Элективный курс "Художественная обработка дерева". 10–11-й классы

Разделы: Технология

Классы: 10, 11


Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для знакомства учащихся 9-х классов с профессией изготовитель художественных изделий из дерева и общих для группы родственных профессий, резчик по дереву, выжигальщик по дереву, художник росписи по дереву.

Основой целого данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с профессиями, ведущим предметом труда в которых является художественная обработка дерева и овладение начальными профессиональными навыками художественной обработки дерева.

Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе. Программа рассчитана на 17 часов.

Задачи курса.

  •  Создание оптимальных условий для развития личности и профессионального самоопределения в процессе участия в различных видах учебной и трудовой деятельности;
  • Формирование знаний и умений, необходимых для выполнения практических работ;
  •  Ознакомление с историей декоративно-прикладного творчества и профессиями, связанными с художественной обработкой материалов;
  • Развитие художественных и творческих способностей учащихся;
  • Привитие любви к народным традициям;
  • Формирование технологической и художественной культуры;

Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

  •  Основные виды декоративно-прикладного искусства, относящихся к художественной обработке материалов;
  • Материалы, инструменты и приспособления, используемые в художественной обработке материалов;
  • Правила организации рабочего мечта и требование безопасности труда;
  • Общие принципы художественного проектирования и конструирования;
  • Мотивы образования и технику геометрической резьбы;
  • Знать виды резьбы;
  • Знать свойства и породы древесины;

Учащиеся должны уметь:

  • Рационально организовывать свое рабочее место, подбирать оборудование, инструменты с учетом требования технической эстетики, безопасных приемов работы;
  • Планировать работу, составлять графическую и проектную документацию;
  • Уметь правильно подбирать материалы и заготовки для практических и учебных работ;
  • Затачивать простейшие режущие инструменты;
  • Правильно размечать резное поле;
  • Составлять орнамент и разные композиции;
  • Владеть техникой геометрической резьбы и ее подвидов;
  • Выполнять простые творческие проекты.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Полный учебно-методический комплекс курса состоит из следующих элементов:

  • Программы;
  • Учебного пособия;
  • Рабочей тетради для учащихся;
  • Методического пособия для учителя;

Для реализации содержания данной программы применяются следующие методы обучения:

  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические;
  • Объяснительно-иллюстративные;

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Лекции

Практика

Всего

Количество часов

1.

Охрана труда

1

-

1

1.1

Виды инструктажей по технике безопасности

1

-

1

2.

Основы культуроведения

1

-

1

2.1

Роль культуры, техники и технологии в развитии общества

1

-

1

3.

Технология художественно-прикладной обработки древесины

6

9

15

3.1

Школа столярного искусства

2

2

2

3.2

Домовая резьба

2

4

6

3.3

Плосковыемчатая резьба по дереву

2

3

5

 

Итого

8

9

17

Содержание программы

1. Охрана труда: 1ч.

1.1. Виды инструктажа и инструкция по технике безопасности: 1ч.

2. Основы культуроведения: 1ч.

2.1. Понятие культуры. Роль культуры в развитии общества. Формы культуры: физическая, духовная, материальная. Категории материальной культуры: архитектура, техника и технология как категории материальной культуры. Роль техники и технологии в современном обществе. Тенденции развития техники и технологии.

3. Технология художественно-прикладной обработки древесины: 15ч.

3.1. Школа столярного искусства: 4ч.

Основы материаловедения. Заготовка пиломатериалов. Строение, текстура древесины. Текстура древесины и ее декоративные свойства. Организация рабочего места, оснащение, подготовка к работе. Устройство и безопасные приемы работы ручными и столярными инструментами, пиление, строгание, долбление, сверление, склеивание, отделка. Применение ручных электрофицированных инструментов для обработки древесины. Правила наладки и безопасные приемы работы. Подготовка технологической и графической документации. Составление эскизов, чертежей, технологической карты. Выполнение столярных операций в соответствии с требованиями технологической и графической документации. Контроль качества изделий.

3.2. Домовая резьба: 6 ч.

Народные традиции в домовой резьбе. Виды домовой резьбы: пропильная (сквозная), накладная, глухая, ажурная, геометрическая, плоскорельефная, рельефная, комбинированная, и ее применение в наружном и внутреннем декоре дома. Организация рабочего места. Технология пропильной (сквозной) резьбы. Применение ручных и электрофицированных инструментов. Соблюдение правил безопасной работы, отделка элементов готовых изделий и ее виды: морение, тонирование, окраска.

3.3. Плосковыемчатая резьба по дереву: 5 ч.

Плосковыемчатая (геометрическая) резьба и ее подвиды: контурная, скобчатая, морщинистая, комбинированная.

Декоративные особенности резьбы. Элементы геометрической резьбы. Приемы и последовательность разметки резного поля и орнамента. Приемы построения геометрических фигур, орнаментов, композиций. Техника резьбы. Инструменты. Приемы работы «на себя» и « от себя».
Правила безопасности резчика по дереву. Резьба учебно-тренировочных липовых досок. Составление композиции из сколышков, ромбов, бусинок, сот, треугольников, скобчатых подрезок, розеток. Отделка готовых изделий. Материалы и инструменты, применяемые при отделке. Приемы отделки. Технология внутренней отделки шкатулок бархатом, бархатной бумагой.

Используемая литература

Для учителя:

  1. Афонькин С.Ю. «Орнаменты народов мира». СПТ Кристалл, 1988 г.
  2. Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись» М: Высшая школа, 1992г.
  3. Бузинов М., Потапов Г. «Искусство резьбы по дереву. Учебное пособие» М: Антика, 1988 г. 207 стр.
  4. Максимов Ю.В. « У истоков мастерства», М: 1983 г.

Для учащихся:

  1. Сокольникова Н.М. «Основы композиции» М: 1999 г.
  2. Прозоровский Н.И « Технология отделки столярных изделий. Практическое пособие» М: Высшая школа, 1991 г.
  3. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба М: Нива, 1994 г.
  4. Левин Л.П. «Резьба по дереву. Учебное пособие для учащихся профессионально-художественных учебных заведений» М: 1957 г.