Пищевые цепи. Потоки энергии

Разделы: Экология


Тип занятия: комбинированный.

Цель: познакомить учащихся с трофическими уровнями организации экосистем и основными закономерностями их взаимодействия.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «пищевые цепи», «поток энергии в экосистеме», с трофическими уровнями организации экосистем и основными закономерностями их взаимодействия.
  2. Воспитание эстетического восприятия природы, экологической культуры.
  3. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Методы: словесный, наглядно-практический; репродуктивный, частично-поисковый, интерактивный информационный.

Возраст: 11-12 лет.

Время: 2 часа по 40 мин.

Оборудование:

  • компьютер;
  • дидактическая разработка в виде компьютерной презентации;
  • иллюстративный материал;
  • фигуры животных и растений для работы на доске, магниты;
  • таблицы с обозначениями трофических уровней.

Ход занятия

I. Организационный момент. Приветствие, проверка посещаемости, постановка целей и задач занятия.

Цель нашего занятия – познакомиться с понятием цепей питания и распределением энергии в экосистемах.

Чтобы нам было интереснее, давайте представим, что в нашем «Созвездии» построили космический корабль, и мы снаряжаем научно-исследовательскую экспедицию. Но в космосе нет ни воды, ни воздуха, ни еды. Итак, что нужно будет взять с собой? (Варианты детей.)

А где взять воду? А где взять кислород для дыхания? А где взять пищу?

Нельзя ли нам взять поменьше таких запасов, иначе людям в корабле не хватит места. Выход есть – если бы мы могли очищать использованные воду и воздух, самим в космосе выращивать фрукты для еды, брать где-то мясо и молочные продукты и т.д. Иными словами, нам нужно построить экосистему, такую, как у нас дома, на Земле. И в этом нам поможет «наука о доме», то есть, экология.

2. Проверка усвоения пройденного материала.

А еще на нашем корабле есть компьютерный центр (демонстрация). Он не позволит нам участвовать в подготовке экспедиции, если у нас недостаточно нужных экологических знаний, если мы не знаем, что такое экосистема.

Педагог обращается к компьютеру. (Приложение)

Слайд: «Для получения разрешения на подготовку экспедиции вам необходимо получить доступ. Пройдите тест».

(Учащиеся отвечают на вопросы теста.)

Тест:

  1. Что такое экосистема?
  2. Кто такие продуценты?
  3. Какие организмы относятся к консументам?
  4. Кто такие редуценты?
  5. Что такое фотосинтез?

(Педагог принимает ответы, указывает на возможные неточности в ответах, помогает их устранить. По окончании проверки пройденного материала, устанавливает на компьютере.)

Приложение. Слайд: «Тест пройден. Вы получили доступ на создание экосистемы».

3. Изучение нового материала.

Давайте решим, каких животных мы включим в экосистему? (Варианты детей.)

Допустим, в нашей искусственной экосистеме мы хотим выращивать зайцев. А еще мы заведем птиц, например, перепелок. Еще  – бабочек (работа на доске). Давайте вспомним, к какой группе организмов они относятся? (Консументы.)

(Педагог прикрепляет соответствующую табличку под названиями животных).

А если мы заведем волка? Чем он будет питаться? (Зайцами, перепелками, лосями...)

К какой группе организмов относится волк? (Консумент.) (Прикрепление таблички.)

Ученые, чтобы не возникло путаницы, травоядных животных называют консументами 1 порядка или, фитофагами, а хищных животных – консументами 2 порядка, или зоофагами (прикрепление соответствующих табличек на доске под названиями животных). Давайте запишем это в тетрадях, наших бортовых дневниках.

Но смогут ли эти живые организмы изолированно существовать на космическом корабле в герметичном отсеке? (Ответы детей – нет.)

Давайте проверим на бортовом компьютере, как будет развиваться наша экосистема в условиях космического корабля.

Слайд: Дано – экосистема, состоящая из животных – зайцев, перепелок, бабочек, волков.

Вопрос: Может ли такая экосистема существовать?

Слайд: Ответ. Такая экосистема не может существовать, так как в ней присутствуют только консументы.

В экосистеме обязательно должны быть продуценты, консументы, редуценты. Их необходимо объединить в пищевые цепи.

Ну, эти группы животных нам знакомы.

Но что такое пищевая цепь? Запросим справочный центр (обращение к компьютеру).

Слайд: Пищевые цепи (цепи питания) – это пути передачи веществ и энергии в экосистеме.

Действительно, ребята, все организмы в любых экосистемах связаны пищевыми, или как их еще называют, трофическими, отношениями. Пища – это источник энергии для организмов. Живые организмы в экосистеме, мертвые их остатки и отбросы являются пищей для других организмов. Питательные вещества, таким образом, переходят из одного организма в другой, образуя непрерывные пищевые цепи.

Ребята, давайте запишем в тетради определение понятия «пищевые цепи», которое дал нам компьютер. (Работа в тетрадях).

Ребята, что же является источником энергии для животных? (Корм.)

Итак, чем будут питаться волки в нашей экосистеме? (Зайцами, перепелками.)

Работа учащихся на доске: выстраивание табличек в последовательности пищевых взаимоотношений.

Рисунок 1

Перепелки могут еще питаться бабочками, но не только. А чем питаются зайцы? И бабочки? (Растениями.)

Вот каких живых организмов нам не хватает на космическом корабле. Итак, заведем на корабле растения, и наша схема будет выглядеть так:

Рисунок 2

Слайд с изображением детритофагов.

Значит и в нашу искусственную экосистему необходимо включить редуцентов – например, личинок мух, грибы, дождевых червей, мокриц, жуков-могильщиков и подобных организмов (работа на доске).

Рисунок 3

Какие бы они не были разнообразные, пищевые цепи всегда включают себя определенные трофические уровни. Их сейчас нам покажет компьютер.

Слайд: Обобщенная схема цепи питания:

Продуцент – консумент 1 порядка – консумент 2 порядка – редуцент.

Иногда в трофической цепи бывают даже консументы 3 порядка – хищники, поедающие хищников. Например, в цепи трава - бабочка-перепелка - волк – жук-могильщик, волк является консументом 3 порядка, потому что консументом первого порядка здесь является бабочка, точнее, гусеницы, а консументом 2 порядка – перепелка (работа со схемой).

Как видите, одно и то же животное в разных пищевых цепях может занимать разные трофические уровни!

Еще один факт, который нам надо узнать – это виды цепей питания.

Давайте обратимся к компьютеру

Слайд: Виды цепей питания (детритные и пастбищные).

Мы с вами рассматривали пастбищный цепи питания, они начинаются с растений. Детритные цепи питания включают в качестве первого звена мертвое органическое вещество – детрит. Давайте рассмотрим примеры детритных и пастбищных цепей питания.

Слайд: Примеры детритных цепей питания.

Слайд: Детритные и пастбищные цепи питания.

Вернемся к схеме пищевых отношений нашей искусственной экосистемы. Вот какой вид примет схема, если мы включим в нашу экосистему еще одного хищника – лисицу и еще одного редуцента – личинок падальных мух.

Рисунок 4

Давайте запросим у компьютера определение понятия пищевые сети и запишем его в тетрадь.

Слайд: Пищевые (или трофические) сети – отражение пищевых взаимоотношений в экосистеме, совокупность всех ее пищевых цепей. (Работа в тетради.)

Все звенья в пищевой сети строго уравновешены между собой. Если равновесие нарушается, то может произойти деградация экосистемы – ее вырождение. Пищевая сеть прочнее, чем изолированные друг от друга цепи.

Ведь если в цепи ТРАВА – ЛОСЬ – ВОЛК – ЛИЧИНКА МУХИ исчезнет звено ЛОСЬ, сможет ли существовать эта цепь? (Нет.)

А в условиях трофической сети звено ЛОСЬ может быть заменено звеньями ЗАЯЦ или ПЕРЕПЕЛКА. Поэтому чем больше в экосистеме звеньев, тем она устойчивее. Поэтому в нашей искусственной экосистеме необходимо иметь по несколько видов для каждого трофического уровня. Все компоненты экосистемы находятся в состоянии обмена веществ и энергии. Что же является источником энергии для Земли – Солнце. А для экосистемы нашего космического корабля? (Также – Солнце.)

Превращения энергии в экосистеме состоят в накоплении растениями солнечной энергии и ее преобразовании в химическую энергию, которая передается с одного трофического уровня на другой.

Слайд: Распределение потока энергии в трофических цепях.

Часть энергии при этом расходуется на процессы жизнедеятельности (дыхание, терморегуляция, двигательная активность), часть рассеивается в окружающей среде. Учеными установлено, что при переходе от одного трофического уровня к другому теряется 90 % энергии, что и объясняет небольшую длину пищевой цепи (обычно 4-6 звеньев).В природе лишь 10 % энергии пиши переходит во вновь построенное вещество тела животного следующего трофического уровня.

Оказывается это непросто – создать искусственную экосистему, нужно знать многие экологические закономерности.

Итак, давайте подведем некоторый итог. Для того, чтобы искусственно создать экосистему необходимо, подобрать организмы таким образом, чтобы они составляли пищевую сеть. В нашу модель экосистемы включены …(перечисление организмов из схемы на доске). Источник энергии – Солнце, для чего часть обшивки космического корабля мы можем сделать прозрачной. Для жизни растений и редуцентов, мы возьмем некоторое количество почвы и перегноя. Впоследствии, если мы все правильно рассчитали, почва у нас будет образовываться в результате жизнедеятельности организмов. А теперь давайте сделаем запрос бортовому кораблю, может ли использоваться на корабле экосистема, созданная по нашей модели.

Слайд: Экосистема по данной модели может существовать. Но, согласно закону 10 %, необходимо рассчитать, сколько экземпляров живых организмов каждого вида нужно взять на корабль, так, чтобы осуществлялся сбалансированный круговорот веществ и поток энергии.

4. Закрепление.

Итак, основу модели мы построили. Но, оказывается, нужно овладеть другими экологическими знаниями – о круговороте веществ и энергии. Об этом мы поговорим на следующем занятии. А теперь давайте проверим, хорошо ли мы освоили материал нашего занятия. И в этом снова поможет компьютер.

Слайд: Тест, комментарии педагога по выполняемой работе.

Молодцы, ребята. Сегодня вы хорошо поработали.

5. Обобщение, вывод.

Наша планета подобна огромному космическому кораблю со своей системой жизнеобеспечения. Самый основной источник энергии на планете в целом и в любой ее экосистеме – это солнечная энергия, которую могут усваивать и накапливать в своем теле растения. Она передается дальше по цепям питания, при этом на каждое звено переходит не более 10 % ее. Каждое звено цепи питания важно для экосистемы. Если одно из звеньев исчезнет, цепь разрушается. Искусственно создать экосистему сложно, нужно познать многовековую мудрость природы. Поэтому необходимо беречь окружающую среду, знать и уважать законы ее организации.

Домашнее задание.

Постройте на отдельной странице тетради трофическую сеть экосистемы реки или озера. Такая схема поможет нам изучить тему следующего занятия – круговорот веществ и поток энергии в экосистемах.

До встречи на следующем занятии.

Информационные источники:

  1. Зверев А.Т. Экология / А.Т. Зверев, Е.Г. Зверева. - М.: Дом педагогики., 1999, - 336 с.
  2. Криксунов Е.А. Экология / Е.А. Криксунов и др. - М.: Дрофа, 1995, - 240 с.
  3. Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии: Растения / Д.И. Трайтак. - М: Просвещение, 1996, - 191с.
  4. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. – М: Просвещение, 1981, - 255 с.
  5. Шилов И.А. Экология / И.А. Шилов. М.: Высшая школа, 1997, - 512 с.