Формирование эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (91 кБ)


Цели:

1) знать названия детёнышей и их семью,

2) формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок с помощью пиктограмм и цветовых схем,

3) развитие умение передать эмоции с помощью мимики и выразительных движений, образование имён прилагательных путём префиксированного повтора, развитие речевого дыхания и чувства ритма.

Оборудование: картинки с домашними животными, цветовые схемы (радость - красный, грусть - зелёный, гнев - чёрный, испуг - синий, удивление - розовый), пиктограммы (радость, печаль, гнев, страх ).

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Сядет тот, кто стоит за…, перед…, между…, около… и т.д.

2. Развитие мелкой моторики и чувства ритма.

Коготочки

У кошкиной дочки
На лапах коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши.

(Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко “Мяу”).

3. Развитие речевого дыхания: кошка с котятами, корова с телятами, коза с козлятами, собака с щенятами.

Сделать вдох, на выдохе произносить фразу:

Например: кошка с котятами, корова с телятами, коза с козлятами, собака с щенятами.

4. Развитие чувства ритма.

Игра “ Послушай и повтори так же”.

Представь, что по дорожке бежит кошка.

Она прыгает тих-тихо вот так: (Тихие удары кончиками всех пальцев по столу, выполненные через разные промежутки времени).

А вот по дорожке побежал жеребёнок. Его копытца застучали так: (по очереди тихие и громкие хлопки в ладоши).

5. Развитие умения передать эмоции с помощью мимики и выразительных движений.

Пластический этюд на тему “Одинокий печальный щенок” (выражение печали).

Ребёнка просят передать с помощью выразительных движений и мимики эмоции, которые возникают во время прослушивания текста, подобрать цветовую схему. Взрослый читает отрывок из стихотворения А.Л. Барто “Он был совсем один”.

Изобразить при помощи выразительных движений и мимики настроение и поведение щенка.

Один щенок
Был одинок,
Бродил он неприкаянно.
(…) И так расстроился щенок,
Что он завыл отчаянно:
“Я одинок,
Я одинок,
Не нахожу – ууу
Хозяина!...”.

6. Формирование эмоциональной лексики с помощью пиктограммы.

Рассказ “Тим” (печаль).

Однажды пошёл щенок Тим гулять и слышит плач. Подошёл щенок ближе и увидел, что около кустика сидит маленький котёнок и плачет.

Он был очень грустный …(печальный, унылый). Тим спросил у него, почему он плачет. Котёнок ответил щенку, что ему не с кем играть.

Щенок Тим улыбнулся и предложил маленькому котёнку дружить с ним. Котёнок обрадовался.

Почему плачет котёнок?

Что предложил Тим?

Выбери соответствующую пиктограмму.

6. Образование имён прилагательных путём префиксированного повтора. Подобрать признаки к домашним животным.

Щенок – какой? (Чёрный-пречёрный)

Кошечка – какая? (Миленькая-примиленькая)

Телята - какие? (Глупые-преглупые)

7. Подобрать слова-действия к пиктограммам.

8. Игра “Хоровод”. Дети встают в круг и по команде логопеда показывают, двигаясь друг за другом, печального ослика, злого волка, сердитого медведя, весёлую бабочку, удивлённую сову.

Заключение: Передать с помощью пиктограмм своё настроение.