числа заблудились.

- Расположите числа по порядку.

- Какое число идет первым? Дальше? (Счет до 20 и обратно.)

- Сосчитайте от 9 до 3, от 12 до 17.

- Назовите последующее число 5, 16.

- Предыдущее число 7, 10.

- Назовите соседей числа 11, 6.

- Какое число стоит между 7 и 9, 12 и 14.

- Спасибо, КРОШ очень доволен нашими ответами.

Слайд 4.

- А сейчас отправимся в гости к КОПАТЫЧУ. (Дети встают и шагают).

КОПАТЫЧ задумал установить закономерность, да запутался. Давайте поможем ему.

- Почему вы думаете число 3?

- Объясните.

- Спасибо, вы очень помогли Копатычу.

Слайд 5.

А сейчас отправимся в гости к КАР-КАРЫЧ. (Дети встают и шагают).

- Он нарисовал фигуры. Помогите ему разделить на группы.

- Как можно разделить на группы?

- По каким признакам? Обсуждение предложенных вариантов.

- А вам он предлагает разделить на группы по размеру и составить буквенные и числовые равенства.

На доске работают 2 человека.

Взаимопроверка.

- Молодцы, посмотрите какой довольный КАР-КАРЫЧ.

- А сейчас встали и отправимся в гости к НЮШЕ.

III. Открытие нового.

Слайд 6.

- Наша НЮША самая модная. Она все время любит смотреться в зеркало. НЮША предлагает нам составить пример по рисунку.

- Напишите в тетрадях. 2+3.

Ответ.

- Как называется число 2? (Часть, 1 слагаемое)

- Как называется число 3? (Часть, 2 слагаемое)

- Что получится в результате? (Целое, сумма)

- Тема нашего урока: Компоненты сложения.

Умницы, вы быстро справились с заданием НЮШИ.

Физминутка. Слайд 7.

А сейчас немного отдохнем. С нами вместе танцуют и Смешарики. Смотрим на меня и выполняем упражнения.

(Проводится под песню “Круглая песня”.)

Слайд 8.

- Посмотрите, КРОШ и НЮША предлагают нам поработать в учебниках.

1) Откройте учебники на странице 58.

- Назовите слагаемые в первом примере.

- Чему равна сумма?

Что вы заметили во втором примере?

- Назовите в этом примере целое и части.

- Какое слагаемое необходимо записать в третьем примере?

- Какое свойство сложения использовалось при составлении примера?

- Назовите, что известно и что надо найти в четвертом примере?

- Найдите неизвестное слагаемое. Докажите.

Слайд 9.

Физминутка на глаз.

- Глазки наши устали. Им тоже пора отдохнуть.

- Наши друзья предлагают нам зарядку для глаз, а потом работу в учебниках продолжим.

IV. Повторение и закрепление пройденного.

1. Фигуры и линии. Ориентирование на листе бумаги. Расположение фигур относительно замкнутой линии.

- № 2, стр. 58.

- Рассмотрите внимательно иллюстрации верхней строки.

- Расскажите, где располагается красный круг? (На линии)

- Расскажите о том, где находится синий круг? (Внутри линии)

- Где находится желтый круг? (Снаружи линии)

- По образцу, данному в тетради, нарисуйте фигуры и линии.

Слайд 10.

- А сейчас встали и пошли в гости к ПИНУ.

а) Он с нами захотел поиграть в игру “День и ночь”.

(Дети закрывают глаза и кладут голову на локоток (“ночь”). Учитель диктует цепочку и записывает пример на доске: 5 – 2 + 1 + 2 – 1 – 1 =

Затем дети открывают глаза (“день”) и показывают на веерах ответы. Решение примера проверяется по числовому отрезку.)

б) ПИН приготовил ещё одно задание. Он хочет проверить проверить вашу сообразительность. Какой знак надо поставить в пустую клетку?

Сравните с помощью числового отрезка.

- Какой знак поставили? Почему? (Дети показывают карточки)

V. Итог урока. Рефлексия.

- Понравился вам урок?

- Назовите тему урока?

- Как называются компоненты сложения?

- Чем является слагаемое? Сумма?

- Ребята, СМЕШАРИКАМ очень понравилось как вы работали на уроке.

- Молодцы.

И они вам дарят на память раскраски, за вашу отличную работу на уроке.

Слайд 11.

Спасибо за урок!