Серия линогравюр "Моя деревня"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


На наш взгляд, линогравюра имеет богатые выразительные возможности в изображении народной деревенской жизни. Образ деревни можно изображать по-разному, ведь деревенская тема очень разнообразна.

С учетом актуальности автором В.В.Богдокумовым, учителем изобразительного искусства, сделана работа “Моя деревня”, выполненной в технике линогравюры. Он хочет показать жизнь своих земляков, их будни, заботы.

Гравюра на линолеуме – самая молодая из всех графических техник, получившая за последнее время очень широкое распространение. Линогравюра привлекает художников несложной техникой, легкостью гравирования на мягком линолеуме. В линогравюре подкупают особая прочная связь изображения с листом бумаги, собранность всего произведения и его красивый декоративный строй. Современные художники одинаково много работают как в черной, так и в цветной линогравюре.

Создание линогравюры – это поистине интересное занятие. Сам процесс вырезания на линолеуме различных картинок разными фактурами очень занимателен.

Объектом нашего исследования является процесс художественной передачи повседневной жизни деревенского жителя.

Предмет исследования: поиск выразительных средств композиции в технике линогравюры.

Нами была сформулирована цель исследования: выразить через серию графических работ “Моя деревня” художественный образ деревенских жителей.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу о гравюре, об истории, разновидностях, о материалах и инструментах графических работ.
  2. Изучить технику линогравюры.
  3. Разработать эскизные варианты для серии линогравюр “Моя деревня”.
  4. Выполнить серию из трех станковых листов в технике линогравюры.
  5. Рассмотреть содержание учебного материала по изучению техники линогравюры.

Гипотеза исследования: создание художественных образов из повседневной жизни деревенских жителей в серии графических работ в технике линогравюры возможно, если:

  1. изучить материал о повседневной жизни селян;
  2. в процессе поиска найти оптимальный вариант композиции по созданию художественных образов;
  3. изучить технику линогравюры.

Методы нашего исследования: обзор работ художников графиков, сопоставление графических образов, анализ различных техник выполнения, самоанализ, наблюдение окружающей среды.

Практическая значимость исследования состоит в том, что серию линогравюр “Моя деревня” можно использовать на уроках изобразительного искусства в 4–8 классах в качестве учебно-наглядного материала, результаты данной работы могут быть теоретической основой для обновления содержания обучения, в частности, для разработки новых технологий для учителей изобразительного искусства, стимулирования учащихся к творческой деятельности.

1-й лист. “Наступление зимы”.

В настоящее время занятия сельских жителей очень разнообразны. С осени надвигается пора подготовки к зиме: обмазка хлева, завоз сена, заготовка дров, угля на зиму.

Люди на селе, в основном, занимаются разведением скота, так как якутский скот является самым безотходным видом хозяйства. И молоко, и мясо для каждой семьи – большой доход.

В центре композиции изображена женщина-мать средних лет, держащая вилы. На заднем плане – изгородь и в ней стог сена. Видно, что по деревенской улице проезжает человек на лошади, на лугу пасутся коровы. Этим хочется показать, что основа сельской жизни – это мясо-молочное скотоводство.

Думаем, что сюжет из сельской жизни привлечет зрителя выразительностью рисунка и лаконичностью композиции.

2-й лист. “Зимние заботы”.

Этот лист посвящен людям, занимающимся заготовкой льда на зиму и называется “Зимние заботы”.

В ноябре, когда ледяной покров достигает до 40 сантиметров, начинается массовая заготовка питьевого льда на озерах и реках. Для этого очищают площадку от снега, намечают пешней прямоугольники, долбят их по контуру, и столбики льда выталкиваются водой вверх. Их подхватывают специальными приспособлениями и складируют около берега. Значит, эта работа требует мастерства и ловкости. Немаловажную роль играет и снаряжение: острый ледокол, крючки.

Эта работа решает годичный запас льда, так как сельский житель круглый год употребляет лед в виде питьевой воды. К весне лед переносят с улицы в ледники – булусы, чтобы сохранить на все лето.

Зритель, даже не опытный в этом деле, узнает, как местные жители заготавливают лед и тем самым обеспечивают свои семьи экологически чистой питьевой водой (“муус уута”). Видно, как привычно и слаженно они работают. Потом чистый лед свозят на тракторе в деревню и складывают в штабеля.

Здесь нет определенно взятой фигуры, их здесь несколько. В многофигурной композиции даны точные штрихи движения героев.

Этой работой мы хотим показать, что работа эта трудная и заниматься ею нужно только сообща. Если дружно взяться за работу, то любая работа под силу.

3 лист. “Деревенские хлопоты”.

Для сельского жителя подготовка к зиме начинается очень рано, с наступлением лета. Впереди долгие девять месяцев зимы.

На листе “Деревенские хлопоты” на переднем плане изображена фигура человека, который занимает почти половину картины. Этим придается большое значение именно труженику села. Во дворе стоит стог сена, мужчина запрягает лошадь. На заднем плане изображена деревня.

Образ человека, его настроение говорит о том, что закончилось знойное лето, сенокосная страда и теперь наступает долгая зима, мысли заняты раздумьями: хватит ли им кормов, чтобы без потерь и сытно прозимовал скот. Задумчивое лицо, слегка покрытое первым инеем, самоуглубленность подчеркивают мысли человека. Но уверенность во взгляде все же присутствует. Картина, решенная в одном свете, тем не менее, необыкновенно богата сиянием света. Здесь нет сюжета-действия, но вся картина исполнена настоящей жизнью деревенского жителя и его повседневных хлопот. Во всем этом преобладает стремление человека к жизни.

Хозяин готов к встрече зимы. Он – настоящий хозяин жизни, человек, который продумывает все свои действия, все лето работал, чтобы без забот пережить надвигающуюся зиму. Пока в деревнях живут такие труженики– настоящие хозяева, село будет процветать и наше исконно традиционное хозяйство не исчезнет.

В серии из трех работ создан образ повседневной жизни деревенского жителя. На каждом листе почти осязаемо чувствуется труд отдельной семьи, особый духовный мир деревенских забот.

Каждая часть композиции проста, строго продумана.

Надеемся, что композиционная продуманность серии линогравюр “Моя деревня” создаст глубину выбранного образа.