"Без памяти нет совести?"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (333 кБ)


Цели урока:

  • формирование представлений о творческом наследии Д.С. Лихачева;
  • развитие интереса у учащихся к личности Д.С. Лихачева;
  • осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Слово учителя.

Несколько минут назад прозвенел “школьный радостный звонок, и внимание с тишиною к нам” пришло на урок.

Первый урок учебного года “Без памяти нет совести!?” мы посвящаем Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. (слайд №2)

  • “Этот, несомненно, великий человек был полон ощущения радости жизни”.
  • “Им была прожита долгая жизнь посреди катаклизмов – сменявших друг друга эпох”.
  • “Он вводил нас в мир высокой культуры и полузабытых ценностей жизни”.

Хотелось бы, что бы вы сегодня серьёзно задумались о своих жизненных целях в предстоящем учебном году.

(Обращение к личному опыту учеников)(слайд №3)

  1. Каково лексическое значение слов: память, совесть?
  2. Как они связаны?
  3. Зачем человеку дана совесть?

(совесть может предотвратить плохой поступок; совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки, исправлять недостатки …)

На данные и многие другие вопросы можно найти ответ в 46-ти письмах Дмитрия Сергеевича. В них жизненный опыт, который автор “пытался обобщить”.

“Я не только излагал свой опыт – я и осмыслял свой опыт. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам”.

О чём же беседует Лихачев?

1. Письмо третье. Самое большое. (слайд №4)

“Самая большая цель в жизни – увеличивать добро в окружающем нас… Добро – это прежде всего счастье всех людей”.

“Любовь должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях”.

- К чему может привести слепой восторг?

(к нравственному уродству, нацизму)

И другое:

“Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость”.

2. Письмо четвертое. Самая большая ценность - жизнь. (слайд №5)

“Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира, растений, жизнь культуры, жизнь на всем её протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем …”

III. Работа с текстом.

О том, как нужно воспитываться “в моральном климате памяти”, говорит Дмитрий Сергеевич в сороковом письме “О памяти”.

Подробно рассмотрим именно это письмо. (слайд №6)

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена …
А.С.Пушкин

“Память - одно из важнейших свойств бытия”.
И.А. Бунин

Памятью обладают отдельные растения, камень, древесина, птицы…

- А что такое “генетическая память”? (информация, переходящая из одного поколения живых существ к следующим).

У Р.Рождественского есть слова:

“Это нужно не мертвым,
Это надо живым!”

- Как вы понимаете эти слова?

(Помнить погибших в годы Великой Отечественной войны – наш долг. Память - преодоление времени … смерти).

(слайд №7)

“Беспамятный” - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный и неспособный на добрые бескорыстные поступки”, - пишет Лихачев в своем письме.

- Так ли это?

- Можно ли управлять памятью?

(Невежественный человек напрасно думает, что его поступок не сохранится в памяти окружающих. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее соединяется с прошедшим).

(слайд №8)

“Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого, но, если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки”.

(слайд №9)

Без памяти нет совести. Без совести нет памяти. Смысл тот же или иной?

(слайд №10)

Личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к родным, близким, предкам, к их традициям.

Вспомним А.С. Пушкина:

Два чувства дивно близких нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.

1. О чем Пушкин заставляет задуматься?

2. Стоит ли стыдиться прошлого с его ошибками и тяжелыми воспоминаниями?

3. Стоит ли думать только о будущем? (Нет, нужно жить настоящим, иначе будущее может не наступить (И.А.Бунин “Господин из Сан - Франциска”)

4. В каких произведениях звучит тема памяти? (А.С. Пушкин: “Воспоминания в Царском Селе”, “Евгений Онегин”, “Борис Годунов”, “Арап Петра Великого”…)

IV. Итоги урока.

(слайд №11)

Так что же такое, по мнению Д.С. Лихачева, память? Совесть?

(Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, память – одна из основ поэзии, память – наше богатство.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом)

(слайд №12)

В “Толковом словаре русского языка” лексическое значение этих слов обозначено так:

Память:

  1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления;
  2. Воспоминания о ком-либо или о чем-либо;
  3. Способность осмысленно воспринимать окружающее, отдавать отчет в своих поступках, чувствах;
  4. Сознание.

Совесть:

  1. Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом
  2. Нравственные принципы, взгляды, убеждения.

- Что же получается в итоге?

(слайд №13)

- Научная общественная деятельность Д.С. Лихачева отмечена целым рядом общественных и государственных организаций. Он обладатель российских и зарубежных орденов, премий. Его имя присвоено в 1984 году малой планете №2877. Он, учитель и наставник молодежи, остался в памяти многочисленных читателей.

(слайд №14)

Он одарил нас вечным светом,
Добром таланта своего.
Он весь – частица нас, и в этом
Залог бессмертия Его!