Урок-игра "Славься ввек, Бородино!"

Разделы: История и обществознание


Гроза двенадцатого года
Настала - кто тут нам помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский бог?
А.С. Пушкин

Цели урока: Сегодня мы узнаем: какой вклад внесла война 1812 года в отечественную историю, и почему А.И. Герцен считал, что "с 1812 года начинается наша новая история".

Научимся работать с историческими документами и находить ответы на поставленные вопросы. Сочиним синквейн. Составим таблицу по теме: "Русские боевые награды эпохи 1812 года".

Сформируем представление о том, что 1812 год "время незабвенное" и славная страница в истории России.

Задачи урока:

  • Образовательные - систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме "Отечественная война 1812 года". Сформировать у учащихся понимание глубоко народного характера Отечественной войны 1812 года.
  • Развивающие - развивать умение анализировать и обобщать данные, работать с историческими документами, сопоставлять исторические факты, явления, творчески их применять. Развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, работы в группе. Совершенствовать умение работы с дополнительной литературой, сведениями, полученными на экскурсиях, иллюстрациями и фотоматериалами.
  • Воспитательные - способствовать развитию у школьников интереса к истории. Воспитывать у учащихся чувства гордости за нашу славную историю, чувства высокого патриотизма. Вовлекать обучающихся в поисковую познавательную деятельность, через использование истории, литературы, музыки, живописи и кинематографии, и тем самым способствовать личностно значимым переживаниям событий.

Здоровьесберегающие - предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.

Тип урока:

  • по классификации С.А. Ежовой - урок применения знаний и формирования умений и навыков;
  • по классификации А.А. Вагина - урок применения знаний;
  • по классификации П.В. Горы - повторительно-обобщающий урок.

Оборудование урока:

  • презентация "Славься ввек, Бородино!";
  • карта "Отечественная война 1812 года", схема "Бородинское сражение";
  • выставка книг "Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!";
  • портреты "Герои войны 1812 года";
  • фрагменты художественного фильма: "Война и мир", режиссер С. Бондарчук (1967);
  • аудиозапись "Давным-давно" музыка Т. Хренникова, стихи Г. Гладкова, из спектакля "Давным-давно";
  • аудиозапись "Генералам двенадцатого года" музыка А.Петрова, стихи М.Цветаевой из к/ф "О бедном гусаре замолвите слово";
  • аудиозапись "Мы - армия народа" ("Священные слова - Москва за нами! - мы помним со времён Бородина") - военный марш. Музыка: Г. Мовсесян, слова: Р. Рождественский, исполняет: Анс. МВО МО СССР;
  • дидактический материал: карточки с заданиями, фрагменты исторических документов;
  • грамоты для награждения команд;
  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART Board и оборудование к ней.

Форма проведения урока: дидактическая, обучающая игра.

Подготовка к уроку

За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

Домашнее задание:

Подготовьте текстовой и иллюстративный материал рекламы, которая вызовет интерес к путешествию по историческим местам, связанным с событиями 1812 года или посещению исторических памятников 1812 года. (Реклама должна быть оформлена в виде компьютерной презентации (в формате PPT) и содержать 8-10 слайдов).

Прочитайте дополнительную литературу о Бородинской битве и вспомните способы работы с историческими документами.

Этапы дидактической игры:

  1. Представление команд.
  2. Творческая разминка.
  3. Конкурс "Давным-давно окончен бой".
  4. Конкурс "Отгадай героя" ("России верные сыны").
  5. Конкурс капитанов команд "Знаешь ли ты?".
  6. Конкурс "Во славу Отечества".
  7. Конкурс "Найди слово".
  8. Конкурс "Исторический синквейн".
  9. Конкурс "Домашнее задание" ("Время незабвенное 1812-2012 гг.").
  10. Конкурс "1812 год в памяти народной".

Ход дидактической игры

Объяснение правил игры:

В игре принимают участие учащиеся 8 класса, которые разделены на 2 команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы "Отечественная война 1812 года".

Выявляется победитель (команда).

Ученики, активно принимавшие участие в игре, получают оценки.

Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри игры: администрация школы, родители учеников, учащиеся старших классов.

Дидактическая, обучающая игра приобретает характер общественного смотра знаний.

Вступительное слово учителя:

Отечественная война 1812 года - одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Поэтому "гроза 1812 года" вновь и вновь привлекает к себе внимание. В 2012 году мы будем отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня на уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю.

Этапы дидактической игры

Звучит аудиозапись "Давным-давно" музыка Т. Хренникова, стихи Г. Гладкова.

Представление команд. (Название, эмблема, девиз).

Творческая разминка [3].

Задание команде А:

В одном историческом источнике указано: "Бородинское сражение началось рано утром 26 августа 1812 года". Французский историк Рамбо, описывая сражение при Бородине, писал: "8 сентября 1812 года завязался бой". Как объяснить это расхождение в источниках?

(Оба источника правы: дата в первом случае указана по старому стилю, во втором - по-новому).

Ни во Франции, ни у нас перед нашествием французов не знали, где это - Бородино. "Бородино" стало известно одной русской женщине, вся дальнейшая жизнь которой оказалась, связана с этим святым местом. С чьим женским именем неразрывно соединено название безвестной деревеньки, Бородинского поля?

(С игуменьей Марией, в миру - Маргаритой Михайловной Тучковой, урождённой Нарышкиной. Ещё в июне 1812 г., при переходе полка её мужа, генерал-майора Александра Алексеевича Тучкова из Минской губернии к Смоленску, ей приснился вещий сон. Она видела висящую перед ней в рамке надпись, чётко начертанную кровавыми буквами на французском языке: "Ton sort se desidera a Borodino!" -"Твоя участь решиться в Бородине!".)

Как назвал Наполеон Бородинское сражение?

("Московская битва - моё самое великое сражение: это схватка гигантов").

Назовите первый памятник на Бородинском поле, возведённый "для вечного поминовения воинов, на сем месте убиенных".

(Это храм Спаса нерукотворного, построенный в 1820 г. М.М. Тучковой).

Задание команде Б:

1.1. Рецепт, какого продукта питания родился в Бородине?

(Бородинского хлеба, название его - от Спасо-Бородинского монастыря).

1.2. Кто из французских маршалов получил титул князя Московского?

(Мишель Ней, за доблесть, проявленную в сражении).

1.3. Кому принадлежало село Бородино и земли, где произошло сражение?

(Семейству Д.В. Давыдова).

Трагическая, необычайная судьба была уготована Бородинскому полю ещё задолго до героической битвы. Четыре речки текут здесь; особую значимость их названий заметил Фёдор Глинка: "День битвы Бородинской, день войны, битвы, стона, огня!". Назовите эти реки и ручьи.

(Войня, Колоча, Стонец, Огник).

Конкурс "Давным-давно окончен бой" (работа с историческими документами). <Приложение 1>

Среди историков нет единого мнения о том, чем являлась для России Бородинская битва: победой или поражением. Одни считают, что победа была за Россией: нравственная, моральная. Другие считают, что ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей, и поэтому была ничья. Третьи считают победителем в битве Наполеона - с точки зрения материальных потерь.

На основе исторических документов выскажите свое мнение о том, чьей победой закончилась Бородинская битва. При ответе используйте схему Бородинского сражения, размещенную на интерактивной доске. Свою позицию обоснуйте.

Конкурс "Отгадай героя" ("России верные сыны").

Команды получают листы с фрагментами текста поэм и стихотворений о героях войны 1812 года.

<Приложение 2>

На интерактивной доске демонстрируются репродукции портретов "славных сынов Отечества" (М. Кутузов, Д. Давыдов, А. Фигнер, Н. Раевский, М. Барклай-де-Толли, И. Дорохов).

Звучит аудиозапись "Генералам двенадцатого года" музыка А.Петрова, стихи М.Цветаевой из к/ф "О бедном гусаре замолвите слово".

На интерактивной доске под каждым портретом напишите фамилию героя и прочитайте соответствующее ему стихотворение.

Конкурс капитанов команд "Знаешь ли ты?".

5.1. Знаете ли Вы?

<Приложение 3>

Задание капитану команды А:

Капитан получает текст басни И.А. Крылова "Волк на псарне".

Отражение, какого исторического события показано в этой басне? Какова ее мораль?

Задание капитану команды Б:

Капитан получает текст басни И.А. Крылова "Ворона и курица".

Отражение, какого исторического события показано в этой басне? Какова ее мораль?

Ответы капитанов команд А и Б:

<Приложение 4>

5.2. Ни один род войск в русской армии не был так, прославлен и не дал России столько великих имен, как гусары. Назовите имена знаменитых гусар.

(Д. Давыдов, И. Дорохов, Н. Дурова, А. Фигнер, А. Сеславин).

5.3. Знаете ли Вы, театральные спектакли и художественные фильмы о гусарах?

  • "Давным-давно" А.Гладков (1941);
  • "Гусарская баллада" реж. Э. Рязанов (1962);
  • "Война и мир" реж. С. Бондарчук (1967);
  • "Дамы и гусары" фильм-спектакль реж. А. Ниточкин, А. Ремезова (1976);
  • "Сватовство гусара" реж. С. Дружинина (1979);
  • "Эскадрон гусар летучих" реж. С. Ростоцкий (1980);
  • "О бедном гусаре замолвите слово" реж. Э. Рязанов (1980);
  • "Два гусара" реж. В. Криштофович (1984).

Конкурс "Во славу Отечества".

Знаете ли Вы русские боевые награды эпохи 1812 года?

Команды получают фотографии пяти высших русских орденов эпохи 1812 года.

Заполните следующую таблицу:

Название ордена Год учреждения ордена Девиз Степени Награжденные
(имена героев 1812 года)
Императорский орден Святого апостола Андрея Первозванного 1698 "За веру и верность" 1 А.П. Тормасов,

П.Х. Витгенштейн,

М.Б. Барклай-де-Толли

Орден Святого Александра Невского 1725 "За труды и Отечество" 1 Д.С. Дохтуров,

М.А. Милорадович,

А.И. Остерман-Толстой,

Н.Н. Раевский

Императорский орден Святого Равноапостольного князя Владимира 1782 "Польза, честь и слава" 4 А.И. Горчаков,

Д.В. Васильчиков,

А.К. Денисов

Орден Святой Анны 1797 "Любящим правду, благочестие и верность" 4 А.П. Мелиссино,

А.П. Ожаровский,

М.М. Бороздин

Е.Ф. Канкрин

Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия (Орден Святого Георгия) 1769 "За службу и храбрость" 4 М.И. Кутузов,

М.Б. Барклай-де-Толли,

Л.Л. Бенигсен

Конкурс "Найди слово".

Общее задание командам А и Б:

Найдите ключевое слово из 10 букв, которое означает любовь к отечеству (по вертикали) - (Патриотизм).

По горизонтали впишите:

  1. Холодное оружие, находившееся на вооружении тяжелой конницы в русской армии - (Палаш).
  2. Генерал, возглавлявший русскую кавалерию во время Бородинского сражения 1812 года. - (Уваров).
  3. Название кремневого ружья в русской армии. - (Флинта).
  4. Руководитель партизанского отряда во время Отечественной войны 1812 года. - (Курин).
  5. Название деревни, у которой произошло сражение накануне Бородинской битвы. - (Шевардино).
  6. Название наплечных знаков различия на мундирах офицеров и генералов русской армии. - (Эполеты).
  7. Название в русской армии нарезной винтовки. - (Штуцер).
  8. Головной убор, который носили в русских войсках в первой половине ХIХ века. - (Кивер).
  9. Название танца в ХIХ в., который знаменовал кульминацию бала. - (Мазурка).
  10. Название украшения из перьев на головных уборах офицеров и генералов русской армии. - (Плюмаж).

Конкурс "Исторический синквейн".

Общее задание командам А и Б:

Сочините синквейн о войне 1812 года. (Синквейн - это пятистрочный стих. Это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях).

На интерактивной доске демонстрируются фрагменты художественного фильма "Война и мир" реж. С. Бондарчук.

Ответ команды А:

  • Наполеон
  • Прославленный, смелый
  • Воевал, ликовал, бежал
  • "Открыл себе он путь через Россию к аду"
  • "Маленький капрал"

Ответ команды Б:

  • Кутузов
  • Доблестный, прекрасный
  • Возглавил, разбил, победил
  • "Русь от врага освободил"
  • Герой

Конкурс "Домашнее задание" ("Время незабвенное 1812-2012 гг.").

Представление рекламы (компьютерных презентаций) команд А и Б.

Конкурс "1812 год в памяти народной".

Общее задание командам А и Б:

Назовите литературные, музыкальные и художественные произведения, посвященные героизму и отваге русских людей в войне 1812 года.

(Отвечает каждый участник команды по очереди, если не знает, ход переходит другой команде.)

Ответы команд А и Б:

<Приложение 5>

Итог урока:

Сегодня на уроке мы изучили страницы подвига и победы русских людей в войне 1812 года. "Героями не рождаются" ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос "что ближе, дороже - ты сам или Родина" человек находит свой ответ. Каждый должен быть патриотом своей Родины, любить свое Отечество, и заботиться о нем.

Идя на подвиги,
Не алчут орденов,
Не бредят
Благодарностью державы,
Не узнают примерный вес чинов,
Достойных стать
Эквивалентом славы.
Идя на подвиги,
Не ведают о том,
Насколько щедрость родины огромна,
И называют чрезвычайно скромно
Все то, что станет подвигом потом.

Деловая игра "Славься ввек, Бородино!" показала не только Ваши знания, но и умение применять их на практике. Многие задания были проблемными, носили творческий характер, но, проявив смекалку, Вы справились с ними.

Звучит аудиозапись "Мы - армия народа" муз. Г. Мовсесян, сл. Р. Рождественский.

Жюри подводит итоги дидактической, обучающей игры.

Команда победитель в дидактической, обучающей игре награждается почетной грамотой.

Наиболее отличившимся участникам команд выставляются оценки.

Список литературы.

  1. Герои 1812 года / Сост. В. Левченко. - М.: Мол. гвардия, 1987. - 608 с.
  2. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 256 с.
  3. Сухарева Е.А. Интегрированный урок (литература + история) по теме "Гроза 12-го года настала..." (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам). // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008 / 2009 учебный год (https://urok.1sept.ru).
  4. Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. М.: Мысль, 1988. - 348 с.