"Что там, на самом дне, на морской глубине?"

Разделы: Начальная школа


Цель: на основе математического материала расширить знания учащихся об океанах и их обитателях, закрепить умение решать задачи, навыки устных и письменных вычислений, формировать навык работы с тестами.

Задачи:

Образовательная

  • повторить нумерацию многозначных чисел, формировать умение решать задачи, закреплять навыки устных и письменных вычислений, знание соотношений между различными единицами измерения.

Развивающая

  • развивать познавательные способности учащихся, память, мышление и речь детей, расширять их кругозор.

Воспитательная

  • воспитывать интерес к точным и естественным наукам, прививать аккуратность, любознательность, усидчивость, формировать умение работать в группах.

Оборудование:

  • презентация (Приложение 1)
  • аудиозапись морского прибоя
  • изображения летучих рыб для устного счета
  • глобус
  • фигурки морских коньков и звездочек для поощрения правильных ответов
  • раздаточный материал: конверты с заданиями (Приложение 2)

Ход урока

1. Организационный момент

Наш урок сегодня - необычный, мы отправляемся на экскурсию. Тему экскурсии вы определите сами, выполнив задание. На конвертах, лежащих у вас на партах, стоит шифр. Зачеркните клетки с числами, которые не являются ответами к таблице умножения:

26 35 82 12 74 28 68 8 34 56 5 72 39 21 61 63 83 10 58 81
к м с о м р о с з к е о р е л д е н с о

Итак, мы отправляемся в подводное царство, на самое дно морей и океанов. <слайд 1>

Под аудиозапись морского прибоя учитель читает рассказ:

Когда стоишь на берегу океана, он кажется пустым, безжизненным. На самом деле в нём полно всякой живности. <слайд 2>

Морское дно многие века было недоступно для человека. Ныряльщики за жемчугом и морскими губками были первыми людьми, которые пытались раскрыть тайны океана. В наше время создано множество аппаратов и приспособлений, которые помогают человеку изучать глубины: акваланги, батискафы, водолазный колокол, исследовательские подводные лодки, водолазное снаряжение.

2. Устный счёт

  • Снаряжение водолаза состоит из медного шлема весом 16 кг, жилета с грузами на грудь и спину весом 32 кг, баллона с воздухом весом 24 кг и галош весом 21 кг. Каков вес полного водолазного снаряжения?
  • Сколько весит сам водолаз, если вес его в этом костюме достигает 175 кг?
  • В воде все предметы становятся легче в 4 раза. Сколько кг будет весить в воде 160-килограммовый водолаз? Если в воде водолаз весит 52 кг, то каков будет его вес на берегу?
  • В этом году исполняется 352 года с момента первого проведения водолазных работ. Вычислите, в каком году впервые произошло погружение?
  • Первые водолазные работы были связаны с обследованием затонувшего судна, которое до этого пролежало на дне 360 месяцев. В каком году затонуло это судно?

3. Повторение нумерации многозначных чисел, активизация знаний по окружающему миру

1) Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный - голубой. Почему? (Прием мозговой штурм: учащиеся высказывают различные версии.)

Давайте посчитаем, какова площадь водной поверхности на планете. Известно, что площадь всей поверхности Земли составляет 510 млн. км2, из которых 149 млн. км2 - суша. (Дети выполняют вычисления на печатных листах.) <слайд 3>

Назовите части Мирового океана.

2) Запишите под диктовку величины площадей, а затем перечислите океаны в порядке возрастания:

  • Площадь Индийского океана - семьдесят шесть миллионов сто семьдесят четыре тысячи км?,
  • Площадь Атлантического - девяносто один миллион шестьсот пятьдесят пять тысяч км?,
  • Площадь Тихого океана - сто семьдесят восемь миллионов шестьсот восемьдесят четыре тысячи км?,
  • Площадь Северного Ледовитого океана - четырнадцать миллионов шестьсот девяносто девять тысяч км?.

<слайд 4>

Вычислив значения этих выражений, вы определите наибольшую глубину каждого из океанов:

Тихий океан не только самый большой по площади, но и самый глубокий. Если бы можно было спуститься на лифте в самое глубокое место Тихого океана - Марианскую впадину - пришлось бы ехать 300 минут без перерыва. А сколько часов заняла бы такая поездка?

4. Физминутка

Рыбки плавали, ныряли,
А потом они устали.
Возле лодки на мели
Рыбки стайкой спать легли.
Без подушки, без простынки
Спят серебряные спинки,
Укрываются песком -
Не увидит рыбок сом.
Поутру они проснутся,
От песочка отряхнутся,
Чтоб до вечера опять
В море плавать и нырять.

5. Знакомство с обитателями глубин

Вот мы и готовы к погружению. Но погружаться мы будем не быстро, а постепенно. Почему? (Ответы детей)

Для погружения используем канат, на узлах которого закреплены примеры. Решая примеры, мы спускаемся:

  • 724 + 238 = 962
  • 724 + 258 =
  • 720 + 238 =
  • 624 + 338 =
  • 962 - 724 =

<слайд 5> Ой, какая необычная рыбка! Она не только плавает, но еще и умеет летать! Летучая рыба разгонится под водой, выпрыгнет, расправит свои плавники-крылья - и летит маленьким серебристым самолетиком. Это она так спасается от врагов. Десятки, а то и сотни метров может пролететь высоко над землей эта рыбка. Например, черноморская летучка способна пролететь 100 метров, а тихоокеанская - в 2 раза больше. (Сколько?) Вот только рулить в воздухе она не умеет и иногда шлепается на палубу корабля.

Игра "Молчанка" На доске прикреплены изображения выныривающих летучих рыб с примерами на вычитание. Дети записывают их значения на маркерных досках (8, 12, 26, 35, 54)

Какое число лишнее, почему? (Ответы детей)

Плывем дальше. А тут расшалились морские коньки. Давайте узнаем, какие числа они спрятали.

<слайд 6> Морской конёк - очень необычное существо. Его голова похожа на голову крошечного пони, а тело как у маленького дракончика. Плавает он вертикально, правда, пловец из него никудышный, поэтому он часто цепляется хвостиком за водоросли и поджидает добычу. И тем не менее, конёк - это рыба. У него нет постоянного цвета: сядет на бурую водоросль - станет бурым, на зелёную - позеленеет.

Но, пожалуй, самой необычной особенностью морского конька является способ выхаживания потомства. Существует мнение, что детенышей морских коньков рождает самец. Давайте проверим, так ли это: <слайд 7>

                    = 300 (самка)

180 : 3 · 5

                   = 3000 (самец)

(Проверка с помощью обратной связи)

<слайд 8> Икру мечет самка, но откладывает её в сумку, которая помещается под хвостом у самца. Самец 40 дней носит детёнышей в сумке, а затем выпускает их наружу. Вот откуда взялось ошибочное мнение, что самец морского конька сам рождает детёнышей!

<слайд 9> А вот перед нами странное существо. У него 3 сердца и 4 пары ног. Это :? (осьминог) Да это и не ноги, а скорее - руки-щупальца с присосками, которыми удобно хватать добычу. В случае опасности осьминог плывет очень быстро. Сложит ноги вместе - и мчится. Грести при этом не приходится, ведь у него есть свой "реактивный двигатель". Осьминог набирает воду в специальный мешок и с силой ее выталкивает.

Осьминог приготовил для нас БЛИЦтурнир: <слайд 10>

Задание Изобрази диаграмму Венна Запиши знаками
R - множество рыб

X - множество хищных рыб

  X ... R
Z - множество двухвостых рыб   Z = ...
A - множество аквариумных рыб

d - черноморский дельфин

  d ... А

Далее нам встречается ещё более необычная рыба. Её тело покрыто зубами от головы до хвоста! Что это за рыба, узнаете, выполнив задание.

Вычислите: 7 м 25 см увеличить на 1 м 12 см и 9 м 42 см уменьшить на 1 м 5 см. Сравните получившиеся величины.

<слайд 11> Варианты ответов:

< рыба-меч

= рыба-молот

> рыба-пила

<слайд 12> Рыба-молот относится к акулам. Её голова и впрямь похожа на молот. Иногда она нападает на неосторожных купальщиков.

<слайд 13> Вообще акулы, несмотря на довольно крупные размеры, в основном питаются растительной пищей или креветками - так легче прокормиться. Акула со страшным названием черная колючая - совершенно безопасна для человека. Ее длина не больше 50 см. А вот акулу с названием белая стоит опасаться. Ведь ее второе название - белая смерть или акула-людоед.

У всех акул зубы расположены в несколько рядов и постоянно меняются. Чтобы не утонуть, акулам приходится всё время плавать, ведь в отличие от других рыб, у них нет плавательного пузыря - особого органа, позволяющего удерживать равновесие в воде.

А теперь давайте узнаем, какое животное самое большое в мире. Оно живёт в океане.

  • 32 : 8 (т)
  • 42 : 6 (н)
  • 21 : 7 (и)
  • 18 : 9 (к)
  • 45 : 5 (с)

Выпишите 3 наименьших числа с кодовыми буквами. Какое слово получилось?

<слайд 14> Кит, хоть и живёт в воде, вовсе не рыба, а млекопитающее, своих детёнышей киты кормят молоком. Известно, что кит - крупнейшее из всех животных на Земле. Это животное побило все рекорды - и по весу, и по длине. По росту его можно сравнить с десятиэтажным домом, а по массе он в 10 раз тяжелее самого крупного слона!

<слайд 15> Наш кит решил для вас задачу. Кто может предположить, что за задача это была? (варианты детей)

<слайд 16> А задача была такая:

За неделю 2 кита съедают 16 тонн криля. Сколько криля съедят 5 китов за это время?

Среди имеющихся в конверте найдите подходящую схему.

6. Самостоятельная работа учащихся

Составьте обратные задачи и подберите к ним схемы и решения. (Работа в парах. Включается клип "Море. Релаксация")

7. Проверка <слайды 17-20>

Дети показывают соответствие схемы и решения и рассказывают условие задачи.

8. Рефлексия и итог урока.

Было ли полезным для вас наше путешествие? Что нового вы узнали? Какие обитатели морского дна нам встретились? Что для вас было трудно?

Оцените свою работу.

На доске иллюстрации Корабля знаний и Корабля сомнений. Каждый ребенок прикрепляет морскую звезду на соответствующий корабль.