Экскурсия по столице Республики Коми "В стране Фонетика и Лексика"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме "Фонетика" и "Лексика".
  • Проверить сформированность умений и навыков учащихся по теме "Фонетика" и "Лексика".
  • Развивать устную и письменную речь учащихся; расширить их познания о культурных центрах города Сыктывкара, прививать любовь и интерес к родному городу.

Оборудование

  • Выетавка книг о Республике Коми "Север - край неповторимый", "Сыктывкар - миян кар"
  • Стенд "Сыктывкар"
  • "Веселые уроки "Радионяни";
  • Слова для объяснения: "Мемориальный комплекс, монумент, постамент, истоки".

Ход урока

I. Урок начинается чтением стихотворения. Поэт Альберт Ванеев в стихотворении " Это Север - край неповторимый" писал:

Тихие, задумчивые сосны
И под снегом сон тетеревов,
И фонтаны в крае нефтеносном,
И огни растущих городов;
В новых селах - древние былины,
Золотые скирды на полях -
Это Север, край неповторимый,
Край отцов
И Родина моя.

Читает наизусть ученик.

Ребята, как вы думаете, чему будет посвящен сегодняшний урок?

Сегодняшний урок мы посвящаем 90-летию Республики Коми; повторению и обобщению знаний по темам "Фонетика" и "Лексика".

II. Теперь представим себе ситуацию: хозяева города - сыктывкарцы встречают гостей хдебом-солью (показывается соответствующая картина).

Все, мы приезжие, гости, нужен экскурсовод, который должен рассказать о своей республике и ее столице, показать нам все достопримечательности. Представим себе, что мы едем в автобусе.

- Кто же будет экскурсоводом?

Задание учащимся:

Внимательно прослушать рассказ ученика и озаглавить его.

Запомнить содержание выступления, потому что дома вы будете писать сочинение на тему "Коми - край мой северный", "Сыктывкар-любимая столица".

Ученик-экскурсовод сообщает краткие сведения о Республике Коми.

- Приглашаю вас совершить путешествие по земле Коми. Приглашаю вас от всей души: "Добро пожаловать, дорогие друзья!".

Республика Коми занимает площадь 416,8 тысячи кв. км, население составляет 996,4 тысяч человек. Дружной семьей живут здесь представители более 200 наций и народностей.

22 августа 1921 года был подписан Декрет о представлении народу коми автономий, а в 1936 г; Коми автономная область была преобразована в республику. С 1990 года республика стала называться "Республика Коми". Утвержден национальный флаг, герб, Гимн Республики. Сыктывка?р - столица Республики Коми. Сыктывкар - один из крупнейших научных центров на Европейском Севере России. Город основан 5 февраля 1780 года по Указу Екатерины II. Первоначальное его название - Усть-Сысольск. В 1930 году город переименован в Сыктывкар. Это название в переводе с коми языка означает - "город на Сысоле".

III. Озаглавим рассказ, экскурсовода "Краткие сведения о Республике Коми".

Запишем одно предложение из выступления экскурсовода. Кто какое предложение запомнил? Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? (Столица)

Столица Республики Коми-Сыктывкар.

В нашей сказочной стране "Фонетики и Лексики" тоже есть столица. Как она называется?

Алфавит. (Показательная схема-карта станций).

  • Город "Алфавит"
  • Долина "Орфография"
  • Поселок "Фонетика"
  • "Веселый привал"
  • Царство "Лексика"
  • Княжество "Фразеология"

Что такое алфавит?

Сколько букв в алфавите?

- Назвать гласные и согласные буквы.

- Написать слова данного предложения по алфавиту.

Следующая наша станция называется "Фонетика".

  • Что называется фонетикой?

Фонетический разбор слова здесь.

IV. Продолжим экскурсию дальше. Слушать внимательно экскурсовода и записывать в тетрадь слова с изученными орфограммами, потому что следующая станция "Орфография".

Рассказ экскурсовода.

- Нашу экскурсию начинаем с культурной жизни столицы. На Театральной площади находится прекрасный, всем известный Театр оперы и балета Республики Коми, который представляет своим зрителям постановки известных российских и западных авторов ("Весёлая вдова", "Фаворитка", "Сильва") и национальные коми спектакли. Среди них главное место занимает балет "Яг Морт", основанный на сюжете коми эпоса. Исключительно национальными постановками занимается Национальный музыкально-драматический театр Республики Коми. Все спектакли в нём идут на коми языке, с синхронным переводом на русский язык. Коми Республиканская филармония включает в свой состав Государственный ансамбль песни и танца "Асъя кыа" (коми Асъя кыа), ансамбль народной музыки и песни "Зарни ёль", ансамбль инструментальной музыки "Вдохновение".

V. Озаглавим рассказ.

Сыктывкар - культурная столица Республики Коми, гордость коми народа. Объяснить, почему ставится тире.

Проверим слова с изученными вами орфограммами. Объясните их правописание. Вспомните правила: как проверить правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных; твёрдых и мягких согласных; гласных после шипящих; с непроизносимыми, с удвоенными согласными.

Следующая станция - "Веселый привал". Слушаем веселые уроки "Радионяни".

VII. Экскурсовод рассказывает о Национальной библиотеке Республики Коми.

- Автобус останавливается перед республиканской библиотекой. Каждому из жителей Сыктывкара знакомо историческое здание по улице Советской, памятник архитектуры, в котором расположена Национальная библиотека Республики Коми. Многие сыктывкарцы зовут её по-прежнему библиотекой имени Ленина, такое название она получила в 1958 году, когда переехала в это здание. На протяжении 170 лет истории библиотеки несколько раз менялись её название. Библиотека богата книгами. Прекрасные читальные залы, красиво оформленные коридоры.

VIII. - Ребята, кто дружит с библиотекой, тот хорошо учится, кто много книг читает, тот и много знает. Вспомни те, какие высказывания о книгах знаете?

В библиотеку мы идем.
Как в свой родной, любимый дом.
Глядят на нас со всех страниц
Десятки знаменитых лиц.
Вера Шафрцна.

Книга - учитель,
Книга - наставница,
Книга - близкий товарищ и друг.
В. Боков.

- Найти синонимы. А что такое синонимы? Хорошая книга - это дверь, которая раскрывается перед тобой, впуская в новый уголок жизни. Подобрать антонимы к словам хорошая, раскрывается, впуская, новый...

- Что такое антонимы ?

- Найти многозначное слово.

IX. Мы доехали до Станции "Лексика". А ЧТО такое лексика?

- Лексический разбор слова друг.

На партах "Школьный толковый словарь русского языка" М. С. Лапатухцнаи др. Хорошие высказывания о книгах записываются в тетради.

- Как озаглавим нашу беседу о книгах, библиотеке?

Библиотека - родной, любимый дом.

X. Продолжим дальше наш маршрут. Следующая станция "ФРАЗЕОЛОГИЯ".

Задание: из рассказа экскурсовода записать в тетрадь фразеологический оборот и объяснить его значение. Озаглавить рассказ.

Экскурсовод. Наш автобус приближается к мемориальному комплексу Воинской славы. Этот монумент Воинской славы напоминает нам о сынах, дочерях коми народа, которые прошли огонь и воду (все испытали), пали в борьбе за свободу и независимость Родины. Монумент Воинской славы поставлен в центре города Сыктывкара и представляет собой величественное сооружение. Он является одним из лучших памятников Сыктывкара.

- Озаглавим рассказ экскурсовода: Никто не забыт - ничто не забыто:'

- Что называется фразеологическим оборотом? Привести примеры.

Обобщение.

Мы завершили путешествие и по столице Республики Коми и по станциям сказочной страны "Фонетики и Лексики".

Теперь составим рассказ по плану на тему "Коми - край мой северный".

Дать начало сочинения.

Итог урока. Отметить лучших учащихся, которые принимали участие на уроке.

Домашнее задание: написать сочинение на тему Коми - край мой северный", "Сыктывкар - любимая столица".

Составление кроссворда по русскому языку на тему "Фонетика", "Лексика", "Состав слова".

Вопросы к кроссворду.

По вертикали:

  1. Непостоянный морфологический признак глагола.
  2. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения.
  3. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.
  4. Слова, употребляемые жителями той или иной местности.
  5. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

По горизонтали:

  1. Все слова языка.
  2. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению.
  3. Постоянный морфологический признак имени существительного.
  4. Части слова без окончания.
  5. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи