Лирика А.В. Кольцова. Содружество муз. 5-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: формирование способности понимать и видеть своеобразие мироощущения поэта и его художественной манеры в рамках анализа отдельного художественного произведения.

Задачи:

1. Уметь передавать динамику чувств лирического героя:

а) в выразительном чтении;

б) через составление "партитуры чувств" стихотворения.

2. Отрабатывать умение устанавливать эмоциональное соответствие между произведениями различных видов искусств (литература, живопись, музыка).

3. Развивать ассоциативное мышление.

Тип урока: творческая мастерская.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук для каждого учащегося.

Основные понятия: партитура чувств, палитра настроения, эпитеты, эмоционально окрашенная лексика

План урока (с указанием времени)

  1. Вступительное слово – 2 мин.
  2. Открытие “мастерской”. Обобщенное представление о творчестве Кольцова (высказывания учащихся) – 5 мин.
  3. Работа с поэтическими текстами – 20 мин.
  4. Восприятие живописи В. Венецианова в сопоставлении с лирикой А.В. Кольцова – 4 мин.
  5. Прослушивание музыкального фрагмента романса А.Л. Гурилева на стихи А.В. Кольцова – 3 мин
  6. Выводы, рефлексия – 5 мин.
  7. Творческие работы учащихся – итог урока – 6 мин.

Время урока: 45 мин.

Ход урока

Этапы урока. Работа учителя и учеников Использование интерактивных средств
1. Вступительное слово учителя

- Дорогие ребята! Добро пожаловать в нашу мастерскую! Значит, все мы сегодня будем что-то мастерить, создавать, творить. Но для этого нам понадобится материал, с которым мы будем работать. Давайте вспомним, какие бывают мастерские и что используют, чем владеют известные мастера своего дела?

- Мастерская Художника – краски.

- Мастерская Композитора – музыка, ноты, звуки.

- Поэт, Писатель – Слово, Образ.

Мы попробуем на уроке соединить все эти понятия (живопись, музыку, слово), чтобы проникнуть в тайну художественного текста. Но этого будет мало. Я открою вам еще один секрет:

“…Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы”.

2. Учитель: - Пора открывать нашу мастерскую. Сегодня все будут творцами: художниками, поэтами, философами.

Учащиеся получают чистые листы и цветные карандаши для творческих работ.

Мастерская открыта!

3. Учитель: - Сегодня наша встреча посвящена творчеству известного русского поэта-песенника А. Кольцова. Когда читаешь его стихи – будто выходишь в открытое поле, в царство зелени и луговых цветов.

Высказывания учеников:

Все здесь непосредственно, искренно, естественно. Мы возвращаемся к чему-то родному; в городе мы успели о нем забыть, но вот, оказывается, оно живет в нашей груди, придавленное мнимыми заботами и тревогами.

Учитель: Вот почему “Когда мы читаем Кольцова, наша душа дома”.

4. Учитель: Что было главным в его поэзии? Как об этом вспоминали его современники?

Ученики: Уточенные чувствования, душевные движения.

Учитель: - Все это нам сегодня предстоит увидеть, понять, домыслить!

Наверное, все заметили, что каждое стихотворение имеет свою тональность. Она подсказана общим чувством, пронизывающим стихотворение. Но стихотворение – это всегда движение чувств. Давайте понаблюдаем за тем, как изменяются, движутся чувства, создавая общую, цельную мелодию стихотворения.

Выберите из предложенных на слайде понятий те, которые относятся к области чувств.

Учитель: - Составим партитуру настроения стихотворения А. Кольцова “Цветок”. Для этого сначала прочтем сам текст. Откройте на своих ноутбуках текст стихотворения.

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение.

Учитель: - О чем это стихотворение (тема)?

Ученики: красота природы, чувств, частица красоты – цветок.

Учитель: - Какова общая тональность стихотворения?

Ученики: светлая радость, восхищение, полнота жизни.

Учитель: При помощи опции “Выделение текста” “раскрасьте” текст стихотворения, а потом вынесите эти цвета на свободную часть экрана и составьте палитру настроения (радугу).

Затем происходит обмен результатами. Учащиеся по желанию показывают свои работы. Получается радуга цвета.

Примерные ответы учеников:

1-я, 2-я строфа – розовый желтый, зеленый цвета;

3-я, 4-я строфа – красный, синий.

Дальше – розовый, красный, синий.

Во время ответов учащиеся объясняют выбор того или иного цвета, называя чувства, которые испытывает лирический герой. Таким образом получается партитура чувств.

- любование, нежность;

- восторг;

- тревога, волнение;

- умиление;

- восторг, радость.

Далее ученикам предлагается следующее.

  1. Найти в тексте то, что создает настроение. Учащиеся замечают эмоционально окрашенную лексику (по тексту), обращают внимание на знаки препинания (обилие восклицательных знаков), риторическое обращение (к цветку, к себе, к своему чувству).
  2. Представить, что им нужно проиллюстрировать это стихотворение. Сколько будет картинок, какие строчки нельзя проиллюстрировать? (нельзя изобразить только чувства поэта).
  3. Найти эпитеты, которые помогают передать настроение автора, его отношение к цветку.

5. Учитель: - Теперь обратимся к живописи. Художник А.Г. Венецианов.

Краткое сообщение учителя о художнике.

Учитель: - Его темы близки поэзии Кольцова. Посмотрим следующие слайды.

Что объединяет художника и поэта?

Ученики: сопоставляют сюжеты картин художника с лирикой А.В. Кольцова (задушевность, простор, красота природы и людей).

Учитель: - Вы слышали романс Гурилева “Не шуми, ты, рожь”, который откликнулся на стихи Кольцова.

Удалось ли композитору передать тональность стихотворения Кольцова?

Ученики: музыка совпадает с общей палитрой настроения поэзии.

6. Учитель: - Давайте подведем итоги. Что новое вы для себя узнали? Какие открытия сделали? Что почувствовали?

Ученики: делятся впечатлениями, зачитывают эссе, стихотворения, визуализация, созданные во время урока. Последнее было по желанию.

Учитель. Делается общий вывод. Читаются слова последнего слайда.

Учитель: - Помните, дышите, очищайте свои сердца, свою душу поэзией, музыкой, живописью. Тогда обязательно придет рассвет…

Авторский мультимедийный проект “Поэт-песенник А.В. Кольцов”

Показ 1-го слайда.

Акцентирование внимания учеников на эпиграфе 1-го слайда.

Показ 2-го слайда.

(Учащиеся выходят к доске и отмечает на слайде нужные слова)

Показ 3-го слайда.

Один из учащихся выполняет это задание на интерактивной доске.

Показ 4-го слайда.

Показ 5-7-го слайдов.

На фоне 5-го слайда звучит романс А.Л. Гурилева “Не шуми, ты, рожь…” (аудио-возможности интерактивной доски)

Показ 8-го слайда.

Заключительные слова – на фоне музыки А.Л. Гурилева.