Авторская программа "Зернышко" по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте

Разделы: Работа с дошкольниками


Зёрнышко – названье это
Мною выбрано не зря,
Я не делаю секрета
Из названия друзья.

Ведь из зёрнышка на поле
Прорастает колосок,
Так при подготовке к школе
Детям мы даём урок.

Научиться должен каждый
Четко звук произносить
Это очень-очень важно,
Чтобы грамотными быть.

Слово состоит из звуков:
Мягких, твердых – нужно знать!
Это целая наука
Звук из слова выделять.

А затем слова составить
На определённый звук,
Букву каждую представить
И произнести их вслух.

Все занятия бесспорно
Всходы новые дадут.
К цели кто идёт упорно
Тех всегда победы ждут.

А затем слова на части
Просим мы детей разбить.
И для педагога важно
Научить всех речь любить.

А составить предложение
Чтобы плавной стала речь
Нужно знанье и уменье
Важно свой язык любить.

Чтобы речь не засорялась,
Чтобы легче было жить
Чтоб все к лучшему менялось
Мы должны детей учить.

Ни к чему нам дисграфия
Это ж 21 Век.
Скажет, нет дислексии
Современный человек.

Актуальна тема эта
Знает каждый педагог.
Звук, как яркий лучик света,
Из зерна взойдет росток.

Пояснительная записка к программе по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы.

Актуальность данной проблемы.

В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). На мой взгляд это связано с несформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.

Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.

Для успешного обучения детей, по данным разделам, я использую игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу.

Задачи.

Процесс обогащения представлений и знаний детей о слове как единице языка – процесс сложный и длительный, он предполагает:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
  2. Усвоение звукового анализа слова.
  3. Ознакомление со слоговой структурой слова.
  4. Анализ словесного состава предложения.
  5. Развитие логического мышления.
  6. Развитие мелкой моторики.

Цель выбора данной проблемы.

Изучить уровень развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста и определить условия способствующие формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звуко-буквенного анализа.

Основной принцип работы.

Работа по формированию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте основывается на основных дидактических принципах: от простого – к сложному, последовательность, учет возрастных особенностей, соблюдение дифференцированного подхода к подаче материала; использование яркой и доступной наглядности, игровых методов и приемов.

Цель данной программы.

Данная программа основывается на типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильева по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте с учетом пособий различных авторов: Шаеховой Р.К., Ушаковой О.С., Симановского А.Э., Новотворцовой Н.В., Каше Г.А., Сухаревой Э.Л., Третьяковой Т.С., Тумаковой Г.А. и др.

Цель: помочь воспитателям в игровой и доступной форме осуществить работу по усвоению детьми звуковой, слоговой стороны слова и сформировать понятие о структуре предложения.

Программа состоит из 9 частей:

  1. Перспективный план (см. Приложение 1).
  2. Конспекты занятий (см. Приложение 2).
  3. Диагностика детей (см. Приложение 3).
  4. Дидактические игры (см. Приложение 4).
  5. Упражнения (см. Приложение 5).
  6. Логические задачи (см. Приложение 6).
  7. Кроссворды (см. Приложение 7).
  8. Игры с зеркалом (см. Приложение 8).
  9. Пальчиковые игры (см. Приложение 9).

В 1 части представлены перспективные планы по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. Задачи по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте можно объединять в одном занятии. На каждом занятии дополнительно с основными целями решаются задачи по развитию мелкой моторики и логического мышления.

Во 2 части представлены конспекты занятий.

В 3 части представлен опросник для диагностики детей подготовительной к школе группы, который поможет выявить уровень овладения детьми определенными знаниями.

В 4, 5, 6, 8 частях представлены дидактические игры, упражнения, логические задачи, кроссворды, игры с зеркалами, которые способствуют решению основных задач по звуковой культуре речи и подготовки к обучению грамоте.

В 9 части представлены игры на развитие мелкой моторики рук. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Из зерен посеянных нами знаний должны взойти хорошие всходы!

Список использованной литературы:

  1. Бородич А.И. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.
  2. Волика В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995.
  3. Выготский Л.С. Развитие устной речи. М., 1996.
  4. Гаврина С.Е., Крутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Логика. М.,2000
  5. Гаврина С.Е., Крутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С 100 кроссвордов по любимым сказкам. Ярс., 1999.
  6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
  7. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1986.
  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М.: Гном-Пресс, 1998.
  9. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. М., 1979.
  10. Обучение дошкольников грамоте. Под. ред. Н.В. Дуровой, М., 2001.
  11. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 1999.
  12. Придумай слово. Под. ред. О.С.Ушаковой. М.: Просвещение, 1996.
  13. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. М.А. Васильева. Минс. просвещ. РСФСР, 1985.
  14. Симакоский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярс.: Академия развития, 1997.
  15. Сухарева Э.Л. Учимся играя. Ярс.,1992.
  16. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярс.: Академия развития, 1997.
  17. Тумакова Г.А. Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Звучащее слово». М.: Просвещение, 1983.
  18. Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. М.: Просвещение. АО Учебная литература, 1995.
  19. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. М., 1997.
  20. Шаехова Р.К. Играя – учимся творить. Казань,1997.
  21. Шаехова Р.К. Читая – учимся творить. Казань, 1997.
  22. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение, 1988.