Элементы краеведения на уроках математики с применением информационных технологий

Разделы: Математика, Информатика


Формирование у школьников гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, города является одной из важнейших задач современной школы.

Задача воспитания и укрепления чувства гордости за свою Родину и любви к ней на уроках математики имеет свою специфику и трудна в реализации. Математика своим собственным материалом и содержанием, в силу абстрактного характера науки, не может служить орудием пропаганды столь конкретного, как красота и величие родной страны. В своей работе я использую на уроках математики материалы краеведения, так как это является одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания школьников. Учащиеся с большим интересом решают задачи, которые связаны с данными о родном городе, родном крае. Применение элементов краеведения на уроках математики оказывает положительное влияние на результативность знаний, на развитие личности, носит воспитывающий характер. Подобные задачи важны и для расширения детского кругозора. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание задач при этом различно, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. На уроках математики с использованием материалов, связанных с жизнью родного города, не ставится цель обязательного запоминания учащимися дат и событий. Главное - помочь ребенку понять, что жизнь каждого человека - часть истории, и от него зависит, в каком мире будут жить следующие поколения.

Дополнительным стимулом в обучении является проведение уроков с компьютерной поддержкой. Многие задачи, дидактические игры, связанные с историей развития и жизнью города Кемерово, составлены мною с использованием компьютерных технологий. Это дает дополнительную возможность разнообразить процесс обучения, сделать его более интенсивным и интересным. Задания в играх составлены с учетом возрастных особенностей и образовательных потребностей учащихся, основываются на специфике развития их мышления, внимания в условиях компьютеризированной учебной деятельности. Игровые программы по математике, составленные мною, не сложны в разработке. Работа с ними способствует формированию у учащихся желания самим разрабатывать такие игры. Реальная перспектива применения этих программ - использование домашнего компьютера в качестве учебного средства, развитие устойчивых навыков самостоятельной учебной деятельности.

Дидактические игры "Отгадай слово", "Заполни пропуски", "Прочти слово" составлены с помощью программы Microsoft Excel. Смысл этих игр заключен в следующем: в слове или словосочетании вместо букв стоят символы-значки ( ?, *). Необходимо решить примеры, с каждым ответом которых связана определенная буква в зашифрованном слове. Если ответы будут верными, то откроется слово или словосочетание. Неверное выполнение оставит в зашифрованном слове символьный значок.

Тема урока: Правильные и неправильные дроби, 5 класс.

Игра "Заполни пропуски" (приложение 1)

Рис.1 Игра "Заполни пропуски", тема "Правильные и неправильные дроби"

После верного заполнения всех пропусков будет составлено следующее предложение:

Длина реки Томь равна 827 км.

Тема урока: Смешанные числа, 5 класс

Игра "Заполни пропуски (приложение 2)

Заполни пропуски, и ты узнаешь, в каком году было построено старое деревянное здание Кемеровского цирка.

Заполни пропуски и ты узнаешь, что случилось со старым зданием цирка и в каком году это произошло.

Задание 1 Ответ: 1932
(1) (9) (3) (2)
Задание 2 Ответ: пожар, 1971
(п) (о) (ж) (а) (р)
(1) (9) (7) (1)

Игра "Математическое лото" составлена в программе презентации PowerPoint. Математическое лото - это своеобразная самостоятельная тестовая работа. Результатом всей работы является зашифрованная картинка. Примерам на маленьких карточках соответствуют ответы на большой карте. Примеров на один больше, чем ответов. К этому примеру ответа на большой карте не будет. С выбором верного ответа откроется фрагмент картинки и постепенно откроется вся картинка. Выбор неверного ответа сопровождается звуковыми и анимационными эффектами, фразами известных мультипликационных героев, переходом на слайды "Вы ошиблись!" или "Неверно!".

Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей, 5 класс

Математическое лото называется "Мой город", (приложение 3), так как в ходе выполнения заданий открываются фотографии с достопримечательностями города Кемерово, и учащиеся могут посмотреть подборку слайдов "Кемерово - вчера, Кемерово - сегодня". Презентация включает краткие сведения из истории города Кемерово, снимки старого и современного города, сопровождается песнями о городе Кемерово.

Рис.2 Слайды к игре "Математическое лото "Мой город"

Тема урока: Решение уравнений, 6 класс.

Математическое лото называется "Всем, кто защищал Родину", (приложение 4).

Карточки с примерами.

1 3x + 5 = 8х - 15

 

2 5(х + 1,2) = 6х - 1

 

3 3,6 + 2х = 5х + 1,2

 

4 16 - 2х = 8х + 30

 

5

Карточка с ответами.

7 0,8
3 4

После выполнения всех заданий открывается фотография памятника героям-кузбассовцам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Затем учащиеся могут посмотреть мемориалы и памятники города Кемерово, сооруженных в честь защитников Отечества.

Рис.3 Слайды к игре "Математическое лото "Всем, кто защищал Родину"

Материалы, связанные с жизнью родного города, играют важную роль в воспитании патриотизма, связывая жизнь и быт любого населенного пункта страны с огромным понятием нашей великой Родины. Не зная истории, экономики и природных богатств родного края, нельзя правильно руководить на местах строительством современного общества. Школа призвана готовить достойную смену молодых строителей современной России, хорошо знающих свой край. "Если человек не любит старые улицы, пусть даже плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей стране", - писал академик Д.С. Лихачев.

Приложение 5.