Построение диаграмм и графиков в табличном процессоре Excel

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока: научить оформлять данные в электронных таблицах Excel с помощью диаграмм и графиков.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с алгоритмом построения диаграмм и графиков в табличном процессоре Excel;
  • научить учащихся представлять числовую информацию в графическом виде, познакомить учащихся с различными видами диаграмм в ЭТ;
  • научить анализировать технологию выполнения практического задания;
  • научить систематизировать знания по теме «Построение диаграмм и графиков в табличном процессоре Excel»
  • закрепить знания по теме при выполнении практического задания.

Воспитательные:

  • развитие познавательного интереса, повышение мотивации учащихся путем использования нестандартных задач;
  • формировать самостоятельность обучающихся при выполнении практического задания;
  • воспитывать бережное отношение к ПК, соблюдение ТБ;
  • воспитывать взаимопомощь при работе;
  • формировать умение преодолевать трудности;
  • способствовать развитию умения оценивать свои возможности.

Развивающие:

  • формировать аналитическое и логическое мышление обучающихся;
  • развивать умение выделять главное, находить ошибку;
  • развивать навыки самостоятельной работы на компьютере;
  • развивать способности сравнивать, сопоставлять.

Тип урока: комбинированный урок.

Возраст учащихся: 9 класс.

Оборудование: компьютерный класс с мультимедийным проектором.

Программное обеспечение: MS Excel 2003, интерактивный тест, презентация к уроку.

Раздаточный материал: карточки для учащихся с индивидуальными заданиями на построение графиков функций.

План урока

  1. Организационный момент -3 мин.
  2. Контроль и систематизация теоретических знаний. Сообщение темы и целей урока – 6 мин.
  3. Объяснение нового материала - 10 мин.
  4. Творческое задание - 14 мин.
  5. Подведение итогов урока. Домашнее задание. – 4 мин.
  6. Рефлексия -3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Контроль и систематизация теоретических знаний. Сообщение темы и цели урока.

СЛАЙД 1

На прошлых занятиях мы познакомились с основными принципами решения задач, представляемых в виде таблицы; научились осуществлять ввод и копирование данных, выполнять расчеты по формулам, использовать встроенные функции, форматировать содержимое таблицы.

СЛАЙД 2

Сегодня на уроке мы повторим различные способы форматирования текста и таблиц, научимся строить диаграммы, а также их форматировать, т.е. оформлять и делать их более привлекательными, красочными.

СЛАЙД 3

Ребята, давайте вспомним основные понятия:

  • Электронные таблицы – это
  • Основные типы данных, обрабатываемые в электронных таблицах:
  • Формула – это
  • Относительные ссылки –
  • Абсолютные ссылки –

СЛАЙД 4

Чтобы показать уровень вашей подготовленности, ответьте на вопросы теста. (Учащиеся выполняют тест на ПК по теме «Электронные таблицы». Учитель записывает результаты теста.)

3. Объяснение нового материала.

Бывает очень сложно представить числовую информацию визуально, а вместе с этим сделать определенные выводы, увидеть соотношения, провести анализ данных.

Возможно и вы были в такой ситуации (-Да, при выполнении исследовательских работ, необходимо выполнять такую работу, иногда возникают сложности.)

СЛАЙД 5

Диаграмма - это способ представления данных таблицы в графическом виде, который используется для наглядности анализа и сравнения данных.

Широко используются в социологии, экономике, геологии, математике, статистике и т.д.

СЛАЙД 6

Типы диаграмм. Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм: гистограммы; линейчатые диаграммы; график; круговые и т. д. и 20 нестандартных диаграмм.

Построение диаграмм осуществляется только при наличии числовых данных.

Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

СЛАЙД 7

Для наглядного сравнения различных величин используются линейные диаграммы. Например, с помощью диаграммы можно наглядно представить данные о численности населения различных стран.

СЛАЙД 8

Для отображения величин частей от целого применяется круговая диаграмма. Круговая диаграмма позволяет, например, наглядно показать доли стоимости отдельных устройств компьютера в его цене.

СЛАЙД 9

Для отображения изменения величин в зависимости от времени используют графики, т. е. графики выбирают в тех случаях, когда хотят отобразить изменение данных за равные промежутки времени.

СЛАЙД 10

Создание диаграмм с помощью Мастера диаграмм. Для создания диаграмм в программе Excel существует Мастер диаграмм. Это средство состоит из набора интерактивных диалоговых окон, которые проведут через весь процесс построения необходимой диаграммы.

а) Выделить данные.

б) Задать функцию построения диаграммы Вставка/Диаграмма или Мастер диаграмм.

В нем прописаны все шаги, выполнение которых приводит к результату.

СЛАЙД 11

Алгоритм построения диаграммы:

  1. Ввести табличные данные;
  2. Выделить данные, необходимые для построения диаграммы;
  3. Воспользоваться мастером диаграмм для пошагового создания диаграммы;
  4. Выбрать тип диаграммы;
  5. Уточнить исходные данные;
  6. Задать параметры построения;
  7. Разместить диаграмму.

СЛАЙД 12

Прошу обратить внимание, что результат можно редактировать, в целом весь объект и каждый элемент по отдельности.

Легенда – подпись, определяющая категорию данных на диаграмме, с использованием узора или цвета.

СЛАЙД 13

Оформление диаграммы:

  • Название диаграммы, подписи осей (вкладка Заголовки)
  • Отображение и маркировка осей координат (вкладка Оси)
  • Отображение сетки линий (вкладка Линии сетей)
  • Описание построения графиков (вкладка Легенда)
  • Отображение надписей (вкладка Подписи данных)
  • Представление данных (вкладка Таблицы данных)

СЛАЙД 14

4. Творческое задание.

Предлагаю познакомиться с мастером поближе.

Построить по данным таблицу и диаграмму, объяснить, что показывает ваша диаграмма, и почему вы выбрали именно этот тип диаграммы для данных показателей.

Учащимся раздаются разноуровневые задания.

Задание 1. В Южной Америки самый высокий водопад - Анхель, его высота 1054 м. В Евразии самым высоким является водопад Утигард – 610 м. В Африке – Тугела, его высота 933 м. В Северной Америке самым высоким является водопад Йосемитский, его высота – 727 м. (Цилиндрическую диаграмму)

Задание 2. Площадь мировых океанов такова: Тихий океан - 178 684 тыс. кв. м., Атлантический - 91 655 тыс. кв. м., Индийский - 76 174 тыс. кв. м., Северный – Ледовитый - 14 756 тыс. кв. м. (чтобы лучше представить себе соотношение площадей четырех океанов Земли, данные таблицы удобно отобразить в виде круговой диаграммы).

Задание 3. Месячная прибыль фирмы BEC (Barnaul Electric Company) производящей персональные компьютеры за 6 месяцев 2003 года следующая март – 11051$, апрель 11800$, май – 14000$, июнь - 14918$, июль – 16487$, август – 18600$ (Построить график роста прибыли).

Задание 4. Александр I правил 24 года, Николай I правил30 лет, Александр II правил 26 лет, Александр III правил 13 лет, Николай II правил 23 года. Построить диаграмму из которой будет видно, кто сколько лет был у власти (гистограмму).

Задание 5. Состав воздуха следующий: содержание Азота – 77 %, Кислорода – 22 %, Других газов – 1 %. Построить диаграмму из которой будет видно содержание газов в воздухе.

Задание 6. Представить с помощью диаграммы динамику изменения цен по годам на различные модели компьютеров на базе процессоров Pentium I и Pentium II:

 

1999

2000

2001

Цена компьютера на базе процессоров Pentium I

800$

550$

450$

Цена компьютера на базе процессоров Pentium II

1200$

800$

550$

Задание 7. Представьте в виде диаграммы как изменялась рождаемость в России.

Занести на лист электронной таблицы следующие данные:

Год

Рождаемость (млн человек)

1985

2,38

1990

2,00

1995

1,36

1999

1,21

2000

1,27

2003

1,48

2004

1,50

2005

1,46

СЛАЙД 15

Подведение итогов.

Займите свои места за партами и оцените свою работу за урок.

  • Что является способом представления данных? (диаграмма)
  • От чего зависит тип диаграммы (от представленных данных и необходимости получения результирующих описаний числовых данных)
  • Давайте сформулируем алгоритм построения диаграмм. Расположите приведенные прямоугольники в правильном порядке.

Мы построили лестницу и сегодня каждый из вас поднялся на новую ступень своего развития! Сегодня на уроке оценки получили следующие ученики: … (Назвать учеников, успешно справившихся с заданиями и оценки за интерактивный тест). Молодцы!

Домашнее задание.

Возьмите со столов белые листы – это ваше ДЗ. Необходимо набрать таблицы в Excel, построить возможные диаграммы.

СЛАЙД 16

5. Рефлексия

Давайте подведем итоги нашей работы. Вы друг за другом высказываетесь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я научился…

Я приобрел…

Я понял, что…

Теперь я могу…

СЛАЙД 17

Благодарю вас за урок. Урок окончен.