Малые народы России

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Курс «География России» служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма,  толерантности будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов. К сожалению, очень многие люди не знают о том, какие народности проживают на территории России, что среди них выделяется группа малочисленных народов.

Во время изучения темы «Население России» в 8-9 классах нами был затронут вопрос о малочисленных народах, проживающих на территории России и учащимся была предложена работа над  проектом «Малые народы России – сохранение их уникальной культуры».

Актуальность темы продиктована сокращением численности малых народов, исчезновением их культуры и самобытности.

Для работы над темой был выбран метод проектов неслучайно, так как он позволяет активно развивать мышление учащихся, учит не только запоминать и воспроизводить знания, но и уметь применять их в жизни, на практике.

Время проведения: месяц (во время изучения темы «Население России»)

Подготовительный этап.

  • за месяц до проведения урока учащиеся  получают тему для сбора материала.
  • проводиться работа по изготовлению наглядного материала (макеты   жилища малых народов, орудия труда изображения национальной одежды и т.д.)
  • выделяется группа, которая ведет урок вместе с учителем ( выступление с докладами по темам).
  • организуется посещение  музея Кочевой культуры с учащимися.
  • проводиться подборка  журналов и книг о малых народов и подготовка выставки по теме.

Представление результатов проектной деятельности проводиться на уроке-конференции по выбранной теме (Приложение 1).

Задачи урока:

  • воспитывать уважение к культурному наследию народов России и населения мира;
  • приобщить учащихся к знаниям общечеловеческой мировой цивилизации;
  • выявить проблемы возрождения и сохранения малочисленных народов;
  • выявить тезисы – решения способствующие возрождению национальных
  • традиций  народов России.

Оборудование:

  • Кассета с фильмом «Особенности эвенкийской национальной охоты».
  • Плакаты с цитатами о народах России.
  • Тексты докладов.
  • Индивидуальные листы с печатной основой на каждого ученика.
  • Таблица «Народы России» на каждого ученика.

Методы и формы работы на уроке:

  • проектная деятельность – в работу вовлечены все учащиеся 8-9-х классов, изучающих тему «Население России»
  • видеоурок, как наиболее значимое наглядное средство обучения на уроке, позволяющее выбирать, что смотреть и для чего, перед просмотром активизировать внимание учащихся через постановку вопросов.
  • работа с определениями.
  • работа со статистическими данными переписи населения.
  • работа с картами атласа.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент  (слайд 1)

II. Новый материал

– Сегодняшний  урок, посвящённый малым народам России, мне бы хотелось начать с отрывка из произведения великого русского поэта А.С.Пушкина:

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой
И назовёт меня  всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык. (Cлайд 3)

– Скажите, пожалуйста, кто из вас слышал названия тех народов, о которых в своем произведении упоминал А.С.Пушкин? Что вы о них знаете?
– Очень многие люди  не знают о том, что существуют малые или малочисленные народы России. В Российском Государственном Техническом Университете (РГГУ) и Тверском Государственном Техническом  Университете  провели обследование по теме: «Социальный статус и политические ориентации  российского студенчества». Один из вопросов звучал так: «Какие вам известны народы России?» Предлагалось выявить уровень этнической компетенции студенчества. В таблице мы хорошо видим те народности,  которые чаще всего упоминались студентами. (Cлайд 4)
– Прежде  чем мы с вами продолжим разговор о затронутой нами теме давайте попробуем дать определение, что же такое народ,  этнос, малочисленный народ? (Cлайд 5)
– Данные, которые мы вывели, давайте запишем в листы, которые лежат у вас на партах.

Народ – население государства.
Этнос – устойчивая общность людей, которые живут на одной территории, имеют общий язык и культуру, они сознают общность своего происхождения и исторических судеб.
Малочисленные народы – это народ, который насчитывает не более  50 тыс. человек.
– Посмотрите в таблицу «Народы России» и назовите те народы, которые  будут относиться к малым или малочисленные. (Cлайд 6)
– Один из таких народов, как правильно вы сказали, являются – эвенки. (Cлайд 7)
В разные исторические периоды  численность этого народа была разной:  63 000 насчитывалось в 1897 году, в начале 20 века их осталось17 500, а по результатам переписи населения  2002 года на территории России их проживает 35527 . Это хорошо видно на слайде 8. Сейчас они проживают не только на территории России, но и в Китае, и в Монголии (слайд 9).
– А  сейчас мы посмотрим с вами фильм об этом народе.

III. Просмотр фильма «Особенности  национальной эвенкийской охоты (20 минут).

Но перед просмотром мы поставим перед собой цель – узнать как можно больше об этой народности.

IV. Беседа после просмотра фильма показом  сопровождается показом слайдов 10-13

– Что нового вы узнали о народе эвенков?
– Что позволяло выжить им в бескрайних лесах Сибири и Дальнего Востока?
– Что получили после 1917 года народы эвенков?
– Как сейчас живут люди этого народа?
– Информацию, которую вы получили, запишите в тетради.
– К сегодняшнему уроку  материал об эвенках нам подготовили учащиеся и готовы рассказать нам о них.

V. Выступление учащихся по вопросам малочисленных народов России: как живет малые народы Севера; почему исчезают малые северные народы; кухня малых народов Севера; жилища малых народов Севера; традиционная одежда эвенков.

VI. Представление макетов, которые учащиеся подготовили к уроку во время подготовительного этапа по теме

VII. Итог урока

– Мы с вами говорили о малых народах России. Более подробно мы рассмотрели быт и традиции малого народа – эвенков.

VIII. Домашнее задание

– А сейчас вы получите домашнее задание: найдите и оформите в виде  реферата материал о любом малом народе, проживающим на  бескрайних просторах матушки Руси. Отразите в работе быт, традиции людей, а также попробуйте сформировать  проблемы, возникающие у этого народа.