Профориентационный урок "Я выбираю профессию"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

– знакомство учащихся с понятиями “профессия”, “специальность”, “должность”;
– рассмотреть классификации профессий по Е.А. Климову;

Задачи:

– повышение уровня психологической компетенции учащихся;
– пробуждение потребности в самосовершенствовании;
– определение типа будущей профессии.

Материалы: карточки с заданиями, буклеты для учащихся, печатный вариант результатов диагностики, мультимедиапрезентация.

Продолжительность: 1 урок (45 минут)

Ход занятия

Организационный момент.

Приветствие

Урок начинаем с традиционного приветствия, далее просим участников образовать круг. Каждый по очереди называет своё имя и любую профессию. Каждый последующий должен сначала повторить имена и профессии предыдущих, а потом назвать своё имя и профессию и т.д. (профессии не должны повторяться). Другим вариантом приветствия может быть название профессий только на одну букву. Если некоторые участники затрудняются в задании, то ведущий и остальные учащиеся помогают.

Основная часть.

Вводное слово преподавателя.

Презентация. Слайд 1.

Цель наших занятий состоит в том, чтобы каждый из вас попытался определиться с выбором будущей профессии. Если кто-то сделал выбор, то эти занятия помогут ему утвердиться в правильности выбор. Мы с вами уже определили свой темперамент, тип мышления, уровень внутренней свободы, определили ваши интересы и склонности в выборе профессии. Сегодня мы поговорим о различие понятий “профессия”, “специальность”, “должность”, подробно рассмотрим классификацию профессий и определим тип вашей будущей профессии.

Чтобы начать изучение нового материала, обратимся к основным понятиям, без которых невозможно разобраться в особенностях профессиональной деятельности человека. Слайд 2.

Слово “профессия” (от лат. pгоfеssio – “объявляю своим делом”, “говорить публично”, “заявлять”) означает род трудовой деятельности, требующей специальных знаний, умений и навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы (врач, педагог, …)[3]

Специальность (лат. specialis – особый, особенный; от species – род, вид) – комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (учитель математика, врач – стоматолог, …) [3]

Должность – место, занимаемое человеком в структуре конкретного учреждения, предприятия, соответствующим уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей (директор школы, заведующая отделением, …) [3]

Отвечаем на возникающие вопросы учащихся.

Практическое задание 1. Обучающимся предлагается рассмотреть иллюстрации с представителями различных профессий и назвать изображенные профессии или специальности. Слайд 3–9.

Слайд 10.

Если попросить человека перечислить известные ему профессии, то, как показывает практика, полученный список будет включать в себя не более ста наименований, хотя на сегодняшний день в мире существует более 40 тысяч профессий, а в России существует более 20 тысяч. Чтобы ориентироваться в этом изобилии, необходима систематизация всего массива профессий на отдельные группы профессий. Существует немало вариантов классификации профессий, но на сегодняшнем уроке мы рассмотрим только классификацию профессий по Е.А. Климову

Интересно, что ещё в XVIII веке известный историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил свою квалификацию видов профессиональной деятельности:

  • Нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право).
  • Полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика).
  • Увеселяющие науки (литература и искусство).
  • Тщетные науки (алхимия, астрология).
  • Вредительские науки (колдовство).

Слайд 11.

У нас же в стране чаще используют классификацию профессий Климова, в соответствии с ней можно выделить 5 больших групп профессий в зависимости от предмета труда – “техника”, “человек”, “природа”, “знак”, “художественный образ”. [2]

Рассмотрим подробнее, какие профессии относятся к данным группам

Слайд 12–16.

Слайд 17.

Практическое задание 2. Раздаем листы с практическим заданием, и объясняем инструкцию (Приложение 1).

Что же влияет на выбор профессии? (Ответы учащихся)

Слайд 18.

Хочу: интересы и склонности.

Интересы – избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности.

Склонности – стремление заниматься какой-либо деятельностью.

Склонности к работе с людьми, техникой, условными знаками, художественными образами, растениями и животными.

Могу: способности и состояние здоровья.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющегося в деятельности и являющиеся условием её успешности. Способности проявляются и развиваются в деятельности.

Надо: мир профессий, необходимость профессий.

Обществу нужны специалисты всех профессий, одних специалистов нужно больше, других меньше. Поэтому выбирая профессию, желательно согласовывать свой выбор с потребностью общества в кадрах.[3]

Рассмотрим, что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в выборе профессии, а также несколько секретов удачного выбора.

Слайд 19–20.

Теперь я предлагаю вам пройти “Дифференциально-диагностический опросник” в сети Internet. Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.

Слайд 21.

Для этого вам необходимо перейти по ссылке http://www. vsetesti.ru. На сайте находим ссылку на тест “Дифференциально – диагностический опросник” (ДДО), кликнем по ней кнопкой мыши, читаем инструкцию и нажимаем “начать тест”.

Далее выбираем тест ДДО, читаем инструкцию, и нажимаем “начать тест”.

После пройденного тестирования распечатываем результаты ребят, обсуждаем, отвечаем на вопросы учащихся.

Рефлексия занятия.

– Что понравилось на занятии, а что нет?
– Что узнали нового?
– Чего ждёте от следующих занятий?

Заключение.

Ведущим подводится итог и благодарит участников за работу, раздаем памятки – советы, которые помогут при выборе профессии (Приложение 2) [1]

Прощание.

Информационные ресурсы.

  1. http://fantasyflash.ru/anime
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. http://mirsovetov.ru/a/miscellaneous/employment/correctly-choose-profession.html
  4. http://old.urc.ac.ru/LANG=ru/abiturient/PsyTest/prof.html.ru

Литература.

  1. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.:Питер, 2006.
  2. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. – М.: Генезис, 2006.
  3. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2006.