"Хлеб – всей жизни голова"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели. Формирование береженого, уважительного отношения к хлебу, умения работать в группах, развитие речи.

Оборудование:

- гербарий;

- соленое тесто;

- мультимедийное оборудование;

- диск с презентацией;

- кусочек черного хлеба;

- каравай;

- рецепты.

Ход занятия

Инсценировка (две ученицы).

Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катя не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила: - Фу, какой плохой хлеб!

Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:

- Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен...

- А Юрчик тоже хлеб не уважает, - насупилась Катя. - На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Сергеем стали его футболить.

- Ай, как нехорошо! - разгневалась бабушка. - Ты так никогда не делай и Юрчику не позволяй. Не доела - в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба - голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.

Катя задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:

- Я больше никогда не буду плохо говорить про хлеб. И разбрасывать не буду.

Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня...

Бабушка погладила внучку по голове и ласково обняла ее.

- Как вы думаете, почему бабушка рассердилась?

- А случалось ли вам видеть ситуации, когда кто-то также обращается с хлебом.

- Сегодня я хотела бы поговорить с вами о хлебе.

- Для начала давайте разберемся, что люди называют хлебом?

- Хлеб. Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле – вдумайтесь. СЛАЙД 2

Словом хлеб называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.

- С чего же начинается путь хлеба к нам на стол? Конечно, с поля, мы много говорили о том, как растет хлеб, давайте посмотрим.

СЛАЙД 3, 4. Выращивают рожь и пшеницу.

СЛАЙД 5. Пшеница. (Рассказ ученика)

Много полезных растений выращивают на полях. Но самая главная кормилица - пшеница.

Пшеница - самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Ее сеют во всех странах мира.

Самые распространенные виды пшеницы - твердые и мягкие, твердой пшеницы зернышко твердое, а у мягкой - мягкое, мучнистое. Твердые сорта пшеницы - самые ценные, но они боятся морозов. Такую пшеницу выращивают в странах с теплым климатом. Мягкая пшеница более выносливая и быстрее созревает. Ее сеют странах с более холодным климатом.

Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны. Если сделать макароны из мягкой пшеницы, они расползутся при варке и превратятся в кашу. Самые лучшие макароны и самые пышные булочки получаются из твердых сортов пшеницы.

Пшеницу сеют весной и осенью. Если посеяли осенью, она называется озимая, т.е. посеянная перед зимой. Зеленые расточки будут зимовать под снегом, а весной, как только стает снег, сразу пойдут в рост.

СЛАЙД 6 (Рассказ ученика)

Рожь

Рожь - хлебное растение. Из всех хлебных растений рожь лучше всех переносит морозы и быстрее всех созревает. Поэтому ее сеют там, где холодное лето, - на севере.

у ржи высокий стебель, выше, чем у пшеницы. Поэтому ей не мешают расти сорняки: она их перерастает. Ее стебель выше человеческого роста.

В нашей стране, в России, рожь растет лучше пшеницы, поэтому ею засевают многие поля. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают черный хлеб. Такой хлеб питательнее, полезнее пшеничного. Все мы любим вкусный ржаной хлебушек.

Иностранцы, которые приезжают к нам из Африки и Австралии, с удивлением глядят на наш черный хлеб: такого они никогда не видели. В Англии черный хлеб очень дорогой, он считается хлебом для богатых.

Кроме муки, из ржи получаются отруби, солома и мякина, которыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеблей делают красивые летние шляпы.

- Помогают людям в уборке хлеба современные машины – комбайны.

СЛАЙД 7–9 (Рассказ ученика)

Комбайн

На полях хлеб убирают комбайном. Комбайн - сложная машина. Он и жнет, и вяжет снопы, и молотит, и веет. С одной стороны длинное крыло пригибает колосья к ножам. Ножи жнут. Стебли срезаются, подхватываются и переносятся на барабан молотилки. Колосья обмолачиваются, зерно ссыпается в особый бак наверху машины. Как только наполнится такой бак, комбайн останавливается. К нему подъезжает грузовик или трактор с тележками. Открывается задвижка бака. Все зерно быстро высыпается в кузов. Разгрузился комбайн, идет дальше.

Во время уборки урожая дорог каждый день, даже час. Если прогноз обещает дождь, похолодание, чтобы зерно на колосках не переспело, комбайны работают даже в ночное время.

СЛАЙД 10

- Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что булочки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

Издавна люди говорили… СЛАЙД 11

- Как понимаете? Пот по спине – так и хлеб на столе.

- Только ли поэтому стоит бережно относиться бережно к хлебу?

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ - это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г хлеба, а при тяжелой работе - 800 г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Знаете, почему ваши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба? Потому, что они помнят блокадный Ленинград. В 1941 году враги окружили город. 900 дней люди жили в условиях блокады. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города - по 125 г. Люди тысячами умирали от голода.

Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба, а ученик читает воспоминание медсестры яслей-сада № 5 г. Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой.

Ученик. “Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку,- старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне, помнит цену хлебу”.

Показ кусочка хлеба.

СЛАЙД 12.

Учитель. В Ленинградском музее истории хранится дневник девочки из блокадного Ленинграда Тани Савичевой.

СЛАЙД 13

“Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.

Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.

Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г.

Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.”.

Савичевы умерли.

Умерли все.

Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла. (Звучит “Лунная соната” Бетховена)

Ученик читает.

Хлеб на снегу.

Как много солнца, много хлеба,
Я не иду, скорей бегу
И вижу вдруг: кусочек хлеба
Лежит чернея на снегу…

Не может память с гневом сладить,
Хоть я войны уже не знал…
В ночном блокадном Ленинграде
Седой мальчишка умирал.

Пульс у него почти не бился.
И не поверил он глазам,
Когда наградою приснился
Хлеб с отрубями пополам.

Не получил он той награды…
А ведь кусочек мог помочь
Дожить до снятия блокады
Одну недожитую ночь…

Здесь слов не нужно водопада
Идти я дальше не могу.
Кто предал память Ленинграда,
Как очутился хлеб в снегу?

Учитель. Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало “крошечки” хлеба, и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнала, что ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 г хлеба (показывает кусочек хлеба в 50 г), это составит 200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.

Хлеб - драгоценность.
Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.

Может быть, кто-нибудь тоже думает:

“Подумаешь - хлеб! Вот шоколад, мороженое - другое дело!”

Так? Так, да не так! Провели опыт: кормили человека целый день одними сладостями. День-два он съедал много сладкого, посмеивался: “Вот как мне повезло!” Через 3-4 дня аппетит его поубавился. Через 5-6 дней он уже не мог смотреть на лакомства.

Издавна люди говорили: Калач приестся, а хлеб никогда.

В хлебе есть и белки, и жиры, и углеводы, и витамины.

Свежий хлеб вкусный, а что делать если хлеб зачерствел …

Ребята, я просила вас найти рецепты блюд, приготовленных из черствого хлеба и сегодня мы предлагаем вашему вниманию не только рецепты, но и сами блюда.

(Дети рассказывают, показывают, угощают)

  1. Освежить чёрствый хлеб можно, завернув его во влажную тряпку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20-25 минут в не очень горячую духовку.
  2. Чёрствый хлеб можно освежить также, если его слегка обрызгать водой и поместить в нагретую духовку на 3-5 минут. Такой хлеб надо съедать сразу.
  3. Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Получатся сухарики - настоящее лакомство.
  4. Легко и быстро можно приготовить гренки с сыром. Хлеб нарезать тонкими ломтиками, одну сторону намазать растопленным сливочным или растительным маслом, посыпать тёртым сыром, положить другой стороной на сковородку или противень и поставить в духовку, чтобы слегка зарумянилась.
  5. Из хлеба можно сделать суп. Ржаной хлеб нарезать мелкими кубиками, обжарить в сковороде на сливочном масле. Репчатый лук мелко нарезать, обжарить на сливочном масле до золотистого цвета. Добавить обжаренные хлебные кубики. Жарить вместе, пока лук не станет бронзового оттенка. Переложить всё в кастрюлю, слить в неё масло со сковороды, залить кипящей водой, варить 10-15 минут.
  6. А если 200 граммов молотых сухарей из пшеничного хлеба, 200 граммов сливочного масла, 1 яйцо, 1 стакан сахара тщательно смешать, плотно уложить в форму, поставить на холод, то получится хлебный торт. Перед употреблением его надо вынуть из формы, полить фруктовым соком.

Существует около 200 рецептов блюд, приготовленных из сухого хлеба. Ну а самый простой выход: не покупайте хлеба больше, чем вам требуется

- В наших магазинах продают хлеб –

белый - пшеничный, казачий,

черный – дарницкий, заварной, с отрубями, петровский,

батоны – нарезные, особый, подмосковный.

- А знаете ли вы, что даже то, что масса буханки хлеба весит 900 г – не просто так. Оказывается, что если уменьшить развес, то потеряются и вкусовые качества хлеба.

- Давайте вернемся к самому началу нашего классного часа. Бабушка сказала, что если невкусный, то говорят: хлеб плохо выпечен...

- А что необходимо сделать, чтобы хлеб получился пышным, вкусным, ароматным?

- А у какого человека хлеб будет удаваться лучше? Доброго, с чистыми добрыми мыслями, умеющего фантазировать, трудолюбивого.

- А как называют специалиста по выпечке хлеба?

СЛАЙД 15–17

- Как думаете, какой хлеб получится у этого пекаря?

- Каких хлебобулочных изделий только не выпекают.

СЛАЙД 18

- А хотели бы вы побывать в роли пекаря?

Деление на группы. Каждая группа получает соленое тесто лепит свое изделие.

- Сейчас вы попробуете вылепить, создать какое-то изделия, побудете немножко пекарем, только хлебушек пекут из дрожжевого теста, а у нас соленое. Можно смотреть на иллюстрацию, можно придумать интересное изделие самому.

- Сегодня вы попробовали себя в роли пекаря, понравилось? Легко ли вам было? Объясните как понимаете. СЛАЙД 19

Хлеб ногами топтать – народу голодать.

Хлебом люди не шутят.

Хоть по-старому, хоть по-новому,

А без хлеба не прожить.

- А сколько разнообразных изделий получилось. Я хочу, чтобы свое изделие вы принесли домой и положили рядом с хлебницей, или с тем местом где обычно лежит хлеб. Как вы думаете, а зачем я прошу вас об этом? Я очень надеюсь, что после сегодняшнего классного часа, вы будете помнить о цене хлеба.

- Я сказала, что изделия получились разнообразные, а почему? Они разные, но все очень красивые.

- А у меня для вас есть еще одно изделие. СЛАЙД 20

Называется каравай.

- Что такое каравай?

- Каравай - большой круглый хлеб.

- Где можно увидеть каравай? Встречают хлебом, а именно караваем, дорогих гостей.

А кто из вас пробовал каравай?

- Олина мама испекла для нас каравай. Посмотрите, какой он пышный, красивый, ароматный. Хочется попробовать?

- Давайте мы его разрежем на кусочки, и каждый, кто захочет может взять домой, попробовать сам, угостить родных и обязательно рассказать о чем мы сегодня говорили.

- А еще, возьмите с собой рецепты, которые вы сегодня слышали, подарите их мамам, бабушкам я, думаю, они пригодятся.

Использованная литература

1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В, Киселева Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. -М.: ВАКО, 2006.

2. Праздники для детей 4010 лет /Авт.-сост. В.Б. Леонтьева, Н.В. Фалей. - Мн.: Юнипресс, 2001.

3. Источники интернета.