"Поющее сердце России"

Разделы: Русский язык, Литература


На доске:

"Когда я перечитываю стихи поэта, передо мной встает мой Сергей Есенин, человек великой любви к Родине".

А. Блок: "Стихи свежие, чистые, голосистые".

Е. Евтушенко: "Есенин, дай на счастье нежность мне к березкам и лугам, к зверью и людям и ко всему другому на земле, что мы с тобой так беззащитно любим".

Цели урока:

  • Обучающая: показать через стихи духовный мир поэта, вызвать восхищение его творчеством, показать тонкость, задушевность, трепетность, мелодичность его стихов, предельную искренность поэзии, гуманизм
  • Развивающая: пробудить любовь к творчеству С. Есенина
  • Воспитывающая: воспитать у учеников любовь к своей Родине (на примере стихотворений).

Ход занятия

Орг. Момент.

На столе томики С. Есенина, свечка, портрет.

Слово учителя. (1 мин.)

С детства поэта окружала родная природа, с первыми словами впитал он народный поэтический взгляд на мир: песни матери, сказки бабушки. Он знал нелегкий труд крестьянина. Все это стало источником его поэзии. Сестра вспоминает: "В нашем Константинове не было ничего примечательного. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село".

1 ученик читает стихотворение "Сыплет черемуха снегом:"

2 ученик читает стихотворение "Край любимый! Сердцу снятся:"

Слово учителя. (1 мин.)

Природа для С. Есенина - необъятный прекрасный край. Любовью к земле, лугам, травам, рощам проникнуты его стихи. В них звучат задушевные мелодии, передающие дыхание самой природы, порывы ветра, шепот листьев, пение птиц, плеск речной волны. Природа вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком.

Девочки исполняют романс "Отговорила роща золотая" (3 мин.)

Беседа.

"Золотая роща" - это конкретный предметный образ или что-то большее?

(Ответ: это жизнь поэта, образ судьбы)

Общая тема увядания, ощущение конца жизни сливается с темой прощания (с веселыми днями юности).

Почему роща "золотая"?

(Ответ: это цвет увядания, но говорит "веселым языком". Это воспоминание о весне, радости, счастье).

А почему рядом с увяданием две стихии : время и ветер?

(Ответ: они возвращают к теме жизни, делают концовку светлой, оптимистичной).

Слово учителя:

Поэт умеет видеть красоту во всем: и в родимом низеньком доме, и в северных небесах, и в хлебных полях. Все это согрето горячей любовью к родине.

Чтение стихов:

"Я покинул родимый дом:", "Низкий дом с голубыми ставнями:" (4 мин.)

Слово учителя:

Есенинские стихи по-настоящему гуманны даже тогда, когда поэту кажется, что все мечты и надежды в прошлом.

Ученицы класса исполняют романс "Не жалею, не зову, не плачу" (3 мин.)

Беседа.

О чем это стихотворение?

(о быстротечности, любви к людям и ко всему живому на земле).

А есть впечатление, что в этом стихотворении отрешение от жизни?

(нет, только сожаление о скоротечности, необратимости, беззащитности перед неминуемом)

Слово учителя:

В очерке "О себе" С.А. Есенин писал "Что касается остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах". Поля, леса, березка над прудом, красногривый жеребенок, скачущий за паровозом, мать, "девушка в белом", "голубом" - все вызывает в сердце поэта глубокую нежность.

Е. Евтушенко: "Есенин, дай на счастье нежность мне к березкам и лугам, к зверью и людям и ко всему другому на земле, что мы с тобой так беззащитно любим"

О "братьях наших меньших" поэт рассказывает с неизменной нежностью

Учитель читает наизусть стихотворение "Собаке Качалова" (1,5 мин.)

Беседа: Что удивляет в стихах?

Чем поражаешься, читая стихотворение?

(со "зверьем разговаривает по-дружески", "на равных")

Как передает симпатию к Джиму?

(все нравится: лапа, шерстка бархатная, характер)

О чем говорит с Джимом?

(о любви, радости, грусти, даже об отношении к жизни)

Слово учителя:

Одно из сильнейших стихов о "братьях наших меньших" - стихотворение "Песнь о собаке"

Один ученик читает стихотворение "Песнь о собаке"

Беседа.

Чем покоряет стихотворение?

(Трепетное отношение к собаке, к родившимся щенятам, стих о гуманном отношении ко всему живому)

Как собака ухаживала за щенятами?

(Ласкала, причесывала языком, успела полюбить)

На какой антитезе строится стих?

(Материнские чувства и "хозяин хмурый", который может разделаться со всем живым на земле)

Почему в этом сюжетном стихе выпали строки о гибели щенят?

(Состояние поэта, его потрясение)

Как вы поняли метафору "покатились глаза собаки золотыми звездами в снег"?

(Метафора говорит о святости материнской любви. Это обезумевшая от горя собака)

Слово учителя:

Семья для поэта неотделима от Родины. Высоко поэтичен образ матери, к которому поэт не раз обращался в своих стихах. Возвращение к матери - это возвращение к Родине. В самые трудные минуты поэт обращается к матери.

Ученик читает стихотворение "Письмо матери". (2 мин.)

Подводя итоги жизни, автор пишет стих "Мы теперь уходим понемногу:". Это стихотворение не только "о восторженной любви к жизни", но и о том, как дороги поэту люди.

Слово учителя:

К гуманизму можно прийти различными путями. С. Есенин пришел к нему от сыновей любви к родной земле, к матери, к "братьям нашим меньшим".

Оценки за урок.

Домашнее задание: Анализ стихотворений "Русь советская", "Русь уходящая", "Письмо к женщине" , "Спит ковыль. Равнина дорогая:", "Небесный барабанщик", "Иорданская голубица".

Если останется время:

1. "Не бродить, не мять в кустах багряных:"

2. "Шаганэ ты моя, Шаганэ:"

3. "Я спросил сегодня у менялы:"

4. "Спит ковыль. Равнина дорогая:"

Поэт радуется каждому своему свиданию с милой родиной. "Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине". Всей своей потрясающей красотой и чуткостью стих Есенина подтверждает это: "Чувство к Родине - основное в моем творчестве".

Лучше всех знал себя и лучше всех сказал о себе Есенин, лучше всех сам объяснил, что похабничал и скандалил для того, чтобы "ярче гореть", "розу белую с черной жабой" хотел повенчать. Не поэт тот, чья поэзия не волнует. У него чистое сердце, русское, широкое и свободное.

Прослушивание романса "Мне осталась одна забава".