Аспекты образования, воспитания, развития в авторской программе "Разноцветный мир"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Планирование воспитательной работы в классе – это процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном коллективе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков их проведения. Основу этой деятельности составляет моделирование, т.к. план воспитательной работы – это модель будущего состояния воспитательного процесса. Целью моделирования воспитательного процесса, а иначе программы «Разноцветный мир», стало ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧНО-РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ (идеальная цель). При постановке результативной цели я опираюсь на итоги индивидуальной и коллективной аналитической деятельности. Процессуальные цели неразрывно связаны с результативными, т.к. они предусматривают изменения в воспитательном процессе. Приоритетом программы является воспитание нравственных ценностей как ядра личности.

Первым стимулом для создания программы стала неудовлетворённость результатом работы. Каждое дело рассматривалось вне связи с предыдущим, что приводило к «наслаиванию» мероприятий. Проводя анализ воспитательной работы с первым моим выпуском, стало понятно, что требуется система работы в различных направлениях развития личности ребёнка, причём система, рассчитанная на период обучения в начальной школе.

Разработанная мною программа воспитательной работы «Разноцветный мир» строится на следующих принципах:

  • принцип личностно-ориентированности (позволяет вовлекать в работу каждого ребёнка)
  • принцип здоровьесбережения (даёт возможность сохранения здоровья школьника, обучает здоровому образу жизни)
  • принцип системности и последовательности (совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов)
  • принцип оптимальности (программа наиболее удобна в использовании в повседневной деятельности классного руководителя и учащихся)
  • принцип конкретности (позволяет избегать неоправданного копирования проводимых дел на всех ступенях развития)
  • возрастной принцип (формы работы соответствуют возрастным особенностям детей)

Программа «Разноцветный мир» (Приложение 1) состоит из нескольких блоков, соответствующих каждой четверти с 1 по 4 классы, причём каждый блок имеет своё название, цели, направления работы.

Внутри каждого блока работа строится по разделам:

  • работа по теме четверти
  • календарные мероприятия
  • «Основы школы здоровья»
  • «Одарённый ребёнок»
  • работа с родителями

Календарные мероприятия – это годовой круг традиционных дел, проводимых в различных формах, таких как игра, круглый стол, праздник, соревнование, встреча  и т.д. Причём часто форма мероприятия зависит от возраста детей.

Здоровье ребёнка – понятие не только медицинское, но и социальное – оценивается условиями жизни, обучения и воспитания, организацией отдыха. Это эмоциональное, душевное и психологическое благополучие человека. Проблемы же возникают на каждом шагу. Взрослые, обладая опытом, решают их более или менее успешно. А как быть детям?  В связи с этим одной из задач моей воспитательной работы является  привитие навыков здорового образа жизни. В этот раздел входят еженедельные пятиминутки здоровья (составлена программа, в которую входят беседы  о здоровом образе жизни и безопасности жизнедеятельности), экскурсии, участие в спортивных соревнованиях разного уровня, турпоходах и т.д.

Все дети талантливы. Этого девиза я придерживаюсь, наполняя содержанием раздел  «Одарённые дети», основной целью которого является создание условий для развития и реализации интеллектуальных, творческих и физических способностей детей. Так же, в рамках этого раздела реализую программы дополнительного образования:

  • кружок «Волшебная кисточка» (1 класс)
  • кружок «Речецветик» (2 класс)
  • кружок «Малая академия наук» (3 и 4 класс)

Выявить творческих детей мне помогает ежегодный школьный Фестиваль «Созвездие». Число участников не ограничивается. Номинации разнообразны, поэтому дети с удовольствием готовятся и участвуют в творческих конкурсах Фестиваля.

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности она играет главенствующую роль. Важным шагом в работе с родителями является программа изучения семьи. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она не сможет конкурировать с семьёй. В  своей практике я использую как традиционные формы работы (родительские собрания, конференции, индивидуальные консультации), так и нетрадиционные (родительские чтения, неделя открытых дверей, поход выходного дня, разного рода презентации и т.д.).

Вся деятельность по моделированию, построению и развитию воспитательной системы класса направляется на то, чтобы учащийся в течение четырёх лет смог развить личностные качества, соответствующие сформированному образу выпускника начальной школы. Образ выпускника складывается из потенциалов личности: нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного, физического. Традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности помогают оценить эти потенциалы и скорректировать работу классного руководителя. Хочется сказать, что каждый раз набирая новый класс, я адаптирую программу под конкретный классный коллектив.

Опыт работы: по данной программе сделано 2 выпуска. Результатом считаю:

  • хорошую адаптацию детей в школе (ни одного «хорошиста» не потерялось в среднем звене)
  • мои выпускники – активные участники в творческих, интеллектуальных конкурсах

Ещё одним критерием эффективности воспитательной работы я могу выделить уровень воспитанности обучающихся на основе изучения их отношения к духовно-нравственным ценностям.

Определение уровня воспитанности

Класс

Дата

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1 класс Сентябрь

0

12

12

1 класс Май

1

15

8

2 класс Октябрь

2

17

5

3 класс Октябрь

2

19

3

4 класс Октябрь

3

17

1

Таким образом, происходит рост уровня воспитанности, что тоже позволяет говорить об эффективности программы.
Это не значит, что работа над программой завершена. В планах – дальнейшее совершенствование программы, поиск новых форм работы, новых тем детских открытий – радость творчества.