Поэтическое наследие И.С. Тургенева. Триптих "Вариации" (анализ стихотворения "Утро туманное, утро седое…" ("В дороге")

Разделы: Литература

Класс: 10


Мы знаем И. С. Тургенева как великолепного прозаика, но нам мало известно о нём, как о талантливом поэте. А ведь именно с лирики начал свой творческий путь Тургенев.

При изучении творчества Тургенева необходимо обратить внимание на изучение лирических произведений, среди которых особое место занимает стихотворение «Утро туманное, утро седое…» («В дороге»). Данное произведение является шедевром русской поэзии, знаменитейшим романсом, но мало у кого это стихотворение ассоциируется с именем И.С.Тургенева.

Современная концепция преподавания русского языка в школе признает важной коммуникативную направленность учебного процесса. Среди специальных целей преподавания русского языка в старших классах названа задача формирования коммуникативной компетенции. «Развитие речи определяется органичным сближением курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам изучаемых в старших классах произведений, выходом на изобразительно-выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия обучающимися художественной формы произведения, более глубокое проникновение в его идейно-образное, эстетическое, нравственное содержание». В перечне требований к уровню подготовки выпускников среди коммуникативных умений называются умения анализировать текст с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей и использования изобразительных средств языка. Таким образом текст становится центральным понятием в современной методике обучения русскому языку, а формирование интерпретационных умений признается важным направлением филологического образования школьников.

Процесс интерпретации в современной науке о языке рассматривается как путь к освоению глубинного смысла текста. Согласно теории коммуникативной стилистики текста, для достижения определенного коммуникативного эффекта читателю (в данном случае ученику) необходимы умения вступать в диалог с текстом. За основу методики обучения школьников интерпретационным умениям мною взят деятельностный подход к тексту. Он связан с изучением текста как продукта первичной коммуникативной деятельности автора и объекта вторичной коммуникативной деятельности читателя. В связи с этим процесс обучения интерпретационной деятельности в школе рассматривается с учетом того, «как текст устроен и ориентирован на адресата, как он действует, «работает» в процессе познавательной деятельности читателя, как разные авторы организуют эту деятельность средствами текста и его особой организацией».

Одним из средств совершенствования речи обучающихся старших классов должно стать овладение умениями анализа текста.

Умение интерпретировать текст – это универсальное текстовое умение, которое востребовано на протяжении всей профессиональной деятельности человека. Следовательно, с учетом коммуникативной функции текста, главной задачей обучения интерпретационной деятельности становится вооружение школьников методикой анализа, т.е способами и приемами осмысления художественного текста.

Предпочтительными становятся интерактивные технологии, так как их использование в учебном процессе позволяет учителю, с одной стороны, при минимальном объеме времени получить положительные результаты в обучении школьников, а с другой стороны – осуществлять практическую ориентацию образовательного процесса. Путём собственного исследования обучающиеся шаг за шагом (поэтапно) осуществляли анализ поэтического текста, делали собственные выводы, которые позволили ответить на главные вопросы, поставленные в начале урока, создать собственные вторичные тексты (творческая работа).

Организация групповой формы работы позволяет вовлечь в активную деятельность каждого обучающегося, каждый вносит свой посильный вклад в общую работу группы: поиск дополнительного материала, подготовка слайдовой презентации, составление опорного конспекта, собственно исследовательская работа.
Использование информационных технологий даёт возможность разнообразить урок, сделать его более красочным, зримым, озвучить и показать дополнительный материал.

Цель урока:

  • познакомить обучающихся с поэтическим наследием И.С.Тургенева;
  • выявить основные мотивы лирики, особенности поэтического слова писателя;
  • помочь учащимся понять причину драматизма и глубоких переживаний лирического героя любовной лирики И.С.Тургенева.

Методы и приемы: опережающее индивидуальное домашнее задание:

  • на основе прочитанных стихотворений («Осень», «Весенний вечер», «Гроза промчалась», «К***» и др. сформулировать основные мотивы лирики И.С.Тургенева;
  • выделить основные средства художественной выразительности, используемые автором при изображении природы;
  • в чём заключается особенность любовной лирики поэта, к какому литературному направлению можно отнести лирические произведения писателя;
  • комплексный анализ поэтического текста;
  • беседа по проблемным вопросам;
  • творческие задания;
  • составление опорного конспекта.

Формы работы:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  • фронтальная.

Оформление урока:

  • портрет И.С.Тургенева;
  • записи романсов на стихи И.С.Тургенева;
  • иллюстрации пейзажных зарисовок;
  • слайдовая презентация.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала, направленного на актуализацию знаний обучающихся о творчестве И.С.Тургенева

1. Слово учителя:

Поэтическое творчество Ивана Сергеевича Тургенева мало известно современному читателю. А между тем, являясь поэтом по самой природе своего дарования, Тургенев начал литературную деятельность именно с поэтических форм и, наполнив в дальнейшем мягким лиризмом и поэтичностью свои прозаические и драматические произведения, завершил творческий путь поэзией особого рода - стихотворениями в прозе. Перу Тургенева принадлежат произведения всех основных поэтических жанров, крупных и малых форм. Это поэмы («Стено», «Разговор», «Помещик», «Андрей», рассказ в стихах «Параша»), баллады, элегии, сатиры и мадригалы, сочинения, подобные шиллеровским одам или торжественным песням. Заметным фактом литературной жизни середины XIX в. стали остроумные, не лишенные язвительности эпиграммы и пародии Тургенева, шутливые послания и экспромты. Поэтический талант писателя проявился и в переводе: известны его переводы из Байрона, Вольтера, Мюссе, Гейне. Однако центральное место в поэзии Тургенева безусловно занимают его лирические стихотворения. Начав писать стихи довольно рано (предположительно, в 1833 г., т. е. в пятнадцать лет), он продолжил свои поэтические опыты во время учебы в Московском и Петербургском университетах (1833 - 1837). Многое из написанного в те годы не сохранилось. Первые его произведения появились в печати (в журнале «Современник») в 1838 г. Это были написанные годом ранее стихотворения «Вечер» (с подзаголовком «Дума») и «К Венере Медицейской». В поэтической деятельности Тургенева плодотворными оказались 1842—1847 годы. В этот период он активно и систематически печатал стихи в «Современнике» и «Отечественных записках», а его поэмы выходили как в сборниках, так и отдельными изданиями. Заметим, что оценки литературной критики были неоднозначными и даже противоречивыми. Наряду с одобрительными отзы­вами (в частности, Белинского, который считал стих Тургенева «роскошным и поэтическим», «облекающим» оригинальную мысль) были и обвинения в подражательности, наличии длиннот, темных мест и т. п. Эти обвинения имели основания, особенно когда речь шла о ранних опытах. Тургенев, как прилежный ученик, стремился впитать, усвоить по возможности то, что уже было создано русским поэтическим гением. Поэтому в его стихотворениях мы найдем следы влияния самых разных поэтов: Державина, Жуковского, Марлинского, Бенедиктова, Пушкина, Лермонтова. Вместе с тем Тургенев «не похищал чужого, но брал свое везде, где видел его, где оно выразилось уже совершеннее, чем в его слове». Такое сочетание «заимствованного» совершенства поэзии предшественников с собственными опытами и своим видением мира рождало неповторимые поэтические картины и образы. Рождало ту самобытность, которую выдающийся «лирический прозаик» Борис Зайцев назвал «категорией тургеневского», имея в виду «некоторый тончайший эфир его души», «удивительное равновесие культуры и стихии», «многопевную мечтательность», «серебряный свет» — черты, обнаруживаемые в стихах зрелого периода. Глубокой мыслью, сильным чувством, одухотворенностью наполнены такие, например, строки:

Заметила ли ты, о друг мой молчаливый,
О мой забытый друг, о друг моей весны,
Что в каждом дне есть миг глубокой,
боязливой,
Почти внезапной тишины?
И в этой тишине есть что-то неземное,
Невыразимое ... душа молчит и ждет...

(«Заметила ли ты...», 1842)

Сам Тургенев очень сдержанно, а порой и довольно резко отзывался о своих стихах, считая, что не обладает даром поэта. Однако строки, подобные приведенным выше, не оставляли равнодушными его современников. По воспоминаниям И.И.Панаева, стихотворения Тургенева «всем нам тогда очень нравились...», А.А.Фет признавался, что он «восхищался стихами... Тургенева». Музыкальная экспрессивность тургеневских стихов вызывала к ним интерес и среди композиторов: в конце XIX – начале XX в. песни и романсы на стихи Тургенева были очень популярны.

2. Задания, направленные на мотивацию(в ходе выступления учащихся от групп остальные обучающиеся составляют тезисный конспект, в котором должны отразить основные мотивы лирики И.С.Тургенева, выделить особенности поэтического слова писателя)

3. Выступления обучающихся(проверка опережающего домашнего задания)

1) Ученик: Доминирующими в лирике Тургенева являются романтические мотивы. Это культ молодости, красоты, природы, любви – культ прекрасного, которое, по выражению самого писателя, «... единственная бессмертная вещь... и разлито повсюду» (из письма Полине Виардо от 28 августа 1850 г.). И даже в строго реалистических стихах проявляется романтика автора – как способ восприятия жизни и отношения к ней.

2) Ученик: В содержательном плане многие стихотворения Тургенева можно отнести к теме природы, вообще занимающей очень важное место в творчестве писателя. «Я без волнения не могу видеть, – писал он Полине Виардо, – как ветка, покрытая молодыми зеленеющими листьями, отчетливо вырисовывается на голубом небе» (письмо от 1 мая 1848г.). Восторг перед природой, тонкое понимание ее сути, ощущение ее тайны – все это читатель находит в стихотворениях «Осень» (1842), «Весенний вечер» (1843), «Гроза промчалась» (1844), «К***» (1844) и мн. др. Примером не­посредственного, прямого соединения двух начал в творчестве писателя – поэтического и прозаического – является последний рассказ из «Записок охотника» – «Лес и степь», эпиграфом к которому писатель предпослал собственные строки из стихотворения «Из поэмы, преданной сожжению» (1848). Это стихотворение, включенное Н.Ф.Щербиной в «Сборник лучших произведений русской поэзии» (1858), представляет нашему взору живые, яс­ные картины русской природы. Величие и простоту ее поэт (как правило, избегавший поэтических изысков и ухищрений, особенно в описаниях при­роды) передает с помощью простых лексических средств – прямых наиме­нований предметов и действий, неброских, но выразительных эпитетов и сравнений:

И понемногу начало назад
Его тянуть: в деревню, в темный сад,
Где липы так огромны,  так тенисты
И ландыши так девственно душисты,
Где круглые ракиты над водой
С плотины наклонились чередой,
Где тучный дуб растет над тучной нивой,
Где пахнет конопелью да крапивой...
Туда, туда, в раздольные поля,
Где бархатом чернеется земля,
Где рожь, куда ни киньте вы глазами,
Струится тихо мягкими волнами
И падает тяжелый, желтый луч
Из-за прозрачных, белых, круглых туч.
Там хорошо...

3) Ученик: Любовная лирика Тургенева - это, в основном, строки, овеянные грустью, сожалением, тоской о прошедшей любви, об утраченных счастливых мгновеньях; это стихи, передающие горечь воспоминаний героя о неразделенной любви, осознание невозможности возврата к былому. В разработке этих романтических мотивов проявились вкусы и пристрастия Тургенева в области поэтической формы. Следование принципам поэтики романтизма выразилось в широком использовании художником приемов контраста, сравнения, сопоставления, повтора.

4. После прослушивания выступлений учащихся другие обучающиеся озвучивают свои выводы, записанные в тетрадях:

  • доминирующими в лирике Тургенева являются романтические мотивы: пейзажная, любовная лирика;
  • величие и простота русской природы передается поэтом с помощью простых лексических средств – прямых наименований предметов и действий, неброских, но выразительных эпитетов и сравнений;
  • основные принципы поэтики романтизма выразились в широком использовании писателем приемов контраста, сравнения, сопоставления, повтора.

5. Слово учителя:

Названные особенности любовной лирики, касающиеся сюжетно-тематической и стилистико-языковой ее сторон, зримо представлены и в триптихе «Вариации», о котором и пойдет речь далее. Это произведение интересно и тем, что в нем (во второй и третьей вариациях) мы встречаемся с соединением двух тематических пластов тургеневской поэзии - темы любви и темы природы.

«Вариации» состоят из трех стихотворений:

«Когда так радостно, так нежно...»,
«Ах, давно ли гулял я с тобой!»
«Утро туманное, утро седое...» («В дороге»)

– шедевра русской поэзии, хорошо известного как романс, однако лишь у немногих наших современников ассоциирующегося с именем Тургенева. Все три стихотворения написаны в 1843 г. (первое и второе – в июле, третье – в ноябре) и впервые опубликованы в сборнике «Вчера и сегодня». «Вариации» навеяны воспоминаниями о романе Тургенева с Татьяной Александровной Бакуниной, завязавшемся в имении Бакуниных Премухино и получившем название «премухинского». Эта романтическая история «с примесью» «литературных» переживаний и гегелевской философии была сравнительно быстро и легко пережита Тургеневым, однако спустя некоторое время нашла своеобразное продолжение в виде стихов-воспоминаний. Обратимся к одному из них.

Прослушивание романса «Утро туманное, утро седое…» с показом пейзажных слайдов – Приложение 1.

III. Задания для самостоятельного анализа стихотворения (можно раздать для групп или по парам. Время выполнения задания 5-7 минут):

  • Определите тему и основную идею стихотворения.
  • В чем заключается функциональное значение пейзажной зарисовки.
  • Выделите особенности композиционного построения.
  • В чем и как представлены реалии мира.
  • Особенности звуковой обработки и цветописи.
  • Как и с помощью чего раскрываются мысли и чувства лирического героя.

Во время обсуждения в группах, самостоятельную работу ведет специальная пара, которая занимается составлением опорного конспекта (по выводам и проектам групп) в виде слайдовой презентации. Эта презентация показывается в период выступления ребят.

Выступления учащихся (один представитель от группы) по вопросам заданий.

– Смысл стихотворения прозрачен: это воспоминания о былом. К ним располагает и сама ситуация: герой находится в дороге. Его не отвлекают будничные дела, он умиротворен, спокоен, мысли и воспоминания приходят как бы сами собой. Очень точно выразился здесь поэт: Нехотя вспомнишь и время былое...

– На это настраивает окружающая природа – замершая осень. Описанию картин природы посвящены две первые строки первой строфы и заключительная строка последней строфы. Но, обрамляя основную мысль стихотворения, эти картины создают атмосферу философской созерцательности, погруженности в себя, когда в памяти постепенно всплывают разные моменты прожитой жизни.

– Стихотворение имеет интересное композиционное построение. Это своеобразная рамочная конструкция с обрамляющими основное содержание фоновыми картинами. Причем границы проходят не между строфами, а внутри первой и третьей строф, что, с одной стороны придает стихотворению плавную непрерывность, а с другой – объединяет все, что связано с воспоминаниями. Роль скрепляющего весь текст элемента играет глагол вспомнишь. Этот глагол подчеркивается словами, которые сближаются соотнесенностью с тем, что «было, прошло, осталось в воспоминаниях»: время былое, лица, давно позабытые, вспомнишь… далекое.

– Первая строка стихотворения звучит завораживающе. Скромная картина поздней осени (или ранней зимы) оставляет впечатление замедлившегося течения жизни, почти полное отсутствие какого-либо движения. Поэт использует простые, однотипные предметно-признаковые структуры. Это содержащие повторы и перечисления назывные предложения, которым свойственна не только фрагментарность, но и «одновременно большая емкость выражаемого содержания».
– Ощущение замедленности, протяженности окружающего в пространстве и во времени, приглушенности ярких проявлений жизни создается особой огласовкой: в первой строке, единственной в стихотворении, начинающейся с гласной буквы, гласные же преобладают. Наиболее заметно звучание протяжного у, одинаково полного как под ударением, так и в безударной позиции, ударного а, который как бы продлевается в сочетании с последующим долгим н – туманное (которое еще повторится в третьей строфе – странной, непрестанный).

– Сосредоточенно-сдержанное состояние героя передается через серо-белую цветовую гамму, метафорический эпитет «грусть»: утро туманное, утро седое (основное значение первого прилагательного подкрепляется вторичным значением другого: седое– «тускло-серое, белесое»), нивы печальные, снегом покрытые.

– В этом стихотворении герою сопутствует утро (которое вечера мудреней), время, когда притупляется острота ощущений, рассудок преобладает над чувствами, человек способен к наиболее верной оценке событий и поступков. Утро, дорога, природа, отдаленность от происходившего – все это приводит к мудрому, взвешенному его пониманию героем: пониманию самоценности всех – каждого – мгновений жизни. Тургеневу удается показать такое движение мысли героя, выстраивая фрагменты воспоминаний по нарастающей. Поначалу это медленно наплывающие, размытые, почти нереальные картины. Замедленность заложена еще в двух первых строчках, поддерживается повторяющимся глаголом вспомнишь в сочетании с союзом и: вспомнишь и время, вспомнишь и лица. Во второй строфе волна воспоминаний нарастает – картины обретают живость, реальные очертания: вспомнишь …взгляды, …встречи, они становятся звучащими:  вспомнишь …речи, …голоса звуки. Основная экспрессия, которая передает в данных строках мгновения расцвета чувств, сосредоточена в эпитетах. Это эмоциональные обильные страстные речи, интимно-приглушенные тихого голоса звуки любимые, выразительно-контрастные первые встречи, последние встречи. Это и воспринимающиеся в том же ряду, увиденные в неожиданном сближении взгляды – так жадно, так робко ловимые. Выразительность, многозначность эпитета сохраняется и во фрагменте, связанном с воспоминанием об угасшей любви: Вспомнишь разлуку с улыбкою странной… Очень сложно определить, что хотел показать здесь Тургенев: страдание, сожаление, благодарность?

– И последняя картина тоже теряет конкретные, реальные очертания. А фраза Многое вспомнишь родное, далекое, соединяющая в себе все сказанное ранее и неожиданно-контрастно перекликающаяся с начальным Нехотя вспомнишь, приобретает обобщающий, ключевой смысл: то, что было, – каким бы оно ни было – это свое, родное, но неизбежно удаляющееся все дальше в прошлое.

– В стихотворении вообще нет местоимений, а центральный и по сути единственный глагол вспомнишь употреблен в обобщено-личной форме. Поэтому стихотворение воспринимается читателем и отстраненно, и как возможное в его жизни. Это монолог-размышление, не предназначенный никому конкретно и в то же время обращенный к любому.

– Строкой Многое вспомнишь родное, далекое завершается цепь воспоминаний героя, плавно замыкающаяся фразами Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. Основной смысл двух деепричастных оборотов – в уточнении, дополнении сказанного ранее: они формируют своеобразный фон в виде отдельных реальностей мира настоящего, отодвинутого на время в сознании героя прошлым, но так неявно, почти беззвучно сопутствовавшего его воспоминаниям. Это и мерный аккомпанемент колес, переданный метафорически, – ропот колес непрестанный, то есть не громкий стук, шум, а что-то похожее на тихий, неясный говор. Это и небо широкое – последние слова стихотворения, возвращающие взор к первым его словам – утро туманное – и рождающие в сопоставлении с ними мысль о просветленности сознания героя, очищении его души после вновь прожитых мгновений прошлого.
Учитель: Молодцы! Зафиксируйте в тетради основные моменты, отмеченные в ваших выступлениях.

IV. Оформление опорного конспекта на основе лингвистического анализа стихотворения И.С.Тургенева «Утро туманное, утро седое…» («В дороге»)

Продукт деятельности пары «компьютерщиков» –  Приложение 2.

V. Вывод (по возможности формулируют обучающиеся).

Стихотворение, написанное 25-летним поэтом, производит удивительное впечатление труда зрелого, умудренного большим житейским опытом мастера. Признаки мастерства – в оригинальной композиции стихотворения, в умелом подборе лексических средств и использовании их сочетаемостных возможностей, в противопоставлениях отдельных слов и целых фраз.
Яркий образец русской лирической поэзии, стихотворение «Утро туманное, утро седое…» уже давно воспринимается читателями и слушателями как самостоятельное произведение. Этому способствовало удачно найденное Тургеневым решение темы любви, позволившее стихотворению обрести независимое существование в поэзии, и в музыке.

VI. Домашнее задание

  • Анализ стихотворения И.С.Тургенева «Когда так радостно, так нежно…»
  • Прочитать на выбор три стихотворения из цикла «Стихотворения в прозе».
  • Подготовить сообщение об истории создания сборника «Стихотворения в прозе».

Список литературы:

1. Тургенев И.С. Собрание сочинений в 30 т. – М., 1978 г. – Т.1.
2. Чалмаев В.А. Иван Тургенев. – М., 1986 г.
3. Шестакова Л.Л. Поэтическое наследие И.С.Тургенева. Триптих «Вариации»/ Русский язык в школе, 1983 г.
4. Болотнова Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методика лингвистического анализа художественного текста.- Томск, 2002.– с.22-26.