Читаем с пользой

Разделы: Работа с дошкольниками


Воспитание у дошкольников безопасного поведения на улице, знание и соблюдение ими Правил дорожного движения – одна из актуальных проблем сегодняшнего времени.
Как уберечь детей, предотвратить трагедию семьи, никогда не испытать боль бессмысленной и невосполнимой утраты?

В городе Старый Оскол за последние годы много сделано для улучшения дорожного движения: благоустраиваются дороги, строятся тротуары и пешеходные дорожки, внедряются современные средства регулирования движения. Однако принимаемые меры перечёркиваются противоправным поведением участников дорожного движения, недисциплинированностью пешеходов.
По данным статистики последних лет возрастает количество пострадавших в ДТП детей. Неслучайно в некоторых СМИ появилось страшное, но точно отражающее проблему выражение, – «необъявленная война на дорогах».

Малыши часто забывают или вовсе не знакомы с ПДД, не разбираются в разметке дорог, дорожных знаках, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностями взрослых оценивать скорость и расстояние. Ребёнок иначе, чем взрослые переходит проезжую часть дороги. Потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, неточные знания об источниках повышенной опасности могут привести к печальным последствиям.

Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость и импульсивность в поведении детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты.

В дошкольном возрасте восприимчивость у детей к обучению высока, а навыки легко формируются и прочно закрепляются. Посредством развития и обогащения жизненного опыта можно достичь значительных результатов в овладении основными понятиями, умениями и навыками, которые в дальнейшем будут способствовать повышению уровня культуры их поведения на улицах города.

В МДОУ центр развития ребёнка – детский сад №71 «Почемучка» в течение нескольких лет ведётся целенаправленная систематическая работа по обучению дошкольников правилам поведения на улицах и дорогах.

Для того чтобы научить ребёнка беречь свою жизнь и уметь адекватно действовать в сложных дорожных ситуациях, педагоги ДОУ находятся в постоянном поиске новых, наиболее эффективных методов и приёмов, активизирующих познавательную и самостоятельную деятельность детей.

Организовать работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма без привлечения родителей невозможно, поэтому педагоги всегда стараются найти разнообразные формы консолидации. Ведь родители – это и пешеходы, которые личным примером воспитывают наших детей, и водители, в салонах автомобилей которых сидят дети, и пассажиры городского транспорта.

Используются различные формы сотрудничества с семьями: индивидуальный диалог с отдельными родителями, приобщение к чтению популярной литературы о культуре поведения, приглашение родителей на дискуссионные встречи с участием инспектора ГИБДД, врача – травматолога, проведение показательных мероприятий, практических занятий, например, «Оказание первой медицинской помощи в случае ДТП», размещение информации на стендах, ширмах, папках – передвижках и её регулярное обновление, раздача информационных писем, буклетов, памяток, тематические собрания, изучение положительного опыта семейного воспитания.

Однако некоторые семьи недооценивают и пренебрегают важностью ознакомления их с правилами поведения на улице. Как показали результаты ежегодного анкетирования родителей, не все из них хорошо знают Правила дорожного движения, затрудняются при ответе на вопрос: на какие темы нужно вести беседы? Что читать детям? Допускают случаи сознательного нарушения Правил дорожного движения на глазах детей, ссылаясь на постоянную нехватку времени, терпения и выдержки. Поэтому для них, кроме традиционных форм организации, периодически проводятся информационные дни для ознакомления с состоянием безопасности дорожного движения. В этот день на выставке они знакомятся с новинками методической и художественной литературы, со статьями, сведениями о ДТП за месяц. Им предлагаются игры, книги для занятий с детьми дома.

Художественная литература – универсальное средство воспитания. Недаром в народе говорят: «Хлеб питает тело, а книга – разум»

По мнению учёных (А.М. Виноградовой, Л.П. Князевой, Н.С. Карпинской) помочь осознанию полученных представлений о правилах поведения может художественная литература. Ребёнок старшего дошкольного возраста активно внутренне сочувствует героям и переживает с ними все происходящие события. Дети начинают оценивать своё поведение по аналогии с воспринятым. Литература заставляет ребёнка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Это помогает дошкольнику достичь понимания значимости соблюдения правил безопасного поведения, проиллюстрировать возможные последствия их нарушения.

Проведя анализ детской художественной литературы по ПДД последних лет, педагог пришла к выводу о том, что рекомендовать родителям эту форму работы без оговорок категорически нельзя. Книги, выпускаемые различными издательствами, как и пособия для занятий с детьми, нередко грешат грубыми ошибками, неточностями, невнятностью дорожных ситуаций. Не учитываются современные требования Правил дорожного движения.

Возникает противоречие между необходимостью пропаганды семейного чтения: что читать, как заинтересовать, как правильно построить беседу по прочитанной книге и плохим качеством художественных текстов и иллюстраций. Это в свою очередь отражается на формировании безопасного поведения детей. К ним должны предъявляться единые современные требования.

Некоторые нововведения, которые продиктованы современностью, заслуживают отдельного внимания.

1. Учат: Обходи трамвай спереди, автобус – сзади.

Это правило давно устарело и не спасает, а создаёт аварийную ситуацию, т.к. при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части дороги строго оговорён, и он не связан с обходом маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса последний раз имело место в ПДД в 1958 году!

2. Учат: При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, – посмотри направо.

Это правило также устарело и создаёт опасную ситуацию.

3. Учат: Красный – стоп, жёлтый приготовиться, зелёный – иди.

Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зелёному сигналу. А это очень опасно, т.к. это совсем не так! Ведь в ПДД ни слова не сказано, что зелёный сигнал гарантирует безопасность движения! Пешеход сам должен предпринимать необходимые меры предосторожности. К тому же дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зелёный для пешехода, с другой стороны для водителя горит красный, и наоборот.

4. Учат: Если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или середине дороги.

В Правилах нет понятия «островок безопасности». Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется. Ведь пешеход остаётся между двумя движущимися навстречу друг другу транспортными потоками.

5. Учат: Не играй на дороге, у дороги, а играй во дворе дома.

Но во дворах тоже есть дороги, где водители должны ехать со скоростью не выше 20 км/ч., но это правило не всегда соблюдается. Хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности. [1]

Педагог отмечает, что взрослые, занимаясь с детьми должны сами хорошо разбираться в дорожных знаках. Учиться вместе с детьми недопустимо. На практике часто бывает, что люди путают группы знаков, неправильно их называют, неверно преподносят информацию.

Например, часто ошибаются, объясняя значение знаков 1.20 и 5.16. 1. Оба имеют одинаковое название «Пешеходный переход». Но один из них предупреждающий для водителей, а другой из группы информационно-указательных для пешеходов, что через дорогу нужно переходить именно здесь.

Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети» Он вовсе не предусматривает переход через дорогу в этом месте, а лишь информирует водителя, что на дороге могут неожиданно появиться дети, т.к. рядом школа или детский сад.

Следует помнить, что дорожные знаки в основном предназначены для водителей. Детям нужно знать значение тех знаков, которые работают в первую очередь на обеспечение безопасности пешеходов. Это «Пешеходный переход» (подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Велосипедная дорожка».

К сожалению, в ряде учебных пособий по ПДД, художественной литературе для детей употребляются термины и понятия, десятки лет назад изъятые из ПДД. Это «улица» вместо «дорога», «мостовая» вместо проезжая часть», «машина» вместо «автомобиль» или «транспортное средство», «ряд» вместо «полоса движения», «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал», «постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС». Не существует понятия «островок безопасности». Необходимо чётко представлять различия между терминами, имеющими самостоятельное значение. Например, «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». Потому что употребление несуществующих понятий ведёт к искажению в понимании детьми требований ПДД. Очень жаль, что издательства, выпускающие художественную литературу для детей по ПДД, не подвергают её должной проверке и перепечатывают эти погрешности из года в год.

Будьте очень внимательны при подборе текстовых материалов и иллюстраций для детей при обучении дошкольников дорожной грамоте и рекомендации книг для домашнего чтения!

В заключение, хочется ещё раз напомнить, что ребёнок учится законам дорог, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших в выработке стойкой привычки, как вести себя в соответствии с ПДД – главный фактор в воспитании дисциплинированного участника дорожного движения.

Литература: Методические рекомендации и особенности по обучению Правилам дорожного движения. Отдел пропаганды управления ГИБДД УВД Белгородской области, 2008