Нравы и традиции донского казачества в XVIII–XIX веках

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели:

  1. Познакомить учащихся с образом жизни казачества, как особого народа, с присущими ему суровыми нравами, необходимыми для выживания и защиты своей земли.
  2. Способствовать формированию чувства любви к своей Родине, патриотизма, уважения к традициям и обычаям наших предков, заселявших территорию между Волгой и Доном.

План.

1. Общие сведения о казачестве Дона.

2. Казачьи поверья и предания.

3. Казачий Круг.

4. Серьги и кони в жизни казаков.

5. Воспитание в казачьей семье.

6. Рефлексия.

Подготовка к уроку: Учащиеся готовят сообщения по группам, отбирая материал из предложенных источников по истории Донского казачества.

Оборудование: Карта, предметы быта казаков, презентация.

Эпиграф: “Слава тебе, Господи, что мы казаки…”. Из молитвы донских казаков.

ВВЕДЕНИЕ

Учитель: Сейчас мы мало знаем о том, как жили казаки, об их нравах, обычаях, хотя живем на этой земле, являемся потомками тех героев, отстаивавших независимость своей земли. Нам есть чему поучиться у них. Но мы совсем не знаем об их прошлом.

Сила дерева в его корнях, даже когда обламываются ветви, обмерзает крона в лютый мороз, а дерево все равно живет, радуя нас зелеными листьями весной и летом, пока не погибает корень. Так и человек силен не физической силой, интеллектом, хотя это важно, а своими “корнями”, которые дают нам силу духа, помогают выстоять, терпеть, просто жить. Мы должны знать о том, кто наши предки, какие они были, что ценили, как относились к Родине, семье.

Беседа с классом по вопросам: Как вы считаете, казаки – это особый народ, отличающийся от других? В чем, на ваш взгляд, эти особенности? Какие традиции сохранились до сегодняшнего дня?

Местные историки-краеведы предполагают, что строгие нравы, обычаи, появившиеся в средние века у казаков определяли весь последующий уклад жизни, где главным было военное дело, защита Родины. Именно этот факт отличал казачество как особый народ от других, населявших Россию. Прослушаем сообщения, и обсудим этот вопрос в конце урока.

Выступает 1 группа.

1. Общие сведения о казачестве Дона.

Мы живем на земле “Дикого поля”, так еще в древней Руси назывались земли между Волгой и Доном. До появления государства у славян много народов сменилось на этой земле: скифы, сарматы, жившие здесь еще до н.э. сменились хазарами, половцами, печенегами, а в 13 веке степь стала частью “Золотой Орды”, государства монголо-татар, завоевавших Русь.

Историки не могут дать точного ответа на вопрос, когда появилось казачество, какие народы дали ему начало. Слово казак в настоящее время означает “вольный человек, но и по этому вопросу идут споры. Мы считаем, что казаки – это потомки народов, ранее населявших “Дикое поле”.

В 15 веке в низовьях Волги, Дона, Днепра уже были казачьи общины, занимавшиеся разбойными набегами: грабили купеческие караваны, торговали пленниками. До сих пор сохранилась детская игра под названием “казаки – разбойники”.

В конце 16 века по Дону было 40 казачьих городков-поселений, казаки не занимались земледелием, у них не было семей. Но постепенно все менялось. По договоренности с царями русского государства, казаки отбивали атаки крымцев, турок. В середине 17 века главным городом стал Черкасск (под Ростовом на Дону). Выборные от казачьих общин съезжались туда на Круг (собрание), выбирали атамана на 1-2 года. Постепенно сложилось “Казачье войсковое право” - правила поведения казаков в быту, поселении, в военных походах. Примерно с 17 века казаки стали жить оседло, жениться, воспитывать детей, мальчиков готовить к службе с раннего детства, следуя строгим правилам.

В 18 веке, при Екатерине Великой, Донское казачество вошло в реестр регулярных войск, верно продолжая нести службу царю и Отечеству.

Что такое казачество?

Казак - это не звание, а состояние души. Большим трудом, мужеством, кровью оплачивали они свою свободу. Особенно было тяжело первым. Скрываясь от врагов в колючих балках, в кровь расцарапывали руки, забирались в звериные норы, в болота, встречались с ядовитыми змеями, тарантулами.. В засадах, где нельзя было пошевелиться, их кожу разъедала мошка и слепни. Сердцевина казачьей натуры - в воинском клике, с которым они обращались к другим казакам перед походом: “Кто хочет за веру Христианскую быть посажен на кол, кто хочет быть четвертован, кто готов претерпеть всякие муки за Святой крест, кто не боится смерти – приставай к нам! Не надо бояться смерти, от нее не убережешься. Такова казацкая жизнь!” Вот такими были казаки.

Группа 2.

2. Казачьи поверья и предания.

Мать выводила ночью 3-х летнего сына в степь и, указывая ладонью на небо, говорила: “Звезды – глаза твоих предков. Они следят, как ты защищаешь свой род”. Мальчик, став воином, не знал страха смерти, ведь погибнув в бою с врагами своего рода он попадет в “Ирий” - рай на радость дедов. Сохранилось предание о предках казаков, вставших на пути Чингисхана: 20 тысяч его воинов наткнулись в междуречье Волги и Дона на неведомый народ – их воины шли в бой на конях, обнаженные до пояса с двумя мечами в руках, многие в бою сражались, стоя на коне, могли на лету поймать пущенную в них стрелу у груди или уклониться. Монголов они всех вырубили, а Чингисхан обошел это место стороной, назвав его проклятым.

Много было пролито казачьей крови, по всей степи раньше стояли братские могилы, но время сравняло их с землей. В казачьих поверьях степную ковыль - траву считают травой мертвых, растущей на костях наших предков - казаков. Поэтому казаки никогда не рвут ковыль и не вносят его в дом. Есть еще одно поверье о “лазоревом цветке” - дикий степной красный тюльпан, распускающийся на короткое время в весенней степи. Не алые головки тюльпанов колышет ветер – это души казаков, погибшие в боях, походах на чужбине, распускаются на несколько дней в родной стороне, поэтому цветок лазоревый похож цветом на кровь, пролитую казаками. И сейчас, весной, в нераспаханной степи цветут тюльпаны, потому и называют казаки степь лазоревой, и исстари не рвут в степи цветок лазоревый.

Группа 3

3. Казачий Круг.

Круг – общее собрание казаков, где решались все важные дела. Казаки собирались на площади, размещаясь так: атаман (не моложе 50 лет), за ним старики усаживались на скамеечки, потом женатые казаки, потом неженатые, не моложе 18 лет, а в последних рядах могли присутствовать только жены, сестры, невесты, пришедшие с казаками, но без права голоса. Круг собирался по зову атамана или по удару колокола, если судили атамана. При открытии круга атаман кланялся на 4 стороны: старикам и священнику отдельно. Круг решал хозяйственные, военные вопросы, утверждали учителей, священников, определяли помощь вдовам, сиротам, рассматривали жалобы, творили суд, принимали в казаки иногородних, и исключал из казаков. На круге решались вопросы о наказаниях. Наказанный Кругом должен был даже после порки поклониться на 4 стороны со словами “Спаси Христос, что поучили меня братья – казаки, неразумного”. Если казака прощали, тогда кричали “Бог простит, не греши боле!”

Круг мог наказать и даже снять с должности атамана. После наказания казаки кланялись ему в ноги со словами “Прости атаман, что поучили”, атаман в ответ “Бог простит”, но если он так не отвечал, учили снова. Снятый с должности атаман клал наземь шашку, насеку, булаву, кланялся на 4 стороны и становился в ряды простых казаков.

Если Круг не прощал казака, его мог убить любой, т.к. он идет против воли круга. Самое тяжелое наказание – исключение из казаков.

Самые тяжелые преступления: воровство, умышленное убийство, предательство. За воровство привязывали к столбу, каждый проходящий бил палкой, которая лежала здесь же, могли забить и насмерть. Но могли водить на веревке по станице с украденным, а потом отправляли вне очереди на службу. За умышленное убийство хоронили живым вместе с убитым. За покушение на убийство (с кинжалом, шашкой, ружьем) неудачника били артелью, потом отдавали потерпевшему, а тот вел его, привязав ниткой за палец домой, привязывал к плетню, после чего виноватый просил прощения вместе со всей родней, родня же его откупала. Кровная месть была запрещена.

Трусов привязывали к дереву и расстреливали из луков или ружей. Если трус нанес большой урон, привязывали к столбу на площади и прилюдно казнили, но тело предавали земле по-христиански.

За измену казнили, если было возможно, рубили надвое, одну половину тела бросали на сторону врага, другую на своей земле без погребения. В полевых условиях казнь по казачьи – “в куль да в воду” - в мешок или два да еще насыпали туда щебня или песка и бросали в воду. В воду могли посадить временно, до казни. Вешали на якоре на площади за ноги или шею. По приговору Круга могли посадить в колоду, могли отдать дом виноватого на разграбление, а его самого били (случалось такое с казачьими старшинами за обиду, за обдел в добыче, за вранье).

Круг собирался в каждой станице, а еще был главный Круг, всего войска, на который съезжались атаманы станиц.

Группа 4

4. Серьги и кони.

Казак прежде всего воин, с чем и связан обычай носить серьги, но такой чести удостаивался не каждый. Серьга в левом ухе означала, что он один сын у матери, в правом – последний мужчина в роду, а если в обеих – единственный ребенок у родителей. Как правило, в походах таких казаков, следуя неписаным правилам, старались оберегать, но смерти все же, не всегда удавалось избежать. Когда в мирное время умирал последний казак в роду, его шашку ломали и клали в гроб. Обычно шашка передавалась от отца к сыну и далее. Обязательно за гробом вели коня под седлом – боевого друга умершего.

Кони

Казаки водили породистых коней, за жеребятами ухаживали, как за детьми. Поэтому такой конь, вырастая, платил хозяину преданностью и любовью: не давался в руки другим, ходил за хозяином. В сабельном бою такой приученный конь лягал и кусал коня врага. Укрытый в лесу или балке, по свисту хозяина бежал к нему, ложился, знал другие команды, не отходил от убитого или раненого на поле боя. Если хозяин погибал, конь никого не подпускал к себе, тосковал, голодал несколько дней.

В боях, в критических ситуациях окруженные врагом, казаки укладывали коней кругом и из-за них отстреливались. Такой прием назывался сбатоваться. Конь шел за казаком в огонь и в воду. Когда казаки уплывали на корабле, бросая коней на берегу, те плыли вслед.

Группа 5

5. Воспитание казаков.

Приобщали казаков к ратному делу с рождения. Как только в семье рождался мальчик, “на зубок” ему клали стрелу, (потом пулю к ружью) а руке давали потрогать оружие, на 7 день крестили, имя давая по святцам. В 40 дней отец прицеплял младенцу шашку сбоку и возвращал его матери со словами “вот тебе казак”. В 3-4 года посвящали в казаки: собиралась вся родня, мальчика сажали на коня, с шашкой в руке. Отец вел коня по кругу, потом казачонка везли в церковь верхом, служили молебен, чтоб рос храбрым и преданным Богу и Православию. В 5 лет казачата скакали по улице, в 7-8 играли в войну на конях за станицей или хутором. Эти игры поддерживались стариками, атаманом. В 12-13 лет казачата скакали наметом, преодолевая препятствия, могли на коне догнать зайца и убить его нагайкой, владели шашкой, ружьем. С 18-19 лет проходили обучение под руководством опытных казаков, обучаясь специальным приемам: стреляли в цель, рубили лозу шашкой, поднимали на скаку предметы с земли, скакали стоя на коне, зависали на стременах у земли, на ходу спрыгивали с коня, взбирались обратно, перепрыгивали через коня. Экзамен принимал атаман, есаулы, старики..Самым отличившимся вручали богатое оружие, седла, нарядные уздечки. Эти первые награды казаки очень ценили и хранили всю жизнь.

Казачья семья

В казачьей семье главой был отец – казак – воин, а последнее слово принадлежало деду. Женщины казачки были в семье равноправными независимо от национальности, т.к. казачка была обязательно окрещенной. Казаки редко обижали своих жен. Казачки имели характер самостоятельный и гордый. О казачках современники писали: “Соедините красоту и обаяние русской женщины с красотой черкешенки, турчанки и татарки, да если прибавить бесстрашие амазонок – перед вами портрет истинной казачки”. Казачки выше всего после матери и отца ценили честь, славу, верность, умели постоять за себя, обращаться с конем и оружием, при случае помогали в бою.

В 1774 г. казаки Наурской станицы (приазовье) ушли в поход, а к станице подошел отряд турок в несколько тысяч человек, начался штурм. Два дня атаки отбивали старики, дети, женщины. Казачки стреляли из ружей и пушек, стоявших на станичном валу, окружавшем станицу. Известен факт – 800 казачек с мужьями 4 года защищали Азов, многие погибли. При таком характере казачку трудно обидеть, но если муж бил ее, то по ее жалобе казак мог получить по решению Круга удары плетью. Круг поддерживал равноправие казачек, потому что от них идет казачий род. За обиды жене казака могли поставить на Круге и заставить просить прощения у жены, если она прощала, то мужа только “учили”, если не прощала (побои, измена) Круг давал ей свободу и она уходила от мужа. На такой казачке мог жениться любой, а вот за “непрощеного или ученого” Кругом, т.е. битого, казачки замуж не шли, и оставались они бобылями. Известен такой факт: еще в 17-18 вв. не только казачку, но и казака могли убить за измену. Казак, с разрешения Круга, мог жениться на ясырке – так называли пленниц, но она должна была дать согласие и обязательно принять православие. За измену мужу казачку могли утопить, или закопать по шею в землю. Если изменял казак, то получал 100 ударов плетьми, или тоже могли утопить. Но было и такое наказание: за прелюбодеяние обрезали платье до колен, что считалось неприличным, и пару водили по станице, а потом прилюдно били плетьми или кнутом на площади, это уже в 19 веке.

Браки в казачьих семьях заключались с согласия невесты и жениха. Девочек воспитывали как хранительниц домашнего очага. До 13 лет они играли с мальчиками в одни игры, даже обучались верховой езде, а потом поступали под опеку крестных и бабок. Их обучали шитью, выстегать узором кафтан или одеяло, приготовлению пищи, вязанию и т.д. Каждое воскресенье они ходили с бабками в церковь на все службы. В 19 веке девочки могли посещать школы по желанию семьи, а учеба дома ограничивалась чтением акафистов и канонов. Только на свадьбах они могли видеться с парнями или на больших праздниках, но под присмотром старших, где танцевали, водили хороводы, пели.

Замужние казачки отличались опрятностью, трудолюбием, сердечностью. В отсутствие мужа казачка обрабатывала землю, косила, воспитывала детей. Но когда муж дома казачка не делала его работу. Дети с раннего возраста приобщались к труду и выполняли посильную работу.

После смерти казака его права переходили к матери, даже если в доме жил сын с семьей. В свободное время собирались и пели песни, псалмы, угощали соседок плодами, закусками, жареными семечками арбуза и тыквы, на посиделках пили вино и медовую брагу, вели степенные разговоры. Если мимо проходил казак, ему приветливо кланялись и предлагали угощение, на что он кланялся им, говорил “Спаси Христос” и принимал угощение. На посиделках, как мужских, так и женских, разговаривать на татарском языке считалось признаком хорошего тона. Возможно, татарский язык пришел на Дон вместе с тюрко-язычными кочевниками, да так на нем и задержался, да и у многих зажиточных казаков в домработницах жили ясырки: пленные татарки, турчанки, черкешенки. В 19 веке эта традиция стала уходить.

С детства у казаков было принято воспитывать почтение и уважение к старшим, за нарушение традиций следовало наказание. Молодежь стыдилась сделать при старике малейшую непристойность, а старец мог не только напомнить об обязанностях, но и наказать, не опасаясь родителей. Самыми гнусными преступлениями считались воровство и обман, а храбрость и целомудрие величайшими добродетелями. Молодежь не смела садиться в присутствии старших, в семье у каждого были свои обязанности, например: старшая невестка готовила еду, средняя убирала дом и смотрела за детьми, младшая – порядок во дворе и у скотины. Младшие беспрекословно подчинялись старшим. Этими правилами были крепки семьи.

Во многих казачьих станицах казаки отдавали 1/3 дохода на бедных, сирот, стариков, школу, церковь. Причем бедным помогали тайно, чтоб не обидеть человека, и чтоб никто об этом не знал, к этому приучали и детей.

Рефлексия.

Учитель: Что нового вы узнали о наших предках? Каково ваше отношение к их нравам, обычаям? Как считаете, полезно бы было для нас (имеется в виду современное общество) снова вернуть строгие обычаи и правила? Чему мы можем поучиться у них?

Обобщение учителя.

Вот такие они были – казаки. Изучая материал о казачестве, мы сравнивали современные правила поведения, и, к сожалению, это сравнение не в нашу пользу. Изучая историю нашего края, подробно знакомясь с обычаями наших предков, мы можем сказать, что казачество – особый народ, главным делом которого было военное дело, и вся система семейного и общественного воспитания была направлена на умение отстаивать свою землю с оружием в руках, на воспитание мужества, героизма, уважения к старшим, почитанию предков. Самым главным была Христианская вера, дававшая силу духа, потому были казаки бесстрашными, не боялись смерти.