I и II спряжение глаголов. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: провести первоначальное ознакомление с I  и  II спряжением глаголов.

Задачи:

  • Познавательные:
    • дать представление о I  и  II спряжении глаголов;
    • познакомить с окончаниями I  и  II спряжения глаголов;
    • сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;
    • формировать умения различать окончания глаголов I  и  II спряжения;
  • Развивающие:
    • развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;
    • развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе с предложением, фразеологическими оборотами, пословицами; логическое мышление, память;
  • Воспитательные (мировоззренческие):
    • воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент  (под музыку П.И. Чайковского «Времена года»)

Учитель:

Весна, весна! И все ей радо
Как в забытьи, каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.

У.:  Радует сердце яркие краски весенней земли, яркое солнце так и манит, так и зовет на прогулку. Вот сегодня мы и совершим познавательную  прогулку в королевство Грамматики, где правит королева Морфология и каждая часть речи живет в своей стране.

2. Актуализация знаний

Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на карте,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь на нашей парте.
И путешествовать в неё
Отправимся мы снова,
А называется она
Спряжение глагола.

3. Минутка чистописания.

У.: Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки.

Д.:

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

У.: Записываем сегодняшнее число, классная работа.

На доске написаны слова:

С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш…  .

У.: Прочитайте данные слова, найдите в них общее. (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце).

У.: Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь,  чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь).

У.: Какую цепочку букв вы бы составили к минутке чистописания? (Сегодня на минутке чистописания можно написать цепочку, состоящую из окончаний глаголов -ешь и -ишь:
ешьишь).

У.: Напишите эту цепочку до конца строки, при каждом повторе меняя их местами. (ешьишь   ишьешь   ешьишь…)

У.: Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить во время изучения новой темы? («Почему в одних окончаниях глаголов пишется е, а в других – гласная и?»)

4. Словарно-орфографическая работа (задание раздается каждому на карточке)

У.: Ребята, в каждой строке найдите лишнее слово и выделите в нём орфограмму. Соединив буквы-орфограммы между собой в порядке их нахождения, вы получите новое слово из словаря.

Шка(в,ф), гра(в,ф), клю (в,ф);
Ч(е,и)сло, п(е,и)вец, л(е,и)ства, с(е,и)няк;
Грус(т,-)ный, со(л,-)нце, чес(т,-)ный, ус(т,-)ный;
О вещ(и,е), о мыш(и,е), о дружб(и,е),  о реч(и,е);
вес(т,-)ник, сер(д,-)це, звёз(д,-)ный, праз(д,-)ничный;
лещ(ь,-), грач(ь,-), плащ(ь,-), рож(ь,-).

У.: Какое слово вы составили? (Велеть).

У.: Что вы можете сказать об этом слове? (Это глагол, который стоит в неопределенной форме).

У.: Как вы понимаете значение этого слова? (Велеть – значит приказывать, принуждать).

У.: Напишите слово велеть, пользуясь орфографическим словарем. Поставьте ударение. Отметьте особенности его написания. (В слове велеть непроверяемая безударная гласная е в корне. На конце – -ть, так как это неопределенная форма глагола).

У.: Устно измените, этот глагол по временам так, чтобы он стоял в первом лице. (П.в.: Велел, н.в.: велю).

У.: Ребята, у каждого правила есть исключения. Это слово так же относится к исключениям: временной формы будущего времени у него не существует.

У.: Как вы думаете, а какая из этих временных форм больше нравится царю Глаголу? (Глагол настоящего времени: велю).

У.: Давайте составим распространенные  предложения, используя это  новое словарное слово, по схеме:

У.: Запишите ваши предложения, над каждым словом укажите часть речи, сделайте разбор по членам. (Производится проверка по группам, по одному человеку от группы получают отметку)

У.: Прочитайте написанные на доске пословицы и поговорки.

  • Азбука – к мудрости ступенька.
  • Век живи – век учись.
  • Для учения нет старости.
  • Учи показом, а не рассказом.
  • Учись смолоду, под старость не  будешь знать голоду.

У.: Что общего в данных пословицах и поговорках? (Общий смысл: в них говорится о пользе учения).

У.: Выделите те из них, в которых нам велят что-то сделать.

  • Век живи – век учись.
  • Учи показом, а не рассказом.
  • Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.

У.: Какую из данных пословиц надо написать, чтобы она соответствовала новой теме урока? Докажите. («Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду». Так как в ней есть глагол будешь с гласной  е  в окончании, правило о написании которой мы должны узнать).

У.: В каком лице употреблены глаголы в этой пословице? (Глаголы «учись», «будешь» употреблены  во 2-м лице единственного числа).

У.:  В каком ещё лице могут употребляться глаголы? (Глаголы могут также стоять в 3-м лице).

У.: Напишите эту пословицу по памяти, подчеркните орфограммы.

5. Изучение нового материала

У.: Ребята, отгадайте загадку (она записана на доске, читаем все вместе, хором):

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем,
Он ведь нам необходим!

Д.: Это воздух.

У.: Да, как, наверное, приятно сейчас побродить по лесу, какой там чудесный воздух – густой, целительный настой.
Смолистые запахи ели и сосны, аромат берёзы, дуба очень полезны для человека. Давайте попробуем вдохнуть этот лечебный настой глубоко-глубоко, с закрытыми глазами. Представили себя в лесу? Давайте глубоко подышим, расслабимся. Сдуем бабочку с мать-и-мачехи, посмотрим по сторонам, кто притаился в кустах?

У.: Немного отдохнули, пора дальше работать. Выпишите в тетрадь глаголы из 1 и 2 строчки. Сравните их по плану:

1. Время.
2. Лицо.
3. Число.
4. Окончание.

Производится проверка с места: глагол замечаем – настоящего времени, 1 лица, множественного числа, окончание – ем. Глагол говорим – настоящего времени, 1 лица, множественного числа, окончание – им.

У.: Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Почему? Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы, в зависимости от того, как они спрягаются. Какие это группы, как они называются? Хотите узнать? Тогда за работу?  Давайте понаблюдаем над некоторыми другими глаголами.  

Ребята 1 варианта – подберите синоним к слову «существовать» (глагол жить).
Ребята 2 варианта – подберите антоним к слову «молчать» (глагол говорить).

У.: Проспрягайте эти глаголы в настоящем времени. (Все дети делают в тетрадях, а по одному человеку от каждого варианта на обратной стороне доски, на оценку).

Я          живу                        говорю
Ты       живёшь                    говоришь
Он       живёт                       говорит
Мы      живём                      говорим
Вы       живёте                     говорите
Они     живут                      говорят

У.: Что необычного вы заметили в написании личных окончаний этих глаголов? (Личные окончания глаголов первого столбика имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание – -ут. Личные окончания глаголов второго столбика имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончание – -ят).

У.: Глаголы в зависимости от окончания можно поделить на 2 группы. А вот какие группы, об этом мы узнаем из сказки про жителей страны Глаголии:

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол  со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
– Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной).

Учитель вместе с детьми составляет схему на доске.

I спряжение                  II спряжение

        Ед.ч.     мн.ч.                     Ед.ч.     мн.ч
1 л.  -у, -ю     -ем               1 л.  -у, -ю    -им
2 л. -ешь      -ете               2 л.  -ишь     -ите
3 л. -ет         -ут, -ют         3 л.  -ит        -ат, -ят

У.: Теперь подумайте, к какому спряжению мы отнесём глагол жить, а к какому глагол говорить? (Глагол жить – I спряжения, а глагол говорить – II спряжения).

У.: Запишите это в тетрадь. Ребята, какой можно сделать вывод? (Глаголы, имеющие в окончании гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют,I спряжения. А глаголы, имеющие в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят, – II спряжения).

У.: У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Спряжение глаголов определяют по окончанию.

6. Первичное закрепление

У.: Давайте  откроем учебник на странице189  и посмотрим на упражнение 436 (устная работа). Нам предлагается понаблюдать за окончаниями глаголов. Прочитаем и постараемся запомнить правило и схему.

7. Физкультминутка.

У.: Я буду называть глаголы I и II спряжения. Если назову глагол I спряжения, приседают ученики первого ряда. Если произнесу глагол II спряжения, приседают ученики второго ряда. При определении спряжения глаголов пользуйтесь составленной нами схемой.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёшь, горишь, кричишь, серебрит.

8. Работа по дальнейшему  углублению знаний

У.: Сейчас мы будем работать над упражнением 437. Работать будем одновременно и на доске, и в тетрадях. Каждый из вас выйдет к доске и напишет по одному слову из упражнения, а мы все вместе проверим. Писать глаголы будем в два столбика – по спряжениям и выделять окончания. Те из ребят кто затрудняется, может смотреть на составленную нами схему.

На доске появляется запись:

    I                                     II
бегаешь                          чистим
пишем                            верить
думает                            светит
прыгаешь                       сидите
летаешь                          спешат
знаете                              стоишь
шагают                            гремят
ищешь                            
играем
плывём
считают

У.: Допишите в каждый столбик ещё по два своих  глагола.

9. Дифференцированная работа по  объёму и  степени сложности

 У.: Прочитайте фразеологические обороты на ваших карточках. Сейчас мы будем выполнять дифференцированное задание по группам.

Ромашки (слабые): списываете фразеологические обороты в тетрадь, вставляете пропущенные буквы, определяете спряжение глаголов.

Васильки (средние): сгруппируйте фразеологические обороты по четырём признакам одновременно, признаки группировки определите самостоятельно, устно подберите значение каждой полученной группы. Напишите, вставьте пропущенные буквы, определите спряжения глаголов. 

Колокольчики (сильные): сгруппируйте фразеологические обороты по четырём признакам одновременно, признаки группировки определите самостоятельно, устно подберите значение каждой полученной группы. Напишите, вставьте пропущенные буквы, определите спряжения глаголов. С одним из фразеологических оборотов каждой группы составьте распространённое предложение. (При группировке учитываются значения  фразеологических оборотов, лицо, число и спряжение глаголов). 

Карточки.

Пал…чики    …ближешь; точим лясы;  за уши не …тянешь;  травим баланду;  складывает оружие; спускает фла…; п…днимает руки вверх; ум от…ешь.

Осуществлять проверку начнём с группы Ромашек. Один ребёнок из этой группы читает фразеологические обороты, называя при этом спряжения каждого встреченного глагола.
Остальные дети сигнализируют при помощи сигнальных карточек о правильности или неправильности выполнения задания. Данный ребёнок получает отметку.

Продолжает проверку  группа Васильки. Один ребёнок из этой группы называет признаки группировки данных фразеологических оборотов, называет  полученные группировки и устно объясняет значение каждой группы. Данный ребёнок получает отметку.

Заканчивает проверку группа Колокольчики. Один ребёнок из этой группы называет полученные три предложения с  фразеологическими оборотами и получает отметку.

9.Итоговая рефлексия

У: Вот и подошло к концу наше путешествие в  королевство Грамматики. А сейчас я посмотрю, понравилось ли оно вам и что нового, интересного вы узнали. Для этого вы
должны заполнить перфокарты.

I  В II  В
1. К  I спряжению относятся слова
-ет  
-ит  
1. Ко II спряжению относятся слова
-ет  
-ит  
2. Во II спряжении   оканчиваются
в 3 л. мн.числа
-ат   -ят
-ут  -ют
 2. В I спряжении оканчиваются
в  3 л. мн.числа
-ат   -ят  
-ут  -ют 

У.: Давайте подведем итоги нашего урока.

– Над какой темой работали?
– На какие группы делятся глаголы?
– Каковы характерные признаки этих групп?
– Как определить спряжение глагола?
– Как пишутся ударные и безударные окончания глаголов?
– Интересно было на уроке?
– Какое задание вызвало затруднение? 
– А что можно было бы сделать, чтобы урок был лучше?
– А сейчас проведём на полях тетради 4 вертикальных отрезка и с помощью значка (Х) обозначьте на них,  насколько вам было интересно сегодня на уроке,  насколько полезным был для вас урок,  насколько вы старались и как поняли новый материал.

понимание

интерес

польза

старательность

10. Домашнее задание

У.: Найдите в учебнике упражнение 438 на странице 189-190. Давайте прочитаем задание. Как вы будете определять спряжение глагола? Не забудьте выучить правило на странице 189.

Задание по этому тексту также будет дифференцировано.

Группа  Ромашек:  озаглавит текст, разделит его на три части, спишет, выделить окончания глаголов, обозначить спряжения.

Группа Васильки: кроме этого задания ещё озаглавливают каждую часть текста.

Группа Колокольчики: вам добавляется к предыдущим заданиям ещё одно. Составить предложение с выделенными в тексте глаголами, обозначить их время.
У.: Интересное путешествие получилось у нас, некоторые из вас вернулись не просто так, а испытали двойное удовольствие, получив хорошие отметки.