Чудесная кладовая. Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  1. Познакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных.
  2. Развивать познавательные навыки, любознательность.
  3. Формировать умение работать с картой.
  4. Воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям.

Оборудование:

  • образцы почвы;
  • прозрачный стакан с водой;
  • промокательная бумага;
  • спиртовка, штатив, лупа;
  • карточки с названиями почв;
  • карточки с заданиями;
  • карандаши;
  • карта Краснодарского края;
  • атласы, контурные карты;
  • схема «Состав почвы»;
  • диск «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире».

Ход урока

Организационный момент.

Сообщение темы.

Учитель: Мы продолжаем наше путешествие в мир природы. А вот о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте отгадать.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-либо семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется.

Ученики (хором): Почва.

Учитель: Да, ребята, вы правы. Это вещество знакомо вам с раннего детства. Называют его по-разному: земля, глина, песок, а то и просто «грязь». Правильное название – почва.

А кто из вас знает, что такое почва?

Ученики: Почва – это верхний, плодородный слой, который питает, кормит растения.

Учитель: Правильно. Растениям, как и нам с тобой, нужна пища. Пищу, растения получают из почвы. И готовит ее волшебница-природа.

Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним и расскажем, как растения получают из почвы «пищу». (Ответы учащихся.)

Объяснение нового материала.

Учитель: На прошлой неделе мы были с вами на экскурсии в лесу и видели подземную кладовую, в которой хранятся несметные богатства. И могут они превратиться в румяную булочку, нарядное платье, прекрасный цветок... Ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать ведер, а щепотка семян может стать огромной корзиной огурцов, редиски, помидоров или моркови. Но происходит это не само собой. Для нормального роста и развития растениям, кроме воды и воздуха, нужна почва, которую обрабатывают умелые руки человека.

Сделаем с вами макет почвы (учитель демонстрирует макет почвы). На дно стеклянной банки положим мелкие камешки, на них – глину, сверху – песок. И на самый верх – почву. Это она вместе с водой и воздухом обеспечивает нормальные условия для жизни растений. Попадая в нее, семена прорастают и становятся деревьями до самого синего неба, цветами, которые спорят красотой с бабочками, шелковистой травой… Пищей для всего живущего на Земле.

Но вот почему в одних местах летом вырастает сочная ярко-зеленая трава до пояса, а в других – только редкие сероватые травинки?

Ответить на этот вопрос мы сможем, если определим, что же это за вещество – почва? Как образуется? Из чего состоит? Какими свойствами обладает? Это мы узнаем, если исследуем почву.

Практическая работа.

Опыт 1.

Учитель: Для начала возьмем комочек почвы из пакета, которые принесли с экскурсии, и рассмотрим его через увеличительное стекло. Что вам удалось увидеть? Опустим комочки почвы в банку с водой и дадим ей отстояться. Что вы наблюдаете?

Ученики: На дно емкости опускаются песок, глина, камешки, а остатки растений плавают сверху.

Вывод: в почве содержится глина и песок.

Опыт 2.

Учитель: Тоненькие, как ниточки, корешки, обломки сухих травинок, полусгнивших листьев, крылышки мертвого жука… Песчинки, пылинки, склеенные между собой в комочки разного размера. Все? А не спрятался ли здесь воздух-невидимка? Призовем на помощь опыт.

Возьмем стакан с водой и аккуратно опустим туда комочек почвы. Что вы наблюдаете?

Ученики: На комочках появились прозрачные пузырьки. Побежали вверх серебристые дорожки.

Учитель: Как вы думаете, что это? Зарисуйте!

Конечно, воздух, бывший внутри комочка между песчинками и пылинками. Вода проникла внутрь и вытеснила его. Он запузырился, всплыл и смешался с окружающим нас воздухом.

Вывод: в почве содержится воздух.

Попробуйте сами сделать вывод из следующего опыта.

Опыт 3.

Учитель: Возьмем промокательную бумагу, насыплем на нее немного почвы и прижмем ее плотно к бумаге. Что вы наблюдаете?

Вывод: в почве содержится вода.

Опыт 4.

Учитель: В чистую сухую жестяную банку из-под консервов положим комочек почвы и поставим ее на самый маленький огонь. Над жестяной банкой появляется сероватый дым. Понюхайте его! Что вам напоминает этот запах? (Ответы учащихся.) Вероятнее всего, дым костра, в котором осенью жгут сухие листья и траву.

Сходство это ни случайно: в почве перегорают остатки растений. Называются они так: перегной. От слова «гнить», «перегнивать».

Перегной черного цвета. В одной почве его больше. И почва, поэтому темная, почти черного цвета. В другой меньше. Эта почва светлее. Поэтому-то и бывают почвы разного цвета: серые, светло-серые, темно-серые, черные и даже красные. И называются почвы по-разному: черноземная, красноземная, сероземная, желтоземная.

Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.

Вывод: в почве содержится перегной.

Составление схемы «состав почвы».

Учитель: Какая почва называется плодородной?

Как будут чувствовать себя растения, если в почве будет содержаться только песок, или только глина?

Да, ребята, почва везде разная. В одном месте в ней больше песка. Такую – называют песчаной. В другом – глинистая почва. В ней много глины. Бывает почва темная. Ее весной привозят на огромных самосвалах и разбрасывают по газонам и клумбам, чтобы лучше росла трава и ярче цвели декоративные растения.

Есть на Земле огромные пространства, где нет почвы, один песок. Там почти нет и растений: могут расти только те, у которых очень длинные корни, и питание себе они достают глубоко под землей. Как называют такие места? Правильно. Это пустыни. Слышите, как похоже это название на слово «пусто».

Игра «кто самый внимательный».

Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы. Вам надо хлопнуть в ладоши, если услышите правильный ответ и не хлопать на неправильный ответ.

  • Песок, ведро, вода, сметана, воздух, бумага, стекло, перегной, полиэтиленовые пакеты, червяк, глина.

Экологическая минутка.

Учитель: Правильно. А почему вы решили, что стекло, бумага, полиэтиленовые пакеты – не входят в состав почвы? Да, вы правы, что эти предметы наносят вред, засоряют почву. Так, брошенная бумага может лежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовые пакеты – более 200 лет, а стекло – более 1000 лет. О чем говорят эти факты? (Ответы учащихся.)

Музыкальная физкультурная минутка .

Рассказ о различных видах почвы родного края. Работа с картой.

Учитель: В нашем крае почвы разнообразны.

На Азово-Кубанской равнине (учитель показывает на карте и прикрепляет на карту карточку с названием почв) распространены черноземные почвы. Они отличаются темным, почти черным цветом и имеют мощный поверхностный плодородный слой, богатый полезными веществами, которые образовались из перегнивших растительных и животных остатков. Черноземные почвы активно пропускают воздух, необходимый растениям. На этих почвах хорошо растут пшеница, подсолнечник, сахарная свекла и другие растения.

В долинах и низовьях рек встречаются луговые почвы. Интересно то, что во влажном виде эти почвы черные, а когда высыхают, становятся ржаво-бурыми. На этих почвах хорошо растет рис.

В предгорьях, на северных склонах Главного Кавказского хребта, залегают щелочные черноземы, темно-серые лесные и подзолистые почвы.

В горах, где растут леса, распространены бурые лесные почвы. Как вы думаете, почему эти почвы содержат значительное количество перегноя? (От ежегодно отмирающей листвы.)

Рассмотрите внимательно карту и скажите, какие почвы характерны для Черноморского побережья. Правильно, это – горнолесные и перегнойно-карбонатные почвы. Эти почвы пригодны для виноградных плантаций и фруктовых садов.

А где еще растут виноградники? (На Таманском полуострове.) Правильно. Но обратите внимание – на западе Таманского полуострова преобладают каштановые почвы, а вот на северо-востоке частично болотные почвы.

Практическая работа.

А теперь рассмотрите в атласе почвенную карту и определите виды почв нашего края. Раскрасьте виды почв родного края в контурной карте.

И так, кто может показать на карте и назвать типы почв, распространенные в Краснодарском крае? (Ответы детей.)

Физкультурная минутка: веселая переменка.

Отгадайте загадки и расскажите, как они связаны с почвой.

  1. В одежде богатой,
    Да сам слеповатый,
    Живет без оконца,
    Не видывал солнца. (Крот.)
  2. Малы, а никому не милы. (Мышь.)
  3. Мой хвост не отличишь от головы,
    Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк.)

А каких обитателей почв вы знаете еще? (Ответы учащихся.)

Хотели бы вы узнать, кто из этих животных делает почву более плодородной?

Закрепление.

Просмотр видеофильма (диск «мир природы» – «обитатели почв», «почвенные микроорганизмы»).

Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

Самостоятельная работа. Работа с карточками.

Итог урока.

  • На уроке я узнал ...
  • Я понял ...
  • Мне было интересно ...
  • Мне было трудно ...

Почему землю называют чудесной кладовой?

Что вы можете рассказать о почве нашего края?

Каково значение почвы в жизни растений и животных?

Молодцы, ребята. Очень хорошо работали на уроке. На следующем уроке мы узнаем, как образуется почва, причины, по которым она разрушается.

Домашнее задание.

Дома попробуйте составить кроссворд по теме «Почва Краснодарского края».

Карточка с заданием.

1. Определи, верны ли высказывания. Отметь правильные выражения знаком «+», неправильные знаком «–».

  +
В почве обитает много растений и животных.    
Почва сохраняет влагу и тепло для растений и животных.    
Деятельность дождевых червей разрушает верхний слой плодородной почвы.    
Во время прогулок надо разрушать слой нападавших листьев, уничтожать насекомых, рвать охапками цветы.    
Нельзя закапывать мусор.    
Растения способствуют разрушению почв.    
Почва очищает воду и воздух.    
Почва дает пищу растениям и животным.    

2. Отгадай кроссворд.

  1. Верхний рыхлый и очень тонкий слой поверхности Земли, покрытый растительностью.
  2. Одна из составных частей почвы.
  3. Вещество, повышающее плодородие почвы.
  4. Основное свойство почвы.

Используемая литература:

  1. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. «Почемучка» – 4-е издание – М.:Педагогика-Прес, 1993 г.
  2. Курапова И.И. «Мои первые опыты», - М.: «Баласс», 2004 г.
  3. Лотышев И.П. «Путешествие по родному краю» учебное пособие для учащихся начальной школы, - Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2004 г.
  4. Кубановедение: Материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. 3 класс. – Краснодар, 2006 г.
  5. Журналы «Юный натуралист», «Исследовательская деятельность в школе», «Школьные игры и конкурсы» и др.