Электромагнитные явления. 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели:

  1. Обучающая: обобщить и систематизировать знания по теме “Электромагнитные явления”
  2. Воспитывающая: создание ситуаций для самостоятельного поиска решений.
  3. Развивающая: развитие познавательной активности, мышления через использование метода научного познания.

Форма работы: групповая: класс делится на 6 групп, каждая группа выполняет определенные задания.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, цифровой фотоаппарат, лабораторное оборудование для изучения электромагнитных явлений

Содержание урока.

1. Организационный этап.

Сообщение учащимся целей урока и формы работы, распределение обязанностей. У каждой группы карточка, которую необходимо заполнить (оценка выставляется группой в конце урока).

 Группа №____
Руководитель_________(фамилия, имя)_____организует работу, оценка____
Теоретик_____________(фамилия, имя)_____объясняет явление, оценка____
Экспериментатор______(фамилия, имя)_____комментирует опыт, оценка__
Лаборант_____________(фамилии, имя)____ выполняет опыт, оценка_____
Статист______________ (фамилия имя)_____работает на доске, оценка___

Задание: (каждая группа получает индивидуальное задание )
 

2. Актуализация знаний.

Повторение основных понятий темы. На экране интерактивной доски таблица. Приложение 1. (Слайд 2.)

А М С И Л А Б
К А Т У Ш К А
П Г О Р Х О М
О Н К Ю З М П
Л И Н И Я П Е
Ю Т Ц Д Ш А Р
С П О Л Е С Ж

В кодограмме по вертикали или по горизонтали необходимо найти слова связанные с темой:, учащиеся вычеркивают найденные слова, поясняя их смысл ,(сила, катушка, линия, поле, Ампер, компас, полюс, ток, магнит). Демонстрация слайдов “ Историческая справка”. (Слайд 3–8.)

3. Работа в группах.

Объяснение принципа работы в группах:

  1. Руководитель – организует работу группы и отслеживает коэффициент трудового участия для последующей оценки.
  2. Теоретик – объясняет наблюдаемое явление во время отчета
  3. Лаборант – выполняет опыт при отчете
  4. Экспериментатор – комментирует опыт, выполняемый лаборантом
  5. Статист – делает итоговые зарисовки на интерактивной доске

Во время работы каждый принимает активное участие в постановке опытов и обсуждении результатов.

При проведении опытов необходимо соблюдать технику безопасности, особенно в группах, где будет проходить работа с источниками тока.

На столах находятся карточки с заданием, необходимое оборудование и незаполненная обобщающая схема (рисунок 1). На выполнение и обсуждение опыта отводится 7 минут, на презентацию 2–3 минуты.

Задания группам:

Группа № 1.

Магнитное поле постоянного магнита.

Имеется два куска металла, один из них намагничен. Выяснить какой из них является магнитом, определить его полюса и с помощью металлических опилок получить картину распределения магнитного поля. С помощью цифрового фотоаппарата сделать снимок картины и представить на экране. Сделать вывод.

Группа № 2.

Магнитное поле катушки с током.

Катушку на панели подсоединить к источнику тока, с помощью металлических опилок получить картину распределения магнитного поля, определить полюса катушки . Сделать снимок картины и во время отчета представить на экране. Сделать вывод.

Группа № 3.

Наблюдение взаимодействия постоянных магнитов.

Провести исследование по взаимодействию магнитов. После этого два магнита лежащих рядом одноименными полюсами накрыть листом бумаги и с помощью металлических опилок получить картину распределения магнитного поля. Затем два магнита положить рядом разноименными полюсами, и тем же способом получить картину распределения магнитного поля. Картины распределения полей представить в виде фотографии на экране. Сделать вывод.

Группа № 4.

Наблюдение взаимодействия проводников с током

Два кольца подвесить на штативе рядом и подсоединить к источнику тока.
Пронаблюдать их взаимодействие при различных положениях. С помощью компаса определить полюса у колец и направление тока в них. Сделать рисунок и вывод.

Группа № 5.

Наблюдение взаимодействия медного кольца с током и постоянного магнита.

Кольцо подвесить на штатив и подсоединить к источнику тока. Поднести к нему постоянный магнит и пронаблюдать их взаимодействие. Поднести магнит с другой стороны кольца, выяснить причины изменения взаимодействий. Определить полюса и направление тока в кольце. Сделать рисунок и вывод.

Группа № 6.

Исследование свойств электромагнита:

Собрать электромагнит на штативе, подсоединить его к источнику тока. Используя имеющееся оборудование, исследовать зависимость свойств электромагнита от числа витков, силы тока, и наличия сердечника. Сделать вывод.

4. Выступление групп с отчетом о работе.

При отчете каждая группа демонстрирует опыты, показывает на экране фотоснимки, делает зарисовки на интерактивной доске, объясняет полученные результаты, делает выводы.

5. Составление обобщающей схемы.

Рисунок 1.

Вопросы к схеме:

  1. Вокруг чего возникает магнитное поле?
  2. Какие магнитные взаимодействия наблюдаются?
  3. При каких условиях возникают?
  4. Что является причиной возникновения магнитного поля?
  5. В чем связь электрического и магнитного поля?
  6. Где находят применение электромагнитные явления?

В ходе обсуждения заполняется схема. Рисунок 2.

Подведение итогов урока (рефлексия).

Оценка деятельности на уроке, обсуждение результатов.

Литература.

  1. Перышкин А.В..Физика ,8 класс, учебник для общеобразов. учреждений , М. Дрофа 2008 г.
  2. Книга для учителя. Я иду на урок физики. М. Олимп 1999.
  3. Лукашик В.И., Иванова Е.В., Сборник задач по физике, М. Просвещение, 2006.