Художественная обработка древесины

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (28 МБ)

Загрузить презентацию (46 МБ)


Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе творческого объединения «Художественная обработка древесины»

Среди художественных работ в нашей стране самой распространенной и любимой в народе издавна была резьба по дереву и мозаика.

Мозаика по дереву - один из видов декоративно-прикладного искусства, обладающий сильным эстетическим воздействием. Декоративные качества древесины позволяют создавать мозаики широкого диапазона, от небольших сувениров и украшений на мебели до монументальных панно.

Так же богато и разнообразно по своим возможностям и искусство резьбы по дереву. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда — прялки, швейки, вальки. Яркостью образов, меткой наблюдательностью, тонким юмором и подлинной красотой отличаются народные деревянные игрушки.

Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании бытовых декоративных изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.

Искусство художественной обработки дерева, имеющее в нашей стране глубокие традиции, широко развивается в краях и областях. Изучение курса художественной обработки древесины позволяет молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания, а также обеспечит ей интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие. Данные цели могут быть достигнуты если необходимое внимание будет уделено качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Программа непосредственно связана с интегративной образовательной областью «Технология» общеобразовательной школы.

Программа является авторской, при составлении ее использована учебная и методическая литература по заявленному профилю, а также личный опыт работы педагога Пересыпкина С. А.

В программе изучаются три различные направления художественной обработки древесины: пропильная резьба, маркетри, геометрическая резьба. Итогом обучения является выполнение проекта. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая способностям и возможностям учащегося.

Основные цели программы

Преподавание резьбы по дереву в системе дополнительного образования детей предполагает следующие цели:

  • формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социальных условиях, начиная от определения потребностей в изготовлении художественной продукции до ее реализации;
  • подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и достижению жизненных целей через самореализацию;
  • формирование эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
  • формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о различных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.

Основные задачи программы

Обучающие:

  • формирование политехнических знаний и экологической культуры;
  • развитие познавательного интереса к труду и художественным ремеслам;
  • приобретение серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием;
  • освоение технологических приемов;
  • решение задач направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям,
  • умение выстроить межпредметные связи.

Воспитательные:

  • воспитание у учащихся, средствами программного материала, бережного отношения к природным ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность;
  • формирование эстетического отношения к труду;
  • формирование у учащихся социальной активности, социальной роли (работник, производитель, потребитель);
  • получение навыков здорового образа жизни (знакомство с дизайнерскими разработками, атмосфера гармонии, работа с экологически чистыми материалами);
  • воспитание патриотизма посредством изучения истории традиционных народных ремесел.

Развивающие:

  • развитие таких деловых качеств, как самостоятельность, предприимчивость, аккуратность, трудолюбие;
  • формирование потребности в саморазвитии;
  • развитие интереса, воображения, фантазии и творческих возможностей школьников,
  • развитие эстетического вкуса.

Особенности программы

Украшения на мебели и других изделиях из древесины имеют многовековую историю. Наиболее распространенные виды декорирования в прошлом — резьба, токарная обработка, мозаикапо дереву и роспись. 

Мозаика по дереву — один из видов декоративно-прикладногоискусства, обладающий сильным эстетическим воздействием. Декоративные качества древесины позволяют создавать мозаики широкого диапазона, от небольших сувениров и украшений на мебели до монументальных панно. Так же богато и разнообразно по своим возможностям и искусство резьбы по дереву, которое было самой распространенной и любимой в народе художественной работой. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда.

Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании декоративных бытовых изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.

Художественная обработка древесины предоставляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.

Анализируя «ПРОГРАММЫ общеобразовательных учреждений по «технологии», рекомендованные Министерством просвещения Российской Федерации сталкиваюсь с тем, что в модуле «Художественная обработка материалов» (Б.И.Орлов, К.А.Скворцов, О.А.Кожина) отводится 3-я четверть в VII классе для мальчиков и 3-я четверть в VIII классе для девочек на изучение программы. Это составляет всего 20 часов за весь курс «технологии» в базовой части учебного плана. Причем художественная обработка древесины и художественная обработка металла предоставляется на выбор. То есть материал представлен в обзорном, ознакомительном виде. В вариативной части учебного плана художественная обработка материалов может изучаться в IX-XI классах. Но, по-настоящему заинтересовать и увлечь ребенка каким-либо занятием можно именно в раннем подростковом периоде, т. е. в 12-13 лет.

На мой взгляд, в существующей программе уделяется непростительно малое внимание художественной обработке древесины, имеющей в нашей стране глубокие традиции.

В существующем банке образовательных программ ЦРТДиЮ Московской области на 2007 год представлены десять программ по данному направлению. Перечислим их:

  • Винокурова Н.И. Программа «Резьба по дереву»,1997 год.
  • Глозман Е.С., Глозман А.Е. Примерная программа «Художественная резьба по дереву», 2001 год.
  • Карпов Ю.В. Программа «Учу резьбе по дереву, 2001 год.
  • Программа «Резьба по дереву» (для средних общеобразовательных учебных заведений),1997 год.
  • Слипак В.П. Программа кружка «Резьба по дереву», 1994 год.
  • Программа «Резьба по дереву», 1997 год.
  • Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Программа «Резьба по дереву», 1997 год.
  • Программа «Художественно-прикладная обработка древесины» (программа для общеобразовательных учебных заведений, 5-7 классы), 1993 год.
  • Программа «Изготовление художественных изделий из дерева» (программы для средних общеобразовательных учебных заведений), 1992 год.
  • Рязанов Л.В., Косогорова Л.В. Программа «Художественная обработка дерева», 2005 год.

Из вышеперечисленных программ, семь – ориентированы на дополнительное образование.

Перечисленные недостатки программ для общеобразовательных учреждений и анализ дополнительных образовательных программ, подтолкнули меня к созданию дополнительной образовательной программы творческого объединения «Художественная обработка древесины», в которой предоставляются большие возможности для изучения предмета.

Основными отличиями от перечисленных программ является:

  • Изложенная программа имеет срок реализации – один год и представляет собой курс введения в деятельность. Воспитанникам творческих объединений, для ознакомления, предоставляется три направления художественной обработки древесины. Итогом годового обучения является выбор ребенком понравившегося направления.
  • Параллельно с практическим обучением, воспитанники получают теоретические сведения о профессиях связанных с деревообработкой, которые могут помочь сделать первый шаг в выборе будущей профессии.
  • Новизной отличается и введение в программу дополнительного образования проектной деятельности, причем проект выполняется по выбранному учеником направлению.

Изготовление своими руками красивых и функциональных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Для дальнейшего развития художественных способностей учащихся, рекомендуется дальнейшие занятия в творческом объединении в последующие годы обучения. Программы для этих занятий разрабатываются мной в настоящее время.

Дерево и в наши дни остается излюбленным материалом художников. Из него создают скульптуру, резные декоративные и утилитарно-декоративные предметы. В области художественной обработки дерева работают народные мастера, и художники-профессионалы, организованно ведется подготовка кадров. И пусть не каждый, обучающийся в творческих объединениях дополнительного образования художественной обработке древесины ребенок, станет профессионалом, но он получит не только навыки работы, но и готовность к обоснованному выбору профессии.

Элементы авторской программы дополнительного образования могут быть использованы на уроках «Технологии» в общеобразовательной школе, при изучении раздела «Художественная обработка материалов».

Возраст обучающихся и особенности группы:

  • программа рассчитана на учащихся в возрасте 12 -13 лет что соответствует VI – VII классу общеобразовательных учреждений (не рекомендуется начинать занятия в более раннем возрасте из-за повышенной опасности режущего инструмента и еще не вполне сформировавшейся координации движений ребенка);
  • состав группы рекомендуется постоянный;
  • набор учащихся – свободный.

Возрастные психологические особенности

Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. В подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Круг интересов является психологической базой ценностных ориентации подростка. В этот период происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики.

Именно в этом возрасте может сформироваться серьезное увлечение декоративно-прикладным искусством и задача педагога дополнительного образования предоставить на выбор ребенка различные виды народных промыслов и ремесел во всей их красоте.

Режим организации занятий:

  • время, отведенное на обучение составляет 144 часа в учебном году;
  • в неделю проводится 2 занятия по 2 часа;
  • форма обучения по программе – очная;
  •  практические занятия составляют большую часть программы.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

  • общие сведения о народных ремеслах;
  • принципы формообразования и композиции;
  • основы столярной (ручной и механической) подготовки поверхности древесины к отделке;
  • особенности отделки древесины лакокрасочными материалами (морение, воскование, лакирование, полировка).
  • виды мозаики (интарсия, инкрустация, маркетри)
  • виды резьбы по дереву (прорезная, плоско-выемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная, домовая).
  • инструменты и материалы для художественной обработки древесины;
  • стадии и процедуры проектирования;
  • критерии оценки проекта.

Учащиеся должны уметь:

  • выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной обработки изделия;
  • подготавливать поверхность изделия под художественную обработку;
  • осуществлять художественную отделку поверхности изделия (прорезной, геометрической резьбой, маркетри, окраской);
  • планировать, организовать и выполнить проект с учетом всех критериев оценки;
  • защитить выполненный проект.

Учащиеся должны обладать компетенциями:

  • по общим основам художественного конструирования;
  • по профессии мастера-краснодеревщика;
  • по профессии резчика по дереву;
  • по выполнению проекта.

В результате обучения ожидается: сформированность у детей самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, потребности в саморазвитии; развитое воображение, фантазия, осознание своих творческих возможностей.

Итогом года обучения является самостоятельная творческая работа (проект) от замысла и разработки дизайна, орнамента, до полного изготовления и отделки целостного изделия, как функционального, так и отвечающего эстетическим требованиям, а также экономическим и маркетинговым критериям.

Приложение 1. Учебно-тематический план творческого объединения «художественная обработка древесины».

Приложение 2. Содержание программы творческого объединения «художественная обработка древесины».

Приложение 3. Библиографический список.

Приложение 4