Авторская программа по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования "Волшебная палитра"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи программы.

Целью программы “Волшебная палитра” является развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  1. Развивать детское творчество и творческое воображение путём создания творческих ситуаций в художественно-изобразительной деятельности;
  2. Учить детей самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения;
  3. Знакомить детей с художественными качествами и образной выразительностью цвета;
  4. Воспитывать эмоционально-личностное отношение к изображаемому;
  5. Учить детей технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы рисования;
  6. Воспитывать у детей эстетическое отношение к родной природе посредством умения понимать и создавать художественные образы;
  7. Учить детей экспериментировать с красками, получая новые цвета и оттенки;
  8. Создавать в группе благоприятные психолого-педагогические условия для творческой самореализации каждого ребёнка.
  9. Способствовать развитию речи и мелкой мускулатуры рук детей.

Организация образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса является кружковая деятельность. В отличие от фронтальных занятий, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно и детям, и педагогу.

Для того чтобы изобразительная деятельность на занятиях проходила наиболее эффективно, программа придерживается основных принципов и условий стимулирования детского творчества.

Принцип интегральности.

Он заключается в том, что детям предлагаются темы занятий, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними.

Психологические условия.

Формирование у ребёнка чувства собственной безопасности, раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми их творческих начинаний.

Интеллектуальные условия

создаются путём создания творческих задач.

Обязательное использование игровых приёмов, сказочных образов, эффекта неожиданности.

Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творчество.

Использование принципа синестезии.

Он основан на явлении, состоящем в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но и добавочное ощущение или представление, характерные для другого органа чувств. На занятиях дети интересно и своеобразно интерпретируют звук, цвет, запах, тактильные ощущения и образы на листе бумаги. Звуки музыки вызывают зрительные ощущения в виде цвета и формы. Например, занятия со следующей тематикой: “Что нам подскажет запах”, “Мы можем изобразить и нарисовать вкус”, “ Потрогай, вообрази и нарисуй”.

План кружка по рисованию нетрадиционными техниками “Волшебная палитра” в старшей логопедической группе

Сентябрь.

1-я неделя.

Обследование детей. Методика “Дорисовывание фигур”.

Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Материалы: набор из 10 карточек с изображением неопределённых форм.

2-я неделя.

Обследование детей. Рисование по замыслу.

Цель: определение беглости, гибкости воображения, разработанности и оригинальности рисунка.

Материалы и оборудование: бумага, краски или карандаши по выбору ребёнка.

3-я неделя.

“Краски тётушки Радуги”. Смешивание красок на палитре для получения дополнительных цветов. Рисование по сырому слою бумаги.

Цель: учить детей основным и дополнительным цветам, показать приёмы получения дополнительных цветов путём смешивания основных. Показать приёмы рисования по сырому слою бумаги. Активизировать воображение детей при помощи сказки. Расширять словарь детей.

Материалы и оборудование: гуашь основных цветов, бумага, кисти, палитра.

4-я неделя.

“Сад короля Палитры”. Смешивание красок на палитре для получения дополнительных цветов.

Цель: учить детей самостоятельно экспериментировать с красками для получения дополнительных цветов. Расширять словарь детей.

Материалы и оборудование: гуашь основных цветов, бумага, кисти, палитра.

Октябрь.

1-я неделя.

“Кисть рябинки, гроздь калинки…”. Модульное рисование (ватными палочками или пальцами).

Цель: учить детей создавать красивую осеннюю композицию с передачей настроения, свободно сочетать художественные материалы, инструменты и техники. Расширять словарь детей.

Материалы и оборудование: гуашь, палитра, ватные палочки, салфетки.

2-я неделя.

“Закружила осень золотая…”. Набрызг, смешивание красок для получения их оттенков.

Цель: познакомить детей с тёплыми цветами, способами получения их оттенков. Учит применять технику набрызга. Активизировать воображение детей с помощью прослушивания аудиозаписи. Развивать мелкую мускулатуру рук, расширять словарь детей.

Материалы и оборудование: гуашь, палитра, бумага, жёсткая кисть, мягкая кисть, картон.

3-я неделя.

“Жизнь осеннего леса”. Отпечатывание листьев с деревьев и кустарников.

Цель: учить детей придумывать и отражать в рисунке образы на основе отпечатков листьев. Активизировать воображение детей с помощью сочинения сказки. Развивать связную речь, моторику пальцев рук.

Материалы и оборудование: листья, гуашь, кисть, бумага.

4-я неделя.

“ Идёт дождь”. Рисование с помощью расчёски с использованием техники “ по сырому”.

Цель: учить детей передавать грусть поздней осени посредством цвета, продолжать учить рисовать в технике “по сырому”, использовать расчёску для изображения дождя. Активизировать воображение детей с помощью звуков природы. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование: акварель, бумага для акварели, кисть, расчёска.

Ноябрь.

1-я неделя.

“Чудесные превращения кляксы”. Кляксография.

Цель: учить детей экспериментировать с различными материалами и инструментами, “оживлять” необычные формы. Развивать фантазию путём придумывания различных историй. Развивать связную речь.

Материалы и оборудование: тушь, бумага, трубочка для коктейлей, акварель, кисти.

2-я неделя.

“ По морям, по волнам”. Рисование с помощью зубной щётки.

Цель: учить создавать образ с помощью нетрадиционного материала – зубной щётки.

Материалы и оборудование: зубная щётка, гуашь, бумага.

3-я неделя.

“Сказочная рыбка”. Рисование пластилином.

Цель: учить рисовать с помощью пластилина. Побуждать ребёнка придумывать “свою” сказочную рыбку, украшать её декоративными элементами. Активизировать воображение детей с помощью сказки. Развивать связную речь.

Материалы и оборудование: картон, пластилин, фломастер.

4-я неделя.

“Морское царство”. Рисование по мятой бумаге.

Цель: учить детей создавать образ моря по замыслу. Путём прослушивания шума моря, голосов дельфинов и чаек в аудиозаписи активизировать воображение детей. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование: бумага, акварель, кисти, палитра.

Декабрь.

1-я неделя.

“Царство Снежной королевы”. Рисование с помощью пищевой плёнки, смешивание красок холодных цветов с белилами для получения соответствующих оттенков.

Цель: познакомить детей с холодными цветами, учить смешивать для получения оттенков различной светлоты. Познакомить детей с техникой рисования с помощью пищевой плёнки. Активизировать воображение детей с помощью использования сказочных образов. Расширять словарь детей.

Материалы и оборудование: гуашь, бумага, пищевая плёнка, кисть, губка, вода.

2-я неделя.

“Морозные узоры”. Рисование способом кляксографии с ниточкой.

Цель: учить детей с помощью нитки создавать различные фантазийные узоры. Активизировать воображение детей с помощью сказки.

Материалы и оборудование: шерстяная нить, белая гуашь, цветной фон холодных оттенков.

3-я неделя.

“Пригласительный билет на новогодний праздник”. Рисование с помощью восковых мелков и акварели, использование художественного геля с блёстками.

Цель: учить детей рисовать по замыслу, самостоятельно выбирать сюжет для пригласительного билета, учить использовать восковые мелки, создавать ощущение праздника. Развивать моторику рук.

Материалы и оборудование: бумага, восковые мелки, акварель, гель с блёстками для художественного творчества.

4-я неделя.

“Украшения для новогодней ёлки”. Рисование на фольге.

Цель: учить рисовать на фольге, создавая рельефное украшение для ёлки. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование: силуэты игрушек из фольги, простой карандаш, ножницы.

Январь.

1-я неделя.

“Морозное утро”. Рисование свечой.

Цель: учить рисовать свечой, создавая образ покрытых инеем деревьев и кустарников. Создавать соответствующее настроение через прослушивание музыки (А. Вивальди “Зима”). Расширять словарь детей.

Материалы и оборудование: свеча, акварель, бумага, кисть.

2-я неделя.

“Картинки-загадки”. Рисование свечой.

Цель: развивать воображение путём рисования по замыслу, активизировать воображение, создавая игровую ситуацию. Развивать мелкую мускулатуру рук.

Материалы и оборудование: свеча, акварель, бумага, кисть.

3-я неделя.

“Страна цветных снов”. Кляксография с ниточкой.

Цель: продолжать учить создавать изображения с помощью нитки, на основе абстрактного рисунка придумывать различные образы. Развивать связную речь.

Материалы и оборудование: шерстяные нитки, гуашь разных цветов, тонированная бумага по выбору ребёнка.

4-я неделя.

“Усатые и полосатые друзья”. Отпечаток поролоновой губки.

Цель: учить детей использовать фактуру поролоновой губки для изображения шерсти животных. Создавать сказочную ситуацию для развития воображения. Развивать моторику рук, совершенствовать звукопроизношение через подражание голосам животных.

Материалы и оборудование: поролоновая губка, вода, кисть, гуашь, палитра, бумага.

Февраль.

1-я неделя.

“Февральская вьюга”. Рисование с помощью соли.

Цель: учить создавать изображение с помощью соли, самостоятельно дорисовывать полученное изображение для получения зимнего пейзажа. Активизировать воображение детей с помощью музыки и звуков природы. Развивать звукопроизношение через звукоподражание.

Материалы и оборудование: акварель, бумага, крупная соль, кисть, поролоновая губка, вода.

2-я неделя.

“Восход солнца зимой”. Рисование цветным мелом по влажной бумаге.

Цель: учить создавать изображение с помощью мела на влажной бумаге, познакомить с приёмом тушёвки. Учить передавать красоту родной природы. Учить фантазировать, дорисовывая образ. Расширять словарный запас детей.

Материалы и оборудование: бумага, вода, поролоновая губка, цветные мелки, кисть, акварель.

3-я неделя.

“Галстук для папы”. Различные техники на выбор ребёнка.

Цель: учить осознанно и целенаправленно отбирать использовать различные техники и материалы. Активизировать воображение детей путём создания игровой ситуации.

Материалы и оборудование: акварель, поролоновая губка, вода, свеча, восковые мелки, зубная щётка, кисти, палитра, бумага разных оттенков.

4-я неделя.

“Сказочная птица”. Рисование с помощью отпечатка ладони.

Цель: учить получать изображение с помощью отпечатка ладони, самостоятельно дорисовывать птицу, используя разные элементы украшения. Развивать связную речь, придумывая сказку или рассказ.

Материалы и оборудование: гуашь, кисть, тонированная бумага, влажные салфетки для рук.

Март.

1-я неделя.

“Ночной город”. Граттаж.

Цель: учить рисовать в технике граттажа, создавая яркий образ ночного города, самостоятельно придумывать содержание рисунка. Развивать связную речь, придумывая историю на основе рисунка.

Материалы и оборудование: заранее подготовленная основа для рисунка (картон, покрытый воском и чёрной тушью), палочка для процарапывания.

2-я неделя.

“Волшебные цветы для мамы”. Рисование с помощью пищевых красителей.

Цель: учить создавать выразительный образ при помощи акварели и пищевых красителей. Придумывать и дорисовывать сказочные цветы на основе цветных пятен. Развивать связную речь.

Материалы и оборудование: акварель, пищевые красители, кисть, губка, вода.

3-я неделя.

“Деревья отражаются в воде”. Зеркальная монотипия.

Цель: познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений, учить детей составлять гармоничную цветовую композицию, передавая впечатления о весне адекватными изобразительными средствами. Расширять словарный запас.

Материалы и оборудование: бумага, акварель, губка, вода, бумага.

4-я неделя.

“Какого цвета весна?”. Монотипия.

Цель: с помощью техники рисования “монотипия” обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по сырой бумаге, смешивая краски, получая новые нежные, прозрачные оттенки, характерные для пейзажа ранней весны. Активизировать в речи детей чёткое произношение звука “р”.

Апрель.

1-я неделя.

“Путешествие на другую планету”. Рисование с помощью пищевой плёнки.

Цель: продолжать учить приёмам рисования с помощью пищевой плёнки, продолжать учить видеть в цветовых пятнах различные образы. Активизировать воображение детей с помощью музыки, сказки. Развивать связную речь детей.

Материалы и оборудование: акварель, пищевая плёнка, кисть, вода, губка.

2-я неделя.

“Космос и инопланетяне”. Рисование с помощью мыльных пузырей.

Цель: учить нетрадиционной технике рисования – рисованию мыльными пузырями. Продолжать побуждать детей создавать оригинальные образы из абстрактного рисунка на бумаге. Развивать связную речь.

Материалы и оборудование: мыльные пузыри, коктейльная трубочка, бумага, акварель, кисть.

3-я неделя.

“Весеннее небо”. Рисование в технике “по сырому” (цветовая растяжка, лессировка), рисование отпечатком руки.

Цель: дать детям представление о рисовании способом цветовой растяжки “по сырому”, отпечатком руки изображать деревья. Самостоятельно завершать полученный образ.

Материалы и оборудование: акварель, гуашь, кисть, вода, губка, бумага.

4-я неделя.

Коллективная работа “Бабочки”. Зеркальная монотипия.

Цель: закреплять умение рисовать способом монотипии, учить работать коллективно, создавая общее панно из бабочек.

Материалы и оборудование: силуэты бабочек, акварель, губка, вода, кисть.

Май.

1-я неделя.

“Цветущие фруктовые деревья”. Рисование бумажными салфетками.

Цель: учить изображать цветущие деревья с помощью бумажных салфеток, дорабатывать образ кистью. Расширять словарный запас.

Материалы и оборудование: акварель, бумажные салфетки, кисть, вода, губка.

2-я неделя.

“Цветущий куст сирени”. Рисование манной крупой.

Цель: учить изображать гроздья сирени с помощью манной крупы. Активизировать фантазию с помощью прослушивания аудиозаписи музыкального произведения П.И. Чайковского “Фея сирени”. Развивать синестезию путём вдыхания запаха сирени.

Материалы и оборудование: акварель, гуашь, кисть, манная крупа, вода, губка, бумага.

3-я неделя.

Обследование детей. Методика “Дорисовывание фигур”.

Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

4-я неделя.

Обследование детей. Рисование по замыслу.

Цель: определение беглости, гибкости воображения, разработанности и оригинальности рисунка.