Опыт организации экологического воспитания учащихся вспомогательной школы-интерната средствами туристско-краеведческой деятельности

Разделы: Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Проблема экологического образования и воспитания в школах-интернатах для детей с дефектами умственного развития имеет свою специфику. В частности, украинские вспомогательные школы до недавнего времени были обеспечены давно устаревшими учебниками, которые проблематично было использовать для формирования адекватного представления о современной экологической ситуации в Украине и в мире. Ознакомление с обновленным в 2004 - 2007 гг. методическим обеспечением обучения географии свидетельствует, что с изданием новой учебной литературы положение улучшилось ненамного. Последовательность экологических знаний в учебниках для разных классов не выдержана. В 7 - 8 классах экологической проблематике уделено очень мало внимания; осушивание болот оценивается как безусловное благо, многострадальная вода Днепра описана как питьевая и живительная для всех жителей расположенных рядом населенных пунктов. Вместо воспитания любви к животным учебник рассказывает о крокодильей корриде, вместо акцента на необходимости сохранения природы Земли детям рисуют заманчивую перспективу термоядерных электростанций на колонизованном Марсе. Природные зоны изучаются в их первозданном виде, без упоминания о коренной антропогенной трансформации. Экологические проблемы океанов обрисованы одним-двумя предложениями, которые к тому же не актуализируются вопросами и заданиями в конце параграфов. Наконец, апофеоз - изображение региона экологической катастрофы Приаралья райским уголком [4; 5]:

Традиционно "локомотивом" экологического воспитания была внеурочная деятельность. Однако вспомогательные школы-интернаты нередко остаются в стороне от массовых природоохранных акций, не охватываются соответствующей системой работы районного, областного, общегосударственного масштаба. Безусловно, экологическим воспитанием можно заниматься и не вливаясь в русло какого-либо из многочисленных направлений региональных и всеукраинских туристско-краеведческих, эколого-натуралистических конкурсов и экспедиций. Однако именно они способствуют расширению контактов школьников с социальным окружением, в обмене опытом объединяют детей из разных учебных заведений и регионов и таким образом противодействуют одному из основных изъянов школ-интернатов - изоляции их учеников от общества.

Коррекционную роль контактов с природой в обучении и воспитании детей с ограниченными умственными возможностями констатировали классики олигофренопедагогики, подтверждают ее и исследования современных специалистов. Что же касается доступности, посильности участия контингента вспомогательной школы в конкурсах и экспедициях, то соответствующие условия не содержат ничего нереального. Экологически ориентированную туристско-краеведческую деятельность традиционно рекомендовалось включать в систему воспитательной работы вспомогательной школы [8, с. 73 - 80]. Во второй половине 1990-х гг. для 5 - 9 классов спецшкол была разработана программа курса "Основы экологии" с возможностью использования как на уроках, так и на занятиях факультатива или во внеурочной деятельности [6]. Известный психолог Н. Г. Морозова отмечала, что ":в известных границах и умственно отсталый ребенок может стать не только активным исполнителем, но и активным деятелем:" [3, с. 13]. Наконец, практика подтверждает, что в отдельных видах краеведческо-поисковой работы учащиеся вспомогательных школ не уступают контингенту массовых общеобразовательных заведений [7].

Последний тезис мы проверили на собственном опыте. С 2003 по 2010 гг. воспитанники руководимых нами туристско-краеведческих кружков на базе Кобелякской специальной общеобразовательной школы Полтавской области стали победителями Всеукраинской экспедиции учашейся молодежи "Красота и боль Украины" в номинации "Обиженная земля", трижды были лучшими на областном этапе конкурсе отчетов экспедиции в указанной номинации, заняли первое место на областном этапе конкурса "Мой родной край - моя земля" (направление "Практическая природоохранная работа и экология"), были первыми на областном и вторыми на всеукранском этапах конкурса "К чистым источникам", победили на областном и всеукраинском этапах конкурса "Парки - легкие городов и сел". Как следствие - участие в оздоровительном сборе в Центральном лагере туристского актива учащихся в Закарпатье, в трех областных сборах юных экологов, экскурсии в Киев и Харьков: Жизнь детей стала гораздо насыщеннее, а высокие оценки их достижений стали для воспитанников спецшколы стимулом к новым свершениям, положительно сказались на их развитии.

Участники зонального методического объединения, посетившие Кобелякскую специальную общеобразовательную школу-интернат в апреле 2008 г., воочию убедились в посильности для учащихся вспомогательной школы деятельности в рамках ряда всеукраинских конкурсов и экспедиций: для гостей было проведено открытое занятие кружка. В мае 2009 г. Полтавский областной институт последипломного педагогического образования им. М. В. Остроградского представил наш опыт экологического воспитания учащихся вспомогательной школы средствами туристско-краеведческой деятельности на Всеукраинской выставке "Музейно-педагогическая палитра Украины" в Педагогическом музее г. Киева. Подготовленный нами 40-страничный методический материал "Экологическое воспитание учащихся вспомогательной школы-интерната средствами туристско-краеведческой деятельности" признан лучшим на областном этапе конкурса на лучший учебно-методический материал туристско-краеведческой тематики 2010 г. и направлен на всеукраинский этап конкурса.

Методический материал состоит из нескольких структурных элементов. "Почему это актуально" - введение. В нем обоснована целесообразность участия учащихся вспомогательной школы в региональных и общегосударственных конкурсах и экспедициях экологической направленности, кратко представлены соответствующие направления деятельности по познанию и охране природы. Следующие три части - "Год первый. Становление", "Год второй. Развитие", "Год третий. Специализация" - последовательно раскрывают логику разворачивания экологически ориентированной краеведческой деятельности как в хронологических рамках того или иного года как целостного этапа функционирования объединения, так и на протяжении всего времени его существования. Мы стремились показать, на чем основывался выбор деятельности кружка на каждом этапе, как были взаимосвязаны краеведческая и собственно туристская подготовка кружковцев, как расширялся круг контактов с единомышленниками, с заинтересованными организациями и учреждениями - от других учащихся школы-интерната, городских общеобразовательных школ до руководства города, местного отдела Государственного управления охраны окружающей природной среды в Полтавской области, авторитетного в международном масштабе Киевского эколого-культурного центра. Заключение - "Не святые горшки лепят" - содержит основные выводы относительно организации экологического воспитания учащихся вспомогательной школы средствами туристско-краеведческой деятельности. Материал иллюстрирован 17 цветными фотографиями и 5 документами.

Мы не останавливались подробно ни на общих требованиях к организации экологического воспитания, ни на условиях эффективной в эковоспитательном отношении туристско-краеведческой деятельности, поскольку они достаточно подробно освещены в соответствующей литературе. Нет в материале и акцента на особенностях учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе. Автору импонирует точка зрения А. С. Макаренко, согласно которой определяющей для логики построения учебно-воспитательного процесса должна быть не специфика отдельного ребенка или группы детей, а общая направленность воспитания [2, с. 9, 112, 292, 338, 340]. Отметим, что аналогичную позицию занимали и отечественные дефектологи, в частности, И. Г. Еременко [1, с. 143]. С другой стороны, во вспомогательной школе обучаются дети с весьма существенными различиями в познавательных возможностях и в уровне личностного развития (даже учебные программы не всегда ориентируют педагогов на единый уровень учебных достижений школьников), соответственно, давать "рецептурные" методические советы опасно.

К сожалению, мы не имели возможности показать последовательную связь урочной и внеурочной работы по экологическому воспитанию, так как программы по предметам "Природа и человек", "Я и Украина", "Природоведение", "География" и др. не сориентированы на познание природы в общей, последовательной логике.

Таким образом, подготовленный методический материал прежде всего раскрывает логику построения экологически ориентированной туристско-краеведческой деятельности долговременного объединения учащихся вспомогательной школы. "Вам это нужно" и "вы это можете" - вот главное, что хотелось показать коллегам. А определение, на каком содержании разворачивать деятельность кружка, подбор методических и воспитательных средств освоения этого содержания должны быть прерогативой конкретного педагога в зависимости от особенностей контингента школы, системы учебно-воспитательной работы учреждения, специфики собственного профессионального арсенала.

Напоследок подчеркиваем: вне сомнения, участие в конкурсах и экспедициях, направленных на познание и охрану природы, может стать весомым положительным фактором эколоического воспитания учащихся вспомогательной школы. Однако важно не подменить цель средством. Цель туристско-краеведческой деятельности воспитанников - не завоевание призовых мест и наград, ее непосредственными показателями не являются количество развешенных скворечников и объем дневников наблюдений. Судить об экологической воспитанности можно по тому, как понимают воспитанники многогранность ценности природы, стремятся ли они систематически контактировать с природой и насколько непрагматичны эти контакты, беспокоит ли детей состояние природных объектов, хотят ли и умеют ли воспитанники беспокоиться о природных объектах, активны или пассивны они относительно нанесения вреда природе другими.

Литература

1. Еременко И. Г. Олигофренопедагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - К.: Вища школа, 1985. - 327 с.

2. Макаренко А. С. Избранные произведения: В 3-х т. / Редкол.: Н. Д. Ярмаченко (председатель) и др. - Изд. 2-е, испр. и доп. - К.: Радянська шола, 1985. - Т. 3. - 592 с.

3. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой). - М.: Просвещение, 1969. - 280 с.

4. Одинченко Л. К., Дробот Л. С. Географ_я: П_друч. для 7 кл. допом. шк. - К.: Проза, 2005. - 208 с.

5. Одинченко Л. К., Липа В. О. Географ_я: П_друч. для 8 кл. допом. шк. - К.: Неопалима купина, 2007. - 160 с.

6. Основи еколог_ї: Навчальний курс для 5 - 9 клас_в спец_альних шк_л-_нтернат_в для д_тей з вадами розумового розвитку, _з затримкою псих_чного розвитку, з вадами зору та слуху / А. М. Висоцька, З. Н. Плечова, Н. О. Юстус // Еколог_чна осв_та школяр_в (зб_рник програм). - К.: Перун, 1998. - С. 103-111.

7. Очкина И. А. Из опыта воспитательной работы с умственно отсталыми детьми // Дефектология. - 1989. - № 1. - С. 38 - 40.

8. Пороцкая Т. И. Работа воспитателя вспомогательной школы: Кн. для воспитателя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.