Рабочая программа по развитию психомоторики детей 3–4-х лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

Актуальность данной темы заключается в том, что с каждым годом детей с речевыми нарушениями становится больше, роль двигателя развития центральной нервной системы, всех психических процессов и, в частности речи, играют формирование и совершенствование тонкой моторики.

Для детей 3–4 года жизни основным видом деятельности является игра. Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с тем или иным органом.

Настоящая рабочая программа разработана на основе программ А. Л. Сиротюк “Психомоторное развитие дошкольников”, а также С. О. Ермакова “Пальчиковые игры для детей”, И. С. Лопухина “Речь, ритм, движение”.

Программа составлена с учётом приоритетных направлений ДОУ:

– когнитивное развитие;
– эмоциональное развитие;
– речевое развитие;
– здоровьесбережение.

Курс содержит 9 занятий и рассчитан на учебный год, проводятся занятия 2 раза в неделю, в первую половину дня, длительность занятий 10-12 минут. Проведение одного занятия рассчитано на месяц.

В дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движение телом большой амплитуды (грубая моторика) развитие же способности совершать точные движения малой амплитуды (тонкая моторика) происходит медленнее. Психомоторное развитее ребёнка является базальным уровнем для дальнейшего психического развития, однако следует учитывать, что у каждого ребёнка существует свой темп созревания и развития, обусловленный индивидуальными особенностями и социальными условиями. Поэтому возрастные нормы переходят от одного этапа развития к другому и имеют несколько развитые границы.

При составлении данной программы нами учитывались требования нормативно-правовых документов:

– Типовое положение о ДОУ;
– Устав ДОУ;
– Закон “Об образовании” РФ от 10. 07. 1992 № 32661;
– Сан Пин.

Возраст Грубая моторика Тонкая моторика
12–15 мес. Ходить самостоятельно. Заползать вверх по лестнице. Неуклюже бросать предметы. Брать и бросать большие игрушки. Чертить на бумаге цветными мелками. Вставлять предмет в отверстие. Держать ложку, подносить её ко рту. Самому надевать шапку и обувь.
15–18 мес. Ходить боком и задом наперёд. Взбираться и спускаться по лестнице с помощью взрослых. Бросать мяч на 1-1.5 метра. Переворачивать страницы книги.
18–21 мес. Сам поднимается и спускается по лестнице, держась за перила, наступая на ступеньки одной и той же ногой, затем приставляя другую. Выводит каракули.
21–24 мес. Пинать большой мяч. Легко наклоняться, чтобы поднять предмет. Открывать дверь, поворачивать ручку. Нанизывать 3 и более бусинок. Переворачивать страницы книги по одной.
24–30 мес. Недолго стоять и балансировать на одной ноге без посторонней помощи. Стоять на цыпочках. Чередовать ноги, поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездить на трёхколёсном велосипеде, крутя педали. Держать пальцами мелок или карандаш: большой палец с одной стороны, остальные с другой.
2–3 года. Быстрое увеличение роста и веса. Ходить, широко расставляя ноги и раскачиваясь из стороны в сторону. Могут карабкаться вверх, толкать и тянуть, бегать, крепко держаться двумя руками за опору. Обладать малой выносливостью. Брать предметы двумя руками.
3–4 года При ходьбе и беге ставить ноги ближе и лучше удерживать равновесие. Передвигаться более плавно и ровно. Брать предметы одной рукой. Рисовать на бумаге разводы и каракули. Складывать кубики.

В занятия включены специальные игры и упражнения на развитие двигательной активности: для ног, туловища, рук и для развития тонких движений пальцев.

Цель: Проведение мероприятий по психомоторному развитию младших дошкольников, основанных на двигательных методах, в последующем становящихся основой для когнитивного, социального и эмоционального развития.

Задачи:

  • Развивать внимание.
  • Развивать память.
  • Улучшать координацию движений.
  • Совершенствовать детскую фантазию, творческую инициативу.

Содержание учебной программы.

При планировании занятий учитывались и использовались развивающие программы указанных выше авторов.

Задания направлены на развитие:

  1. Равновесия.
  2. Координации движений.
  3. Двигательной автоматизации.
  4. Тонкой моторики.
  5. Ориентировке в пространстве.

Принципы создания программы.

  1. Принцип гарантированной безопасности.
  2. Принцип опоры на установленные возрастные психологические критерии благополучия в развитии ребёнка.
  3. Принцип комплексности решаемых задач.
  4. Принцип компетентности.
  5. Принцип учёта возрастно-психологических, индивидуальных особенностей.
  6. Принцип возрастания сложности.

Нормативная документация.

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция РФ, ст. 43, 72.
  • Закон Российской Федерации “Об образовании”.
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 01.07.1995г. №677 (с изм. от 14.02.1997).
  • Письмо Минобразования РФ от 24.04.1995г. № 46/19 – 15 “Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений”.
  • Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000г. № 65/23 – 16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”.
  • Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразования РФ № 448 от 22.08.1996 г.
  • Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003г. № 28 – 51 – 513/16 “Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в условиях модернизации образования”.
  • Локальный акт дошкольного образовательного учреждения.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 г. № 24 “О введении в действие санитарно-эпидемиологическими правил и нормативов СанПин 2.4.1. 1249 – 03” (вместе с санитарно – эпидемиологическими правилами и нормами) “Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПин 2.4.1. 1249 – 03”, утв. Главного государственного санитарного врача РФ 25.03.2003г.

Заключение.

Двигательный акт это внешнее завершение внутреннего психического процесса. Любая психическая деятельность не имела бы смысла, если бы не завершалась движением, позволяющим достичь поставленной цели, удовлетворить возникшую потребность.

Процесс психомоторного развития ребёнка является важным этапом для дальнейшего психического развития как основы, для полноценного обучения в школе и формирования учебных навыков. Решение данных задач позволяет в дальнейшем осуществить становление когнитивного, эмоционального и социального развития, чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь.

Ожидаемый результат по окончанию проведения развивающих занятий с детьми 3–4 летнего возраста:

Равновесие. Координация движений. Ориентация.. Двигательная автоматизация. Моторика рук. Моторика пальцев.
Дотянуться до предмета встав на цыпочки. Стоять на одной ноге в течение 5-7 сек. Пятка правой ноги примыкает к носку левой, стопы расположены на прямой линии, руки вдоль туловища. Коснуться пальцем руки кончика носа. Мяч ловить и бросать. С закрытыми глазами касаться указательным пальцем правой руки кончика носа и мочки левого уха, для левой руки – мочки правого уха. Пройти в определённую точку пространства. Прыгать на одной ноге. Разворачивать конфету. Указательными пальцами горизонтально вытянутых рук, описывать в воздухе круги одинакового размера в противоположных направлениях. Взять кубик большим и указательным пальцами. По сигналу ребёнок укладывает монеты (20 шт. диам. 2см.) по одной в коробку 10 см на 10 см.

Библиография.

  1. Белая А. Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. – М., 1999.
  2. Гарбузов В. И. Нервные трудные дети. – СПб., 2005.
  3. Дубровенская Н. В., Безруких М. М. Психофизиология ребёнка. – М.
  4. Дубьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология. – 1999. – № 4.
  5. Сиротюк А. Л. Развитие интеллекта дошкольника. – М., 2002.