Автор и его герой (по 1-й главе романа в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина)

Разделы: Литература


Цели урока

  • Обучающая - продолжить знакомство с главным героем романа; на основании 1 главы определить причины хандры Онегина; сопоставив героя с автором, выяснить, почему попытки героя бороться с хандрой окончились неудачей.
  • Развивающая - развивать умение анализировать текст художественного произведения; грамотно и аргументированно строить свои высказывания; составлять сравнительную характеристику персонажей.
  • Воспитательная - воспитывать вдумчивого читателя, с уважением относящегося к поэтическому слову; воспитывать правильное понимание смысла жизни и назначения человека.

Ход урока

Проверка домашнего задания: на основе 1 главы романа описать один день из жизни Онегина и ответить на вопрос, почему только один день из его жизни в Петербурге подробно описан Пушкиным.

Объяснение нового материала. Попробуем выяснить отношение Онегина к событиям этого дня. Найдем ключевые слова, которые помогут нам понять, что переживает герой на протяжении дня (в результате в тетрадях делается следующая запись):

- Пробуждение Онегина - "всё равно".

- Онегин в театре - "недоволен", "в: рассеянье взглянул", "зевнул", "надоел".

- Онегин в своём кабинете - "боясь ревнивых осуждений, в своей одежде был педант", "он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил" (попутно замечаем, что "боязнь ревнивых осуждений" приведёт героя к трагической ошибке: Онегин не посмеет отказаться от дуэли с Ленским именно по этой причине).

- Онегин на балу - "полусонный в постелю с бала едет он".

Вывод: герою "всё равно", как пройдёт его день, ему скучно в театре и на балу, только в кабинете он "три часа" занимается своей внешностью, видимо, это ещё не успело ему надоесть. Что же явилось результатом подобного образа жизни? В XXXVII и XXXVIII главах читаем (и записываем):

"...рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум:
Измены утомить успели,
Друзья и дружба надоели:"

"...разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец:"

"...к жизни вовсе охладел.
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего".

Как автор называет это состояние Онегина? Это "русская хандра", иначе "тоскующая лень" (VIII строфа), "душевная пустота" (XLIVстрофа). В чём же причина "тоскующей лени", в результате чего образовалась "пустота" в душе героя? Ответ содержится в XXXVI строфе 1 главы. Выпишем следующие слова и понятия: "забав и роскоши дитя", "блистательные победы", "вседневные наслаждения" (поэтому и был так внимателен Онегин к своей внешности: ведя подобный образ жизни, необходимо безукоризненно выглядеть). Жизнь героя "однообразна и пуста", так как развлечения сменяют одно другое, но в ней нет ничего, кроме развлечений! Итак, хандра - закономерный результат жизни, потраченной на "забавы" и "наслаждения".

Однако Онегин не сдаётся, он пытается найти выход из состояния хандры, начинает с ней борьбу (в тетради делается запись):

- "Онегин дома заперся, зевая, за перо взялся, хотел писать - но труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его".

- "Читал, читал, а всё без толку", "как женщин, он оставил книги".

- "Два дня ему казались новы
Уединенные поля:
На третий роща, холм и поле
Его не занимали боле;
Потом уж наводили сон;
Потом уже увидел он,
Что и в деревне скука та же:".

Мы видим, что все попытки Онегина обречены на провал. Что бы он ни делал, "хандра ждала его на страже". Почему так, ответим чуть позже, а сейчас обратимся ко второму действующему лицу 1 главы - автору. Он называет Онегина своим добрым приятелем, и у них, действительно, много общего (находим все вместе): общий возраст, воспитание, общие друзья, черты характера, образ жизни. Но автор подчёркивает: "Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной". В чём же эта разница? Сопоставим отношение Онегина и автора к жизненным событиям и явлениям (в тетрадях делается запись):

  Автор Онегин
Театр "Волшебный край!"

"Мои богини!"

"Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел".
Бал "Я был от балов без ума"

"Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость"

"Полусонный в постелю с бала едет он"
Деревня "Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой"

"Я был рожден для жизни мирной, для деревенской тишины"

"Роща, холм и поле
Его не занимали боле"

"В деревне скука та же"

Любовь "Вздыхать о сумрачной России,
Где я страдал, где я любил,
Где сердце я похоронил"
"Но я, любя, был глуп и нем"
"Как рано мог он лицемерить"

":рано чувства в нем остыли"

Творчество "И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу"
"Онегин: за перо взялся,
Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его"

Вот и ответ на вопрос, почему бесплодными оказались попытки Онегина избавиться от хандры. У автора есть труд, творчество, и это наполняет его жизнь смыслом, придает ему оптимизма, является лекарством от всех болезней:

"Прошла любовь, явилась муза:
Пишу, и сердце не тоскует:" (LIX строфа)

Автору тоже знакомо разочарование, хандра, но он сумел преодолеть эту болезнь. С ним всегда рядом природа, друзья, любовь, творчество. Онегин, жизнь которого составлена из удовольствий и развлечений, не приучен к труду, не знает, что такое творчество (но это пока, через несколько лет он напишет письмо Татьяне, не уступающее по силе чувств и совершенству формы любовной лирике самого Пушкина). Но сейчас "неподражательная странность" Онегина, "мечтам невольная преданность" и "резкий, охлаждённый ум" находят себе применение лишь в "язвительных спорах", в "шутках, с желчью пополам", и в "злости мрачных эпиграмм".

Вспомним, к кому из героев русской литературы можно отнести подобную характеристику. (К Чацкому).

Домашнее задание.

Чацкий, Молчалин, Онегин - люди примерно одного возраста. Онегин и Чацкий - дворяне, они вполне могли встретиться на одном из балов, приёмов. Молчалин, как секретарь московского "туза", тоже мог бы оказаться там. Подумайте, какую позицию по отношению к Чацкому и Молчалину занял бы Онегин, как могли бы сложиться его взаимоотношения с тем и другим. Аргументируйте его точку зрения.

Литература: Долинина Н.Г. Прочитаем "Онегина" вместе. Печорин и наше время: Эссе - Л.: Дет. лит.,1985