Литературно-музыкальная композиция, посвященная празднику Победы в Великой Отечественной войне

Разделы: Внеклассная работа


В оформлении зала использованы фотографии и плакаты военного времени.

На сцене: склоненные знамена, на возвышении воинская каска, перед ней цветочная корзина.

Выходят ученицы 11 класса с гвоздиками.

Начало мая.
Красные гвоздики,
Как слезы тех далеких страшных лет.
И ветеранов праведные лики,
Особенно, которых больше нет.
Идут по телевизору парады,
Горят в архивных фильмах города.
Тем, кто остался, раздают награды.
И, кажется, что было так всегда.
Война еще исчезнуть не готова.
Те годы - миллионы личных драм.
А потому, давайте вспомним снова
Всех тех, кто подарил Победу нам.

Девушки возлагают к каске гвоздики.

На сцену выходят ученики начальной, средней школы и учитель, олицетворяя все послевоенные поколения.

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!

На экране под музыку показываются слайды с видами природных уголков России.

Выходят учащиеся старшей школы.

22 июня 1941 года. Эту дату наш народ не забудет никогда.

Раним утром на мирно спящие города и села обрушился страшный бомбовый удар.

Вся граница Советского Союза от Баренцева моря до Черного была атакована немецко-фашистскими войсками.

Чтобы по достоинству оценить подвиг нашего народа, надо вспомнить, что только за первый день войны немецкие войска на некоторых участках фронта продвинулись от 35 до 50 км.

А к исходу четвертого группа армий “Центр” вторглась на территорию СССР до 200 км.

К концу лета захватчики контролировали территорию в 1,8 млн. кв. км. Здесь до войны проживало почти 42% населения страны, производилось до 70% чугуна и стали, добывалось свыше 60% угля, находилось более 40% железных дорог. Почти половина посевных площадей оказалось на территории, занятой гитлеровцами.

Звучит запись песни “Вставай страна огромная” (стихи В. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александров) в исполнении Краснознаменного ансамбля им. Александрова (сначала громко, постепенно стихая).

Каким же огромным желанием победить, мужеством, силой духа должен был обладать весь народ, вся страна, чтобы за четыре трудных года не только полностью освободить свою территорию, но и заставить врага безоговорочно капитулировать.

Выходят учащиеся средней школы.

Война. Страшней нет ничего на свете,
“Для фронта всё!” – девиз страны таков,
Трудились все: и взрослые, и дети
В полях и у мартенов, у станков.
Фронт обеспечить! – нет важней задачи,
Трудились для победы все в тылу,
Бойцам в боях не выстоять иначе,
Труд для победы заслужил хвалу.
Всё отдавали фронту для победы,
Тыл только крохи оставлял себе,
Терпели стойко тяжести и беды,
Чтоб быстро одолеть врага в борьбе.
Тыл обеспечил армию надёжно,
Оружие – основа всех основ,
Хотя пришлось невероятно сложно,
Но армии шли смело на врагов.
Если хочешь узнать о войне
И о майской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма с фронта тебе почитать.

Звучит “Ариозо матери” (автор текста - Рублев Г. , композитор - Новиков А.) в исполнении учителя музыки.

На сцену выходят учителя. Читают фронтовые письма.

1-е письмо

Двадцать два ему будет всегда.
"Мама, я здоров и живой..."
А наутро последний бой.

2-е письмо

Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.

3-е письмо

Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле речушку,
Вновь и вновь вспоминаю вас.

Из письма Михаила Ревы жене с фронта.

“...Прошу тебя, Анна, не плакать. На мою долю выпало большое счастье — защищать Родину. Большего счастья не надо, только бы мы увиделись с тобой. Если надо будет отдать жизнь во имя поставленной командованием задачи, я отдам ее с гордостью.

К вам в Донбасс движется банда Гитлера. Если ты не сможешь эвакуироваться, то поезжай к моим родным и делай хотя бы что-нибудь на пользу нашей армии. Береги нашего сына. Целую тебя и сына. Михаил”.

Учителя поют песню “Москвичи” (Слова Е. Винокурова, музыка А. Эшпая).

Выходят учащиеся старших классов.

Для всех, погибших на войне,
Пусть общим памятником станет
Надежный мир в родной стране,
Когда фашизм бесследно канет.

Одна лишь просьба есть у нас:
"Потомки, память сохраните!"
Мы жизни отдали за вас,
А вы Россию берегите!

Старшеклассники поют песню “Письмо из 45” (Слова М. Ясень, музыка И. Лученка) (юноши исполняют слова куплетов, девушки припев).

Выходят учащиеся средней школы.

Давно закончилась война,
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты, —
За Брест, Москву, за Сталинград
И за блокаду Ленинграда,
За Керчь, Одессу и Белград,
За все осколки от снарядов.
А по ночам им до сих пор
Бои под Бугом где-то сняться
И “мессеры” строчат в упор
И из ложбинки не подняться.

Звучат аккорды песни “На безымянной высоте” (слова М. Матусовского, музыка В. Баснера из кинофильма "Тишина").

Выходят учащиеся средней школы, разыгрывается сценка “В землянке” (строится землянка, выносятся деревянные пеньки; учащиеся, одетые в военную форму, раскладывают карту).

Исполняется песня “На Безымянной высоте”.

Выходят учащиеся средней школы.

Победа! Как она досталась?
Каким путем вы к ней пришли?
И раны были, и усталость,
И шрамы на груди земли.
Далекое время вам кажется близким,
Да нет очень многих друзей среди вас —
Пути отмечая, стоят обелиски,
Ведут о боях молчаливый рассказ...

Звучит запись песни В.Высоцкого “На братских могилах” в исполнении группы “Любэ”, на фоне которой на экране демонстрируются слайды с фотографиями братских могил.

Выходят учащиеся средней школы.

День Победы! И в огнях салюта
Будто гром: “Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да буквально каждую минуту
Погибало десять человек”.
Как понять и как осмыслить это:
Десять, крепких, бодрых молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!
И вот так четыре горьких года,
День за днем – невероятный счет!
Ради нашей чести и свободы
Все сумел преодолеть народ!

Выходят учащиеся начальной школы.

Вот так новость: бабушка сказала,
Что она сражалась в партизанах!
Ты ж трусиха, милая бабуля...
У меня — пустяшная простуда,
У тебя — сейчас же с сердцем худо.
Если оцарапаюсь до крови,
Ты теряешь все свое здоровье.
А когда в кино палят из пушек,
Ты же сразу затыкаешь уши!
Бабушка в ответ сказала тихо:
- Верно! Я тогда была трусиха...
И тогда при виде чьей-то крови
Начисто теряла я здоровье,
А когда с пригорка пушка била,
Мне за всю деревню страшно было!
Только за себя я не боялась.
Так вот и в отряде оказалась.

Исполняется песня “Прадедушка”. (Слова М.Загот, музыка А.Ермолов)

Выходят учащиеся средней школы.

Со временем всё зарастает былью,
Что связано с минувшею войной,
Уж не приходят вдовы к надмогилью,
Траншеи битвы заросли травой.
Я слышала:
Где кровь на землю пролилась из горячей раны
- По весне расцветают маки
Величественно и багряно.
Терпкое материнское молоко-
В их тонких зеленых жилах.
Они пламенеют,
Как факелы.
Значит, павшие живы!..
Я видела, как степи весной цветут
Там, где когда-то гремели атаки.
Идешь - и на сколько хватает глаз: Маки, Маки, Маки!

Девушки старших классов исполняют песня “Маки” (авт. Ю. Антонов).

Учащиеся начальной школы исполняют “Танец с маками” (дети одеты в костюмы цветов).

Выходят учащиеся средней школы.

Промчались годы мирные мгновенно,
Проходит в жизни быстро все, дым
Но память о героях незабвенна:
Поклонимся и мертвым, и живым!
Прошли солдаты шквал свинцового огня
Сквозь пыль дорог прошли, сквозь лед и пламя.
Мы, их потомки, память сохраняя,
Равняемся на тех, кого нет с нами.
На тех, кто принял смерть тогда в боях,
Кто не услышал маршей тех победных,
Так помолчим, давайте, в память об отцах,
Геройски павших прадедах и дедах.

На экране фотография Могилы неизвестного солдата, звучит в записи звук метронома.

Все встают. Минута молчания.

Выходят учащиеся средней школы.

Погибшим и живым героям слава!
Европу от фашизма спас солдат,
Хотя живых героев очень мало,
Как в сорок пятом, выйдут на парад.
Такое площадь знала лишь однажды,
Однажды только видела земля:
Солдаты волокли знамена вражьи,
Чтоб бросить их к подножию Кремля.
Парад Победы. Только барабаны,
Парад Победы. И шаги, шаги...
Вот, что такое “русские cолдаты” -
Взгляните и запомните, враги!

На экране демонстрируются документальные кадры Парада Победы в июне 1945 г.

Выходят учащиеся начальной школы.

В этот светлый праздник Победы,
Мы помним, гордимся, чтим,
Память наших отцов и дедов,
И за мир их благодарим.
Желаем вам, дорогие,
Чтоб болью не ныли раны!
Чтоб радовали вас родные!
Мы помним о вас, ВЕТЕРАНЫ!

Учащиеся вручают цветы ветеранам, которые присутствуют в зале.

Что останется нам в наследство от наших дедов и отцов?

Конечно, любящее сердце к земле родной - основе всех основ!

Какая Родина красивая! Ты погляди.
Моя земля, моя Россия,
Мы все наследники твои.
И в дни войны и в лихолетье они Россию сберегли.
И завещали своим детям сберечь страну, как деды их смогли.
Какая Родина красивая! Ты погляди.
Моя земля, моя Россия.
Мы все наследники твои.

Учащиеся страшней школы под звуки музыки торжественной выносят из зала корзину цветов для возложения ее к Вечному огню у Кремлевской стены.