Урок внеклассного чтения во 2-м классе "Творчество Эдуарда Успенcкого"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока: знакомство с творчеством Э.Успенского, его произведениями и героями его книг, развитие речи, памяти, воображения учащихся.

Постановка цели:

– Ребята, давайте разгадаем кроссворд и назовём фамилию детского писателя, автора стихотворений, отрывки из которых мы сейчас вспомним.

По горизонтали:

1. Нравится Маринке
Переводить картинки.
Вот стоит её горшок,
На нём картинка – … (петушок)

2. Рыжий папа! Рыжий дед!
Рыжим стал весь белый … (свет)

3. Чистенький и свеженький,
Был он жутким неженкой.
– Дайте это!
Дайте то!
И ботинки и … (пальто)

4. – Ведь для хорошего
Для рыбака
Удочка только нужна
И … (река)!

5. Он по улицам идёт,
Ни к кому не пристаёт,
Но от тигра почему-то
Разбегается … (народ)

6. Всё сделано ловко
И чисто. Однако
По следу идёт
Розыскная … (собака)

7. Перевела картинки
На мамины ботинки.
Встал с постели старший брат,
На нём картинка – виноград,
На портфеле – брюква,
На фуражке – … (клюква)

8. Палка,
Палка,
Огуречик –
Вот и вышел человечек.
А теперь
Добавим ножек…
Получился … (осьминожек)!

9. Рядом весело бежали
Псы его, которых звали:
Караул, Пожар, Дружок,
Чемодан и Пирожок,
Рыже-огненный Кидай
И огромный … (Угадай)

– Кто же автор этих замечательных стихов?

Сегодня мы узнаем много интересного об этом писателе, вспомним его произведения и наших любимых героев.

Изучение темы

Эдуард Успенский родился в г. Егорьевске Московской области. Получив образование в Московском авиационном институте (МАИ) и став инженером, он зарабатывал на жизнь тем, что писал и создавал сценарии мультфильмов. В дополнение к детским книгам, Успенский писал стихи и театральные сценки.

Поначалу Успенский писал юмористические рассказы, но многие рассказы уходили “под нож” (“зарезаны” цензурой), хотя кое-какие его произведения появлялись в юмористическом отделе “Клуб 12 стульев” “Литературной газеты”, поэтому писатель ушёл в детскую литературу.

Первая книга Успенского про Дядю Фёдора “Дядя Фёдор, пёс и кот” была опубликована в 1974. Главным героем был шестилетний мальчик, которого звали Дядей Фёдором за то, что он был очень серьёзным. После того, как родители запретили ему оставить в квартире говорящего бездомного кота Матроскина, Дядя Фёдор ушёл из дома. Вместе с Матроскиным и псом Шариком они втроём поселились в деревне Простоквашино. Найдя клад, они смогли купить трактор, ездящий на супе и картошке. По книге было сделано несколько популярных мультипликационных фильмов: “Дядя Федор, пес и кот”, “Трое из Простоквашино” и др.

Является председателем жюри премии “Заветная мечта”. Также в 1986 году являлся членом жюри в первых играх возрождённой Высшей лиги КВН.

Эдуард Успенский является создателем таких передач, как “Спокойной ночи, малыши!”, “АБВГДейка”, “Радионяня” и “В нашу гавань заходили корабли”.

В 2010 году присуждена премия имени Корнея Чуковского, учрежденная для детских писателей, в главной номинации “За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе”

Выразительное чтение стихов, отрывков из сказок.

Обсуждение книг о Крокодиле Гене и Чебурашке.

– Как называется произведение, которое начинается так: “В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек…”? (“Крокодил Гена и его друзья”.)

– Где работал крокодил Гена? (В зоопарке.)

– “Глаза у него были большие и желтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает у маленьких медвежат”. О каком герое идет речь? (Чебурашка.)

– Кто такой Чебурашка? (Неизвестный науке зверь.)

– Где жил Чебурашка? (В телефонной будке.)

– Зачем Чебурашка и крокодил Гена решили построить дом?

– Что больше всего любил есть Чебурашка? (Апельсины.)

– Как звали крысу старухи Шапокляк? (Лариска.)

– Кому принадлежат слова: “Хорошими делами прославиться нельзя!” (Шапокляк.)

Обсуждение произведений о Дяде Фёдоре.

– В какой книге Эдуарда Успенского живут говорящие собака и кот? (“Дядя Федор, пес и кот”.)

– Как звали кота Дяди Федора? (Матроскин.)

– Какой герой “в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил”? (Дядя Федор.)

– “И Барбосиком меня звали и Оболтусом, и даже Кис-Кисычем. Только я фамилию хочу иметь…” Какую? (Кот Матроскин хотел иметь морскую фамилию.)

– Кто о себе сказал: “Я могу и картошку окучивать задними лапами. И посуду мыть — языком облизывать. И места мне не надо, я могу на улице спать”? (Пес Шарик.)

– Что нужно было для счастья коту Матроскину, собаке Шарику? (Корова, ружье.)

– Какие слова учил произносить галчонка Хватайку кот и какая от этого польза? (“Кто там?”)

– Как звали корову кота Матроскина? (Мурка.)

– Кто такой Печкин? (Почтальон деревни Простоквашино.)

– Какую награду получил почтальон Печкин за мальчика? (Велосипед.)

– В квартире Дяди Федора висела на стене картина. А какая от нее была польза? (Она закрывала дыру в стенке.)

– Какое имя дали теленку пес, кот и Дядя Федор? (Гаврюша.)

Обсуждение стихотворений Э.Успенского.

– Прочитайте стихи, которые вы нашли.

Закрепление. Конкурс “Угадай, кто это”.

– Угадайте, как зовут этих сказочных персонажей:

игрушка
жирафа
обезьянка
кот
крыса
почтальон
собака
Шарик
Матроскин
Анфиса
Анюта
Чебурашка
Лариска
Печкин

Подведение итогов

– Какие стихи и сказки Эдуарда Успенского вы знаете?

– Чем они вам понравились?

– Какие книги вы хотите прочитать?