Хлеб – всему голова!

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


(Слайд 1).

(Слайд 2).

Цель урока:

  • Ознакомить учащихся со значением хлеба.
  • Способствовать пониманию учащимися нравственного значения бережного отношения к хлебу, традиций и обычаев употребления хлеба.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду людей, под руками которых рождается хлеб.
  • Формировать культуру отношения к хлебу как богатству и  достоянию страны.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

(Слайд 3).

Учитель: Мы с вами посвящаем сегодня наш разговор главному предмету на столе – хлебу.
Ведь хлеб – всему голова! У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу насущному. В народных пословицах и поговорках отразилось любовное, бережное отношение русского человека к хлебу.

(Слайд 4).

Предлагаем проверить ваши знания о хлебе. Продолжите пословицу:

  • Без хлеба куска нам везде… (тоска).
  • Худ обед…(когда хлеба нет).
  • Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной…(отец родной).
  • Рожь поспела, берись…(берись за дело).
  • Что посеешь, то и…(пожнешь).
  • Пахать – не в дуду…(играть).
  • Хлеб да вода – молодецкая…(еда).
  • Будет день – будет и…(хлеб).
  • Хлеб наш насущный – хоть черный, да…(вкусный).

Нескольким ученикам предлагается сделать сообщения из истории создания хлеба:

(Слайд 5).

1-й ученик: В древней Греции считали, что искусство хлебопечения – это дар богини плодородия Деметры. Ее посланец – отважный юноша Триптолем, на колеснице, запряженной крылатыми змеями, побывал во всех уголках земли и научил людей печь хлеб.

(Слайд 6).

2-й ученик: В музее хлеба швейцарского города Цюриха хранится лепешка, которой от роду 6 тысяч лет. Ее обнаружили на месте высохшего озера при раскопках. В музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный 3 400 лет назад.

(Слайд 7).

3-й ученик: При раскопках гробницы фараона Тутанхамона археологи нашли маленькую зернотеку. По приданию, юный фараон размалывал на ней дневную порцию зерна для выпекания хлеба во дворце.

(Слайд 8).

4-й ученик: Имя хлебу дали пекари Древней Греции. Для выпечки хлеба использовались глиняные горшки – формы, которые назывались “клибанос”. Отсюда и возникло название “хлеб”.

У древних готов хлеб называли “хлайфс”; в старонемецком языке – “хлайб”; у украинцев – “хлиб”; у эстонцев – “лейб”.

(Слайд 9).

Учитель: Издавна на Руси в честь хлеба слагали гимны, песни, совершали обряды, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни.

(Слайд 10).

Учитель: Хлеб в крестьянской семье всегда резал хозяин – глава семьи. Пекли хлеб из ржаной муки на капустных, дубовых и кленовых листьях. Ни один хозяин не мог позволить себе выбросить хотя бы кусочек хлеба. Весь хлеб съедался, а крошки шли на приготовление кваса или пива. В народе говорили: “Хлеб ногами топтать – народу голодать”. С того времени и сохранилось отношение к хлебу, как к отцу-батюшке, а к земле, как к кормилице-матушке.

(Слайд 11).

Учитель: Сегодня можно выбрать любой хлеб: черный, белый, сдобный, ржаной или пшеничный, круглый или формовой; с тмином, маком, орехами, изюмом. Большое разнообразие и хлебобулочных изделий: баранки, бублики, кулебяки, пироги, пирожки, сайки, батоны, булочки, ватрушки, свадебные шишки, расстегаи и т.д.

(Слайд 12).

Учитель: Мука – основной продукт в приготовлении теста. В ней содержатся практически все питательные вещества. Она богата углеводами, белками, жирами, минеральными веществами. Перед замешиванием муку обязательно просеивают через сито. При этом она обогащается воздухом, а значит, тесто будет легче замешиваться и лучше подыматься. Для приготовления хлеба необходимы следующие продукты: мука, дрожжи, вода, соль, подсолнечное масло.

(Слайд 13).

Недавно в нашей станице проходил праздник хлеба. В нем принимали участие многие земляки, а также наши учащиеся вместе с родителями. Вот какие пироги они испекли!

(Слайд 14).

Ученикам предлагается рассказать о профессиях людей, которые трудятся для того, чтобы на нашем столе каждый день стоял румяный, пахучий хлеб.

(Слайд 15).

Ученик: У нас в станице есть знаменитый хлебокомбинат. На нем работают замечательные люди – профессионалы: Скоркин С.Ф., Кузнецова Т.В., Косолапова Г.А., Денисов В.В. Они дарят нам вкусный, пахучий хлеб. Эти люди имеют много наград и дипломов за свой благородный и почетный труд. Мы гордимся нашими земляками!

III. Закрепление материала:

Учащимся предлагается ответить на вопросы: (Слайд 16)

  1. Какие традиции и обычаи, связанные с хлебом на Руси дошли до наших дней?
  2. Какие сорта хлеба и хлебобулочных изделий вы знаете?
  3. В чем ценность муки?
  4. Кто дарит нам хлеб?
  5. В какой песне хлеб является мерилом дружбы?
  6. Что вы запомнили из истории создания хлеба?

IV. Заключение:

(Слайд 17).

  1. Выводы.
  2. Подведение итогов.
  3. Домашнее задание: записать и оформить в тетрадях семейные рецепты пирогов, булочек и т.д.