Программа "Формирование учебной деятельности"

Разделы: Социальная педагогика


Пояснительная записка

Программа «Формирование учебной деятельности» предназначена для детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в обучении.

Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребёнка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, её мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника. Именно поэтому состояние учебной деятельности, её формирование у младшего школьника является предметом пристального внимания в профессиональной деятельности педагога.

Начальная школа-фундамент дальнейшего образования, и от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его профессиональная карьера.

Опыт работы в СРЦН позволяет констатировать возрастание количества детей, которые по ряду причин на начальном этапе обучения испытывают значительные трудности. Они не справляются с темпом обучения, не успевают усваивать программный материал за отведённое время. Программа «Формирование учебной деятельности» предназначена для детей с нормальным интеллектуальным развитием, педагогически запущенных, а также имеющих проблемы интеллектуального развития (детей с задержкой психического развития).

Источником деятельности, её исходным побуждением принято считать осознанные потребности. Они возникают в деятельности и определяют её. Побудителем деятельности является не сама потребность, а предмет, адекватный потребности, т.е. мотив деятельности. Положительная учебная мотивация значительно стимулирует деятельность: чем выше сила мотивации, тем выше результат деятельности. Постоянное нарастание познавательной мотивации обеспечивает продуктивную творческую активность ученика в процессе учения.

Применительно к ситуации начального обучения дети, испытывающие положительные эмоции по отношению к ситуации обучения, желающие посещать школу и учиться, понимающие, для чего они это делают, успешнее справляются с учебными заданиями, меньше сил затрагивают на усвоение материала, легче справляются с домашними заданиями.

Именно поэтому с самого первого момента обучения необходимо формировать мотивационную сторону учебной деятельности ребёнка.

Концептуальные основы

Цель программы:

Формирование мотивационного компонента учебно-познавательной деятельности воспитанников СРЦН, обучающихся в начальной школе.

Задачи:

  1. Определить состояние мотивационного компонента учебной деятельности младших школьников.
  2. Способствовать формированию у младших школьников познавательных потребностей, мотивов и интересов.
  3. Способствовать формированию у младших школьников комплекса действий, обеспечивающих получение знаний и использование их в самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Основной метод:

  • проблемно-поисковый. Создание и постановка проблемных ситуаций, при решении которых в процессе деятельности возникают новые неисчерпаемые вопросы; организация систематической поисковой творческой деятельности, в процессе которой формируется интерес учащихся начальной школы к учению и способствует формированию учебно-познавательной мотивации.
  • игра: творческая, сюжетно-ролевая.

Формы работы: беседы, занятия связанные с рассмотрением определенной профессии, диагностика учебной деятельности, работа с дидактическим материалом.

Основные принципы работы:

  • сознательности и активности воспитанников;
  • доступности;
  • прочности усвоения знаний;
  • принцип связи теории с практикой.

В целом работа по формированию мотивации представляет собой поэтапный процесс. Его реализация требует систематической, планомерной работы.

Основной целью изучения учебной деятельности младших школьников является дифференциальная диагностика и определение перспектив и качественных сдвигов в её состоянии, что позволит выработать корректные методы формирования данной деятельности.

Для достижения этой цели важно иметь возможность давать разным группам детей (имеющим своеобразные проблемы обучения) идентичные задания и пользоваться единой оценочной шкалой.

Согласно цели изучения учебной деятельности младших школьников задачами исследования являются:

  • охарактеризовать состояние мотивационного компонента учебной деятельности;
  • определение особенностей системы знаний, составляющих содержательную сторону поведенческих и общих учебных действий, а также начальных логических операций;
  • выявить особенности операционной стороны начальных логических операций, общих учебных и поведенческих действий.

Обследование учащихся целесообразно проводить в первые недели учебного года до начала их систематического обучения. Экспериментальные задания предлагаются детям в процессе индивидуальных и групповых встреч. Ребенку даётся инструкция и время для выполнения работы. Если школьник испытывает затруднения, то ему оказывается помощь (подбадривание, указательные жесты, наводящие вопросы, дополнительное разъяснение инструкции, выполнение действия по подражанию или совместных с педагогов действий).

Результаты выполнения заданий заносятся в протокол. Собранные данные подвергаются количественной обработке и качественному анализу.

Задания могут быть использованы как комплексное обследование особенностей учебной деятельности школьников, а также для диагностики состояния отдельных компонентов учебной деятельности или действий.

Представлены четыре серии заданий, каждая из которых включает несколько комплексов, состоящих из заданий, как правило, в двух вариантах, соответствующих различной степени подготовленности ребенка. В индивидуальном порядке задания могут быть сгруппированы для каждого школьника индивидуально.

  1. Первичная диагностика учебной деятельности младшего школьника, анализ полученных данных, определение уровня сформированности учебной деятельности.
    Проводится в первые недели учебного года до начала их систематического обучения. Задания предлагаются в процессе индивидуальных и групповых встреч. Ребёнку даётся инструкция и время для выполнения работы. Если школьник испытывает затруднения, ему оказывается помощь. Собранные данные подвергаются количественной обработке и качественному анализу.
  2. Формирование и развитие учебно-познавательных мотивов младшего школьника. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. На рассмотрение учителя начальной школы задания могут быть включены в изучение любого учебного предмета.
  3. Итоговая диагностика учебной деятельности младшего школьника, анализ результатов и определение динамики развития мотивационного компонента учебной деятельности.

Календарный план работы по программе «Формирование учебной деятельности» (таблица)