А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (32 МБ)


Цели:

Образовательные:

  • познакомить с биографией и сказками А. С. Пушкина,
  • формировать умение выразительно читать, анализировать текст,

Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение не поддаваться чужому влиянию.

Оборудование:

  • Кац Э.Э. учебник “Литературное чтение”, 2 класс, Изд. “Астрель” 2005
  • Наглядный материал на доске.
  • Цветовые кружки, рыбки для каждого ученика из цветного картона.
  • Компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Поприветствуем наших гостей.

Итак, друзья, внимание.
Прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее,
Начнем же наш урок.

а) Развитие артикуляционного аппарата.

- Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка).

-произнесите звуки о, и, оу.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, какую учебную задачу мы решали на прошлом уроке литературного чтения?

(Вычитывали сказку К. Д. Ушинского “Мена”)

- Что значит вычитывать текст?

- В какой позиции работали?

- Как работаем с текстом? (Что выясняем?) (кто рассказчик, настроение рассказчика)

- Что ещё надо сделать, работая над текстом? (Определить точку зрения автора и читателя).

- Всегда ли точки зрения автора и читателя совпадают?

(как итог – кластер)

- В конце прошлого урока мы поставили перед собой цель нашей последующей работы. Вспомните её. (продолжить работу по разделу “Авторские сказки”)

- Какие задачи на сегодняшний урок?

(Работа “в позиции читателя” над произведением).

- Послушайте стихотворение (чтение стихотворения)

б) Работа со стихотворением.

Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.

- Прочитать орфографически.

- Прочитать выразительно.

а) Какие люди могут оставить яркий след в истории? (писатели, поэты, художники, изобретатели)

Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди.
Кто-то год, а кто-то целый век.
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
Мир души царит в кругу друзей
И передается в поколеньях.
Тот огонь, что он зажег у нас.
Не погаснет по веленью ветра.
Где-то из глубин в нежданный час
Воспылает от искры заветной.
Л. Преображенская.

- Сегодня на уроке мы поговорим об одном из них.

3. Постановка учебной задачи.

Ребята просматривают первые кадры из поэмы “Руслан и Людмила”.

- Ребята, кто автор этого отрывка? (А.С. Пушкин)

портрет А.С. Пушкина

- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением этого автора.

Звучит любая мелодичная классическая музыка. В это время ученик в костюме лицеиста рассказывает биографию А.С. Пушкина.

“Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети”.

- А, вы, знаете сказки А. С. Пушкина?

- Сейчас мы это узнаем.

Группам раздаются части фигуры рыбки, на которых написаны отрывки из сказок А. С. Пушкина.

- Ребята, прочитав, свои отрывки и, назвав, из каких они сказок, мы соберем целую фигуру (рыбки), и узнаем, с какой сказкой познакомимся на уроке.

Викторина

а)

“Жил был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет сам, не зная куда”.
Сказка о попе и о его работнике Балде.

б)

“Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила я б пир”.
“Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
“Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки- царя
Родила богатыря”.
Сказка о царе Салтане,
о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче
и прекрасной царевне Лебеди.

в)

“Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее”.
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

г)

“Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнется, встрепенется
К той сторонке обернется
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй лежа на боку!”
Сказка о золотом петушке.

С каждой отгаданной сказкой ребята на доске собирают фигурку золотой рыбки.

- С какой же сказкой мы сегодня познакомимся?

- Итак, тема нашего урока?

- Цель? (вычитывание произведения)

4. Решение учебной задачи.

1 этап работы над текстом.

- И самое время окунуться в волшебный мир, может быть, самой знаменитой сказки А. С. Пушкина, знакомство с которой мы начнем, прослушав 1-ую часть из сказки в исполнении Алисы Фрейндлих.

- А теперь прочитайте 1-ый отрывок про себя, подчеркивая слова, значение которых вам неизвестно. Разберите их в группах, обращаясь за помощью к сноскам и словарю в учебнике. Также разобраться в толковании неизвестных слов вам будут помогать мудрецы.

Анализ текста.

- Расскажите как жил старик со старухой до того, как в невод попала золотая рыбка?

- Почему рыбка названа “непростою”? (говорит, может исполнять желания)

- Какие слова сказал старик рыбке на прощанье после первой встречи?

- С каким чувством он их произносил?

- Как вы думаете, почему старик ничего не попросил у рыбки?

- Прочитайте описание моря.

На доске приготовлены кружки разных цветов и оттенков синего цвета.

- Ребята, каким цветом можно передать настроение этой части, состояние моря?

Можно посоветоваться в парах. Кружок нужного цвета выставляется на доске. Так на всех этапах подобной работы.

- Покажите руками движение моря (спокойное, синее).

Физкультминутка.

Вместе встали все скорей,
Дружно выстроились в ряд
В рыбок превратились враз.
Рыбки плавают, ныряют
В чистой тепленькой воде:
То согнуться, разогнуться,
То зароются в песке.
А теперь вздохнули дружно
И вернулись в дом к себе.

2 этап работы над текстом.

- А чтобы узнать, о чем же говорится во 2-ой части, давайте мы с вами перенесемся в театр. А какой же театр без актеров? Кто хочет сегодня побыть в роли актеров? (Чтение отрывка по ролям. с. 136-138. Остальные ученики следят за чтением ).

- Давайте проверим на сколько внимательно вы слушали отрывок.

Анализ текста.

- Когда старик второй раз приходит к рыбке, как он обращается к ней? (можно рассказать или прочитать)

- Почему рыбак называет рыбку “государыней”?(почтительное отношение, т.к.просит у нее, правила обращения, культура речи.)

- Почему просит “смиловаться”?

- Прочитайте, как старик объясняет, почему он беспокоит рыбку?

- Прочитайте, как выглядит море?

- Каким цветом можно передать настроение этой части? Настроение и состояние моря?

- Покажите руками движение моря (море слегка разыгралось).

3 этап работы над текстом.

- Ну, что ж пришло время познакомиться с 3-й частью, смотрим на экран.

Просмотр отрывка. с. 138-139

Анализ текста.

- Сделайте вычитывание 3-й части по алгоритму, который я вам сейчас раздам, впишите ответы.

ЗАДАНИЯ ОТВЕТЫ
Что чувствует старик, когда вновь обращается к рыбке с просьбой о новой прихоти старухи?(стыд, вина, растерянность, уважение, страх, почтение). НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНИ.
Почему? Объясни свой выбор.  
Характер старика Какой характер был у старика? У старухи? Соедини.

Кроткий

Сварливый

Добрый

Мягкий

Злобный

Властный

Смиренный, покорный

Жадный, алчный

Податливый

Грубый

Неуживчивый

Безропотный

Бескорыстный

Характер старухи
Каким показалось море?  

- Каким цветом можно передать настроение этой части, настроение моря?

- Покажите движением рук состояние моря (помутилося синее море).

4 этап работы над текстом.

- Перечислите главных героев сказки. (Ученики называют: старик, старуха, рыбка).

- Расшифруйте имя еще одного героя нашего произведения по коду:

Д А В Е
М К О Р
Я Р О Н

 

1 8 2 12
9 7 10 4
5 11 3 6

- Почему море можно назвать героем сказки? (выражает эмоции, показывает характер, свое отношение к происходящему, реагирует как живое существо.)

- Как море показывает свое отношение к происходящему? (Цвет моря меняется). Почему?

Показ отрывков из стихотворения, отражающих состояние и цвет моря.

- А меняется ли тон рыбки в общении с рыбаком? Доказать чтением.

- Как рыбка относится к старику?

- Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания. (В классе спрятаны золотые рыбки, найдите их). Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.

Ученики пишут под музыку. Любая спокойная классическая музыка.

Чтение желаний.

- На следующих уроках мы продолжим работать с этой сказкой, и узнаем много интересного, нового в уже давно известной нам сказке.

5. Рефлексия.

Подводиться итог, дается оценка работы учащихся.

- Все сегодня старались

- С какой сказкой вы познакомились сегодня

- К какому виду сказок относится эта произведение?

- Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям?

Анализ работы по табличкам.

  • Всё было понятно.
  • Было трудно.
  • Расскажу другим.
  • Было интересно.

- В заключение мне хотелось бы сказать, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки окружающим.

Спасибо за урок!