Югра – мой край родной

Разделы: Работа с дошкольниками


В Сургуте я живу, Сургутом дорожу!
Маленькая родина всё равно большая,
Ведь она единственная.
Ж. Ренар.

Цель: обогащение и расширение знаний о городе Сургуте, у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Расширить знания о своей стране – России.
  • Знакомить с историей г. Сургута.
  • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.
  • Дать знания о своеобразии жизни народов Ханты и Манси (природа, жилища, одежда, труд).
  • Воспитывать нравственно – патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего края и страны.
  • Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.

Моя малая Родина…. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями “своей” социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы впервые годы жизни ребёнка, во многом зависит всё его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, который усваивает ребёнок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живёт.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной город.… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми и полезными ископаемыми.

Сургут – город окружного подчинения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, один из старейших городов Сибири, основанный вскоре после присоединения западносибирских земель к российскому государству в конце шестнадцатого века.

Город стоит на правом берегу великой сибирской реки Оби, в среднем её течении.

История основания Сургута уходит во времена Ивана Грозного и Ермака. Достоверно известно, что в 1594 году в Сургуте уже развернулось строительство деревянной крепости, Троицкой церкви, других сооружений. В настоящее время по датировке царского указа принято годом основания считать 1594 год.

Население в 2002 году 285027 (291800 в 2005 году).

Название города по одной из версий происходит от слов ханты “Сур”(рыба) и “гут”(яма). По другой же версии, в переводе из хантыйского “Сургут” – “рыбное место”.

Сначала Сургут представлял собой небольшую крепость с двумя воротами, четырьмя глухими и одной проезжей башнями. В первые годы возвели здесь церковь, воеводский двор, жилые дома. Все строения были деревянными. Первое население Сургута состояло в основном из казаков и стрельцов, город играл роль форпоста дальнейшего продвижения русских на восток и север для освоения новых территорий.

Самыми распространёнными занятиями местных жителей были рыбная ловля, охота на пушных зверей и дичь. Они занимались выделкой кож и шкур, заготовкой кедрового ореха, ягод, грибов, пошивом обуви и одежды, кузнечным делом, держали много собак для охоты и езды.

Главным видом транспорта был водный. На стругах сюда приплыли первые русские люди, основатели города. После создания паровых машин и пароходов вблизи Сургута оборудовали пристань. Первый Сургутской телефон появился в начале девятнадцатого века.

С полным основанием считается, что Сургут рождался дважды. Первое его рождение проходило под перезвон топоров наших далёких предков, а второе сопровождалось мощным гулом нефтяных фонтанов.

42% Сургутского района занимают родовые угодья, где проживает около 300 семей коренного населения.

В середине двадцатого столетия геологоразведочная экспедиция под руководством молодого инженера – геолога Фармана Салманова высадилась в Сургуте для поиска нефтяных месторождений. В Сургуте создана Юганская разведка структурно-поискового бурения. В тяжелейших бытовых условиях, при минимуме техники велось разведочное бурение. Четыре года поиски были без результатными, но затем открытия крупных месторождений последовало одно за другим.

В 1960-х годах город стал центром добычи нефти и газа. 25 июня 1965 рабочий поселок Сургут был преобразован в город.

Сургут экономически связан с нефтедобычей и переработкой природного газа. Наиболее важные предприятия "Сургутнефтегаз" и "Сургутгазпром" . Электрические установки Сургута ГРЭС – 1 и ГРЭС – 2 производят свыше 7200 МВт и поставляют большинству регионам относительно дешевую электроэнергию.

За плечами Сургута – слава топливного кормильца России. Это мощный речной порт, крупнейший железнодорожный узел Западной Сибири, современный и хорошо оснащённый аэропорт.

Сургут имеет свой герб и свой флаг. Он внесён в государственный геральдический реестр РФ.

“В золоченом поле – чёрная с серебристым концом хвоста лисица, идущая по Лазаревой земле” – таково официальное описание герба. От первоначального варианта, учреждённого ещё Екатериной 2, остался единственный элемент – лисица. Всё остальное специалисты по геральдике сочли лишним. Сегодня в Сургуте в мире и согласии живут, трудятся, растят детей, строят дома, добывают нефть люди десятков национальностей. Учитель – просветитель Аркадий Знаменский, историк – краевед Флегонт Показаньев. Руководитель и организатор первых нефтяных лет Сургута Василий Бахилов. Первооткрыватель приобской нефти Фарман Салманов, президент нефтяной компании Сургутнефтегаз Владимир Богданов, директор Сургутской ГРЭ – 1 Владимир Губанов – это список имён людей, выдающихся и достойных, составивших гордость и славу города, можно ещё продолжать и продолжать. В честь этих и ещё многих выдающихся людей названы улицы города Сургута. В нашем городе много достопримечательностей связанных с прошлым и настоящим.

Имеется историко-культурный центр “Старый Сургут”.

Сегодня Сургут – крупнейший промышленный и культурный центр Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Тюменской области, один из главных центров нефтедобывающей промышленности России. Его называют столицей нефтяного края, индустриальным и энергетическим сердцем Севера.

Диапазон объектов, с которыми знакомят, старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

– повсюду люди трудятся для всех;
– везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
– повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
– люди берегут и охраняют природу;
– есть общие и национальные праздники и т.д.

Быть гражданином патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Приложение. Фотографии.