Преподавание уроков словесности в условиях погружения (МОУ "Усть-Илимский экспериментальный лицей")

Разделы: Русский язык, Литература


Изменение в социальной жизни нашего народа привели к принципиальным изменениям школьной и вузовской систем образования в России. Это коснулось как общего характера и конкретного содержания. В связи с возрождением интереса к словесному творчеству, гуманизацией всего нашего образования, закономерным созданием школ и классов с углубленным изучением русского языка и литературы, гимназий и лицеев появилась потребность сблизить преподавание русского языка и литературы, возродить словесность как предмет. В лицее преподаётся интегрированный курс  русского языка и литературы – словесность.

Новизна опыта работы состоит в стремлении построить погружение так, чтобы обучение органически сливалось с воспитанием. Основное внимание на уроках словесности уделяется работе со связным текстом, несущим воспитательный заряд, способным разбудить мысль, подействовать на чувства ребенка.

Особенности  образовательного процесса в МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей»: обучение методом погружения с опорой на общение как ведущий для подросткового возраста вид деятельности, разновозрастные группы учащихся, установка на реализацию принципов развивающего  обучения – потребовали особой организации учебного материала, разработки новых методик и технологий обучения, то есть  создания новой программы и учебно-методического комплекса. Такая программа была разработана учителями лицея (Билан К.В., Гаммершмидт Т.В, Коршунова Т.В, Зуева Ю.А.), и решением областного Экспертного совета  ей присвоен статус «авторская». Главной её особенностью является интеграция  курса  русского языка и литературы. В основу программы положена идея об одновременном изучении языка на двух уровнях – его структуры (строй языка) и употребления. Предметом изучения является текст как эстетическое, языковое, знаковое  явление. Приоритет отдаётся текстам классической художественной литературы, так как в них информативная, изобразительная (образная), духовная функция языка  в совершенном её грамматическом и лексическом  воплощении реализована с наибольшей полнотой. Так как данная программа реализуется в лицее, то сами формы учебных занятий предполагают освоение учениками таких типов деятельности, как поисковый, коммуникативный, рефлексивный, творческий, частично репродуктивный.  Эти типы деятельности заложены в структуре погружения. В первый день анализируется тема погружения, формулируется учебная задача (проблема), намечаются пути её решения, даётся установочная лекция, отбирается материал для исследования.  Во второй и третий день –  в микрогруппах производится анализ отобранного материала, результаты анализа афишируются, делаются предварительные выводы, рефлексируется степень и качество усвоенного материала. В четвёртый день происходит систематизация и обобщение изученного материала в творческой работе – сочинении. В пятый день погружения проводятся индивидуальные консультации для учащихся и зачет.

К программе «Словесность» необходим учебно-методического комплекс, который сейчас разрабатывается учителями лицея.

На сегодняшний день мною разрабатывается и экспериментально проверяется УМК по словесности, в который входят: комплексные рабочие тетради по словесности, методические разработки погружений для учителей, компьютерные презентации уроков русского языка и литературы для 6-11 классов, элективный курс «Литературный Усть-Илимск».

Среди многообразия педагогических технологий на занятиях используются следующие технологии, позволяющие сэкономить время, ориентированные на развитие личности учащегося: методика укрупнённых дидактических единиц (КСО) (К.Д.Эльконина); технология личностно-деятельностного подхода А.З. Рахимова; технология КСО – коллективный способ обучения в парах постоянного и переменного состава. (В.К.Дьяченко); взаимообучение; совместная работа в микрогруппах; технология «Педагогические мастерские».  Применяются различные методы в соответствии с темой занятий: словесный (лекции, семинары, беседа, разъяснение), практический (более самостоятельная работа учащихся), проблемно – поисковый (проблемный урок, исследовательский метод), самостоятельная работа учащихся (самостоятельное добывание новых знаний в процессе решения поставленных проблем, задач).

В своей работе я использую следующие активные формы преподавания: работа в группах, дискуссия, урок в форме литературного монтажа, урок-защита литературных газет или компьютерных презентаций; урок-диспут, урок-семинар. Эффективны и нетрадиционные занятия. Это встречи с литераторами города, ветеранами Великой Отечественной войны, бывшими несовершеннолетними узниками концентрационных лагерей. Такие уроки всегда проходят интересно и увлекательно. После таких уроков родилась идея создания книг о ветеранах ВОВ и узниках концлагерей. Эти книги написаны и сегодня являются реликвией в семьях очевидцев страшных 41-45 годов прошлого века.

ВВЕДЕНИЕ

Шалва Амонашвили – выдающийся педагог советского времени  писал так: «Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе — это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем, научить их утверждать в настоящем идеалы будущего». Таким и должен быть современный учитель.

Актуальность. Изменение в социальной жизни нашего народа привели к принципиальным изменениям школьной и вузовской систем образования в России. Это коснулось как общего характера и конкретного содержания. В связи с возрождением интереса к словесному творчеству, гуманизацией всего нашего образования, закономерным созданием школ и классов с углубленным изучением русского языка и литературы, гимназий и лицеев появилась потребность сблизить преподавание русского языка и литературы, возродить словесность как предмет. В лицее преподаётся интегрированный курс  русского языка и литературы – словесность.

Новизна. Новизна опыта работы состоит в стремлении построить погружение так, чтобы обучение органически сливалось с воспитанием. Основное внимание на уроках словесности уделяется работе со связным текстом, несущим воспитательный заряд, способным разбудить мысль, подействовать на чувства ребенка. Лицейские словесники используют программные художественные тексты, на их основе предлагаются задания, обучающие и развивающие учеников.

Цель. Основная цель моей работы – создание необходимых условий для формирования индивидуальных особенностей личности.

Задачи. Основные задачи программы интеграции предметов гуманитарного цикла:
– помочь ученику с помощью языка постигать систему миропонимания народа, его философию, психологию, историю и духовную культуру в целом;
совершенствовать преподавания русского языка и литературы;
– обеспечение для учащихся возможности творчески овладеть языковой культурой и освоить духовный опыт человечества, запечатлённый в произведениях искусства слова.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В экспериментальном лицее мы преподаём словесность. Что же это за предмет? Почему мы отказались от привычного «Литература», «Русский язык»? Может, это дань моде? В последнее время в нашей стране стали часто обращаться к прошлому. Может, это неслучайно. Может, это правильно! Название «Словесность» заключает в себе вполне определённое указание на слово, язык и поэтому постоянно напоминает, что словесность – это словесное искусство, что язык и словесность неразделимы. В названии «Родная литература», «Литература» мы такого напоминания не слышим. А преподавание языка всё больше сосредотачивается на вопросах грамматики и правописания. И нет никаких сомнений, что существовавшая некогда система преподавания русского языка и словесности в их неразрывном единстве имела много достоинств. Была чётко сформулирована и последовательно решалась на практике задача стилистического изучения языка в его употреблении, как материала, из которого создаётся литературное произведение. А литературный текст выступал как произведение словесного творчества, анализ которого позволял глубже понять его истинное содержание, идею. Поэтому мы считаем целесообразным преподавание в нашем учебном заведении предмета «Словесность», который объединяет и обобщает сведения о языке как материале словесности, с одной стороны, и о словесном произведении как целостном единстве идейно – смыслового и эстетического содержания и его словесного выражения, с другой стороны.

Согласно Концепции в лицее изучается словесность. Преподавание ведётся в разновозрастных группах, состав которых ежегодно обновляется.  Поэтому  в основу  программы Словесность» положен инвариант, а модули программы предусматривают   многократное повторение учебного материала.  Структура образовательного процесса, организованного в режиме погружения, требует компоновки учебного материала в тематические блоки. В соответствии с принципами развивающего обучения  содержание тематических блоков предполагает опережающее изучение учебного материала, так как обучение способствует развитию и является компонентом развития. Особенности  образовательного процесса в МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей»: обучение методом погружения с опорой на общение как ведущий для подросткового возраста вид деятельности, разновозрастные группы учащихся, установка на реализацию принципов развивающего  обучения – потребовали особой организации учебного материала, разработки новых методик и технологий обучения, то есть  создания новой программы и учебно-методического комплекса. Такая программа была разработана учителями лицея (Билан К.В., Гаммершмидт Т.В, Коршунова Т.В, Зуева Ю.А.), и решением областного Экспертного совета  ей присвоен статус «авторская». Главной её особенностью является интеграция  курса  русского языка и литературы. В основу программы положена идея об одновременном изучении языка на двух уровнях – его структуры (строй языка) и употребления. Предметом изучения является текст как эстетическое, языковое, знаковое  явление. Приоритет отдаётся текстам классической художественной литературы, так как в них информативная, изобразительная (образная), духовная функция языка  в совершенном её грамматическом и лексическом  воплощении реализована с наибольшей полнотой. Так как данная программа реализуется в лицее, то сами формы учебных занятий предполагают освоение учениками таких типов деятельности, как поисковый, коммуникативный, рефлексивный, творческий, частично репродуктивный.  Эти типы деятельности заложены в структуре погружения. В первый день анализируется тема погружения, формулируется учебная задача (проблема), намечаются пути её решения, даётся установочная лекция, отбирается материал для исследования.  Во второй и третий день –  в микрогруппах производится анализ отобранного материала, результаты анализа афишируются, делаются предварительные выводы, рефлексируется степень и качество усвоенного материала. В четвёртый день происходит систематизация и обобщение изученного материала в творческой работе – сочинении. В пятый день погружения проводятся индивидуальные консультации дл учащихся и зачет.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Педагогические технологии на уроках словесности

К программе «Словесность» необходим учебно-методического комплекс, который сейчас разрабатывается учителями лицея. Одной из главных причин создания учебно-методического комплекса является актуальность проблемы преподавания в соответствии с требованиями сегодняшнего дня в системе развивающего обучения, постоянное увеличение информации, раздробленность тем по школьным курсам и  различный индивидуальный темп обучения у каждого ребенка.  На сегодняшний день мною разрабатывается и экспериментально проверяется УМК по словесности, в который входят: комплексные рабочие тетради по словесности, методические разработки погружений для учителей, компьютерные презентации уроков русского языка и литературы для 6-11 классов, элективный курс «Литературный Усть-Илимск».

Среди многообразия педагогических технологий на занятиях используются следующие технологии, позволяющие сэкономить время, ориентированные на развитие личности учащегося: методика укрупнённых дидактических единиц (КСО) (К.Д.Эльконина); технология личностно-деятельностного подхода А.З. Рахимова; технология КСО – коллективный способ обучения в парах постоянного и переменного состава. (В.К.Дьяченко); взаимообучение; совместная работа в микрогруппах; технология «Педагогические мастерские».  Применяются различные методы в соответствии с темой занятий: словесный (лекции, семинары, беседа, разъяснение), практический (более самостоятельная работа учащихся), проблемно – поисковый (проблемный урок, исследовательский метод), самостоятельная работа учащихся (самостоятельное добывание новых знаний в процессе решения поставленных проблем, задач).

Активные формы преподавания

РАБОТА В ГРУППАХ

Класс делится на малые группы на различных этапах чтения курса словесности, например, для коллективного обсуждения вопросов и проблем по текущей теме, подготовки ситуативных примеров, проведения ролевых игр, практических упражнений и т. д. Можно представить некоторые виды работы в малых группах:

– дискуссионные группы. Служат для обсуждения конкретного вопроса или темы. Результаты обсуждения выносятся на весь класс.
– круговые презентации – каждый учащийся должен выступить по предложенной теме;
– работа в «пирамидах»: 1: учащиеся работают индивидуально с целью прояснения собственной позиции по данному вопросу; 2: учащиеся работают попарно, обмениваясь соображениями и замечаниями, делясь своими идеями с напарником; 3: учащиеся работают в группах по 4 человека, обсуждая проблемы, вопросы, целесообразность, приемлемость решений, затем обобщают идеи, выводы;
– работа в «синдикатах» – учащиеся в группах по 4-6 человек работают над одной и той же проблемой или над различными аспектами одной и той же проблемы одновременно. По окончании работы каждая группа делится полученными результатами с учителем в присутствии других групп;
– «мозговой штурм» – учащиеся работают в большой группе, предлагая идеи, которые заносятся в составленный преподавателем список;
– групповые проекты;  игры, практикумы.

ДИСКУССИЯ

Дискуссии развивают у участников навыки, необходимые для эффективного делового общения. Один из наиболее важных навыков, который будет вырабатываться при помощи дискуссий – это критическое мышление.
Дискуссии развивают: логическое  и критическое мышление; навык в организации своих мыслей; навыки устной речи; терпимость к различным взглядам; уверенность к себе; способность работать в команде; способность концентрироваться на сути проблемы; стиль публичного выступления.

Действующие лица дискуссии. Команда – состоит из 3, 4, 5 человек. Команда, защищающая тему игры, называется утверждающей, а команда, опровергающая тему, называется отрицающей. Судьи – решают, какая их команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позицией. Судьи заполняют протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций команд, указывают сильные и слабые стороны выступления участников команд. По желанию они комментируют своё решение, обосновывая его.

УРОК В ФОРМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО МОНТАЖА

Основой урока литературного монтажа может быть чтение стихотворений, что позволит в условиях ограниченного времени дать учащимся некоторое представление об особенностях творчества поэта. Пример.

Творчество А.С. Пушкина: подготовленный ученик рассказывает биографию автора; с помощью учителя делаются выводы об излюбленных жанрах поэта; чтение программных стихотворений; выводы об основных мотивах лирики А.С.Пушкина.

Чтение стихотворения учениками, которое наиболее показалось значительным в творчестве либо просто понравилось   Домашнее задание: Анализ полюбившегося стихотворения (компьютерная презентация). Чтение его наизусть.

УРОК-ЗАЩИТА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГАЗЕТ (презентаций)

Подготовка к такому уроку начинается заранее. Каждая группа в составе шести человек определяется  с именем поэта, которому будет посвящена литературная газета по теме «Романтическая лирика начала 19 века». Одни ученики подбирают к этой газете материал: биографию, очерк творчества, викторины, кроссворды, высказывания критиков, интересную информацию, иллюстрации. Другие учащиеся занимаются оформлением литературной газеты. Третьи готовятся защищать литературную газету на уроке: знакомить с материалом, читать стихотворения, исполнять музыкальные произведения на стихи авторов. После такого урока литературные газеты еще какое-то время висят в кабинете.

УРОК-ДИСПУТ

Диспут – это форма работы, которая должна время от времени использоваться на современных уроках. Диспут учит слушать друг друга, быть терпимее к иной точке зрения. Если вопросы сформулированы правильно, то и спор бывает увлекательным, что развивает интерес учащихся к предмету.

СЕМИНАР КАК ВЕРСИЯ УРОКА

Урок-семинар как разновидность повторительно-обобщающего урока может стать основой разработки системы уроков по изучаемой теме. На первом уроке по изучаемой теме ученикам предлагается серия взаимосвязанных вопросов и заданий. Эти вопросы и задания позволяют учащимся подбирать необходимые материалы к уроку-семинару, готовить сообщения. Это способствует формированию умения вести диалог, аргументировать свою точку зрения, критически оценивать своё выступление и высказывания других. Урок-семинар должен стать последним в изучении теоретического материала. Таким образом, он становится не только завершающим в системе уроков, но и объединяющим эти уроки в систему. В старших классах семинар даёт возможность учащимся проявить большую самостоятельность, предъявить результаты достаточно продолжительной творческой работы. Надо, чтоб, готовясь к выступлению, ученик овладевал новыми умениями: работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное и компоновать отобранное, устанавливать контакт со слушателями. Уроки-семинары целесообразно проводить по таким темам, где ученик должен не просто усвоить определённые сведения, но и найти решение проблемы. Урок-семинар завершается итоговой беседой. Учащимся можно предложить видоизмененные вопросы, что представляет определенную трудность для учащихся, но это формирует гибкость ума. Этим вносится элемент новизны, предупреждается монотонность в работе на уроке. Семинар можно заменить чтением и обсуждением докладов или рефератов по заданным заранее темам. Возможна следующая квалификация семинаров по жанру: семинар-диспут, семинар- практикум, семинар-конференция.

Нетрадиционные формы обучения

Эффективны и нетрадиционные занятия. Это встречи с литераторами города, ветеранами Великой Отечественной войны, бывшими несовершеннолетними узниками концентрационных лагерей. Такие уроки всегда проходят интересно и увлекательно. После таких уроков родилась идея создания книг о ветеранах ВОВ и узниках концлагерей. Эти книги написаны и сегодня являются реликвией в семьях очевидцев страшных 41-45 годов прошлого века.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ

Учитель:

победитель муниципального этапа конкурса «Любимый учитель»; 2010 год – в 10 хороших результатов области по профильному обучению (доклад Крашенинникова Л.А. – председателя РПК ЕГЭ  по русскому языку);
дипломант Фестиваля педагогический идей «Открытый урок» г. Москва;
дипломант четырёх социально значимых проектов;
обладатель лицейского нагрудного знака «Сердце отдаю детям»;
номинант регионального конкурса документальных фильмов «Наш  классный самый классный»;
участник конкурса по премии Губернатора Иркутской области педагогическим работникам за высокие достижения в педагогической деятельности, 2010 год;
участник Всероссийского конкурса для педагогов «Окрылённые призванием».

Ученики:

призёры и победители городских олимпиад: русский язык – I мест – 5; литература –  I мест – 3; словесность – I мест – 1;
5 дипломантов Международного литературного конкурса «Купель»-2009;
3 победителя литературного конкурса «Золотое руно» Российской Академии образования;
победители областной краеведческой конференции школьников «Никто не забыт, ничто не забыто»;
призеры и участники Международного конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех»;
авторы  книги о Заслуженных учителях города;
победители и призёры городской научно-практической конференции  старшеклассников «За страницами твоего учебника»;
победители и призёры городской  конференции  юных исследователей «Шаг в будущее, Юниор!»;
победители Всероссийской научно-практической конференции старшеклассников «Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»;
дипломанты Всероссийского  фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»;
дипломанты ежегодной лицейской конференции «Я открываю мир»;
победители двух  городских  социально значимых проектов; выпускники, награжденные золотыми  и серебряными медалями.

Результаты  ЕГЭ (2010): русский язык – мах балл 76, литература– мах балл 74.

Успеваемость по предметам:

  • русский язык  – 100%, качество обученности: 82-97%;
  • литература – 100%, качество обученности:100%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вся моя опытно-экспериментальная работа направлена на создание такого учебно-методического комплекса, который помог бы учащимся быть субъектом в своей самостоятельной деятельности, который постоянно поддерживал бы интерес к словесности.

Считаю, что хороший результат обучения учащихся возможен только при полном методическом обеспечении погружения – это программа, текстовое учебное пособие, комплексные рабочие тетради и новейшие методы преподавания. Используя на занятиях многообразие технологий, методов, форм, средств обучения тем самым поддерживается интерес к предмету, мотивация, учение через общение. А высокие результаты учащихся и учителя говорят сами за себя.

Убеждена, что хороший результат возможен только при полном методическом обеспечении урока.

Список используемой литературы:

  1. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Москва, «Дрофа», 2001.
  2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. Москва, 1996.
  3. Концепция МОУ «Усть-Илимский экспериментальный лицей». 1994.
  4. Программа «Словесность». Авторы: Билан К.В, Гаммершмидт Т.В., Зуева Ю.А., Коршунова Т.В., 2008.
  5. Элективный курс «Литературный Усть-Илимск». Автор: Гаммершмидт Т.В., 2008
  6. Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики. М.: Просвещение, 1992.