Музыкальное доминантное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Карнавал животных"

Разделы: Работа с дошкольниками


Музыкальное доминантное занятия для детей старшего дошкольного возраста

Цель: приобщение детей к музыке К. Сен-Санса

Задачи:

  • Учить детей различать изобразительность музыки.
  • Воспитывать слушательскую культуру детей;
  • Развивать музыкально-творческие способности, умение передавать в движении музыкально-эстетическое содержание произведения.

Материал:

  • портрет К. Сен-Санса;
  • три картинки с изображениями трусливого льва, спящего льва и величественного льва; магнитная доска;
  • картинки с изображением черепахи, кенгуру;
  • картинка с изображением котрабаса;
  • атласные ленты.

Ход занятия

Дети входят в зал.

- Сегодня мы с вами отправимся на карнавал.

Карнавал, карнавал, карнавал: Что за странное слово, и что оно обозначает?...

(Ответы детей).

Правильно, это праздник, на котором все обязательно должны надеть маску или карнавальный костюм или просто разукрасить себя так, чтобы никто не узнал.

Но наш карнавал необычный - он музыкальный и гостями на нем будут различные животные: рыбы, птицы, звери. Итак, начинается карнавал животных.

Послушайте загадку и отгадайте, кто пришел первым на праздник.

Хищный клык, страшный рык
Слышат звери обомлев.
Кто же этот хищник?...

(Здесь и далее загадки из сборника "2000 загадок от А до Я", составитель Белякова Т.Я., Изд. ПОИПКРО, 1995 г.)

(Ответ детей).

Конечно же, это Лев - царь зверей. Именно он открывает праздник. Сейчас мы услышим музыку, которая называется "Королевский марш льва".. Послушайте, как лев собирается на праздник, гордо трясет гривой и величественно выходит. Звучат фанфары. Они созывают зверей на карнавал.

Звучит вступление к пьесе "Королевский марш льва"

Лев не просто важно идет, иногда слышатся резкие звуки - это лев рычит.

Слушание фрагмента "рычание"

А сейчас мы еще раз послушаем музыку и выполним задание: как только лев в музыке зарычит, вы тоже вместе с ней будете рычать. Будьте очень внимательны.

Прослушивание пьесы "Королевский марш льва"

Посмотрите, у меня есть три разных льва и только один соответствует характеру музыки. Какой?... Почему?

(Ответы детей)

Детям предлагаются три картинки, изображающих трусливого льва, спящего льва и величественного льва. Выбранную картинку прикрепляют к доске.

Вслед за львом появляются другие гости.
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет: (черепаха).

Черепаха известна своей медлительностью, неторопливостью. Как вы думаете, какой будет музыка про черепаху?

(Ответы детей).

Прослушивание пьесы "Черепаха". 

Музыка плавная, гладкая. Это оригинальная ирония над медлительностью. Давайте под музыку попробуем медленно, очень медленно поднять руку и погладить себя по голове. Это очень непросто.

Дети выполняют задание под музыку, а после этого прикрепляют картинку с изображением черепахи на доску.

На празднике все веселятся, шутят, разыгрывают друг друга. Вот и следующие гости решили превратиться в цирковых артистов. Кто же это?

Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто он лет сотню рос:(слон).

Слон со своей слонихой решили стать артистами и тяжеловесно закружились в вальсе. Давайте вспомним, что такое вальс? (Ответы детей)

Вальс - это танец, который танцуют парами, кружась.

Прослушивание пьесы "Слон".

Что мы можем рассказать про эту музыку?...

(Ответы детей).

Эту музыку слушаем с улыбкой - тяжелый, неповоротливый слон со своей слонихой танцуют вальс. Тему вальса исполняет самый большой струнный музыкальный инструмент - контрабас. Его низкий и густой звук с юмором изображает легкий и изящный вальс. Очень неуклюжий и смешной получается у слонов танец.

Показать детям картинку с изображением контрабаса и прикрепить ее на доску вместе с картинкой со слонами

Звучит фрагмент пьесы "Слон".

Вот так цирковые слоны! Мы сейчас превратиться в слонов и неуклюже закружимся в вальсе.

Звучит пьеса "Слон". Дети под музыку импровизируют.

Музыкальный руководитель напоминает детям, что слон неуклюжий, медлительный. После танцевальной импровизации отметить наиболее удавшиеся образы.

Замечательные слоны танцевали вальс.

Слышен плеск волн.

На окошке пруд,
В нем рыбки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков.

Что за домик на окне?.. Конечно, аквариум. Аквариумных рыбок тоже пригласили на карнавал. Что вы скажете про эту музыку?

Прослушивание пьесы "Аквариум"

Ответы детей.

Музыка искрится и переливается, как будто в аквариуме плавают волшебные рыбки. Нежно поют скрипки, блестят и переливаются фортепианные пассажи, звенит челеста: все это рисует чудесную картину подводного волшебного мира. Рыбки плавают бесшумно, собираются парами, кружатся, то поднимаются вверх, то опускаются ко дну и все вокруг наслаждаются их красотой. Музыка словно скользит, искрится. Это же настоящее чудо!

Сейчас наш музыкальный зал превратится в аквариум, а девочки - в рыбок.

Танец-импровизация с лентами

После танца дети с помощью взрослого фигурно закрепляют одну ленту на доске.

На карнавал пожаловал смешной и забавный гость.

Живет в Австралии, не тужит.
И хвост ему опорой служит
На животе в кармане
Носит деток мама. Кто это?:

(Ответ детей).

Кенгуру очень осторожно скачет.

Музыка быстрая, но осторожная, с остановками и прыжками. То кенгуру быстро скачет, то остановится и опасливо смотрит по сторонам.

Прослушивание пьесы "Кенгуру"

Думаю, что мальчики могут изобразить под музыку настоящих кенгуру.

Танец-импровизация под музыку.

После импровизации соответствующая картинка появляется на доске.

Сколько разных животных прибыло на карнавал, и обо всех нам сегодня рассказала музыка. А написал эту музыку композитор Камиль Сен-Санс. (Дети рассматривают портрет композитора, который прикрепляется в центре доски). Давайте вместе скажем - Сен-Санс, Сен-Санс - какая необычная красивая фамилия. И музыка у него тоже необыкновенно красивая. В этом мы с вами убедились, побывав сегодня на карнавале животных.

А сейчас мы поиграем в игру "Превращения". Под музыку мы будем превращаться в животных. Будьте внимательны.

Игра "Превращения"

Дети слушают фрагменты прослушанных ранее пьес, узнают их и движениями изображают животных.

Молодцы! Всех животных узнали, а как зовут композитора, написавшего зоологическую фантазию "Карнавал животных"?

(Ответы детей).

На следующем занятии мы узнаем, какие гости еще пришли на карнавал и услышим самое известное произведение Сен-Санса.

До скорой встречи!