Экологическое воспитание в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Экологическое воспитание не может осуществляться путем какого-то одного средства или в течение небольшого отрезка времени. Оно должно проводиться систематически.

На сегодняшний день главным в методической работе, направленной на осуществление экологического воспитания в нашем дошкольном учреждении, является оказание реальной, своевременной помощи педагогам по реализации базисной программы, а также авторских и парциальных программ данного направления. Для этого необходимо совершенствование профессиональной компетентности педагогов, через поиск наиболее эффективных форм работы.

Одной их таких форм в нашем дошкольном учреждении стали семинары – практикумы для педагогов, проводимые специалистами детского сада.

Данная форма работы позволяет активизировать деятельность педагогов. Воспитатели начинают все чаще использовать в своей работе современные технологии.

Цель семинара-практикума: повысить уровень экологического воспитания детей.

Задачи семинара-практикума:

  1. Повысить компетентность педагогов в экологическом воспитании дошкольников.
  2. Систематизировать работу по экологическому воспитанию, установить взаимодействие специалистов и воспитателей ДОУ по данной теме.
  3. Развивать творческий потенциал педагогов.

Форма работы: групповая, подгрупповая.

Терминологический словарь:

  • определение понятий “экология”, “экологическое образование”, “экологическое воспитание”, “экологическая культура”;
  • анализ программ по экологическому воспитанию дошкольников.

Предварительная работа:

проведение анкетирования воспитателей на тему “Экологическое образование в ДОУ”; (Приложение 1.)

  • подготовка и оформление тематической выставки к каждому занятию;
  • домашнее задание (работа с литературой, составление конспектов занятий, составление цикла наблюдений и т.д.).

Для того, чтобы педагоги имели возможность более углубленно и качественно изучить предложенную на семинаре тему, были запланированы три занятия, которые включали в себя теоретическую и практическую часть.

В теоретической части вниманию воспитателей были представлены выступления специалистов нашего дошкольного учреждения: старшего воспитателя, учителя-логопеда, педагога – психолога, музыкального руководителя.

В практической части воспитатели работали в подгруппах. Задания для практической части были подобраны, исходя из представленного ранее теоретического материала.

Итоги семинара-практикума:

  1. По материалам семинара-практикума составлена брошюра “Экологическое воспитание в ДОУ”.
  2. Создана картотека циклов наблюдений за животными.
  3. Разработаны конспекты по экологическому воспитанию с элементами краеведения.
  4. В группах созданы условия для экологического воспитания:

– развивающая среда;
– пополнен фонд методических, наглядно-иллюстративных материалов.

План проведения семинара-практикума “Экологическое воспитание детей дошкольного возраста”.

№ занятия Содержание и форма занятия Домашнее задание

1 Теоретическая часть.
Цели и содержание экологического воспитания дошкольников.
Создание в детском саду условий для экологического воспитания детей.

Практическая часть.
Презентация комнатных растений (паспорт растения).

Подготовить паспорт комнатного растения для презентации.
2 Теоретическая часть.
Методы экологического воспитания дошкольников.
Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников.
Наблюдение как основа чувственного познания.

Практическая часть.
Наблюдение за животными (протоколирование, обсуждение протоколов).

Составить цикл наблюдений за животными.

Апробировать недельную методику наблюдения за сезонными наблюдениями в природе.

3 Теоретическая часть.
Типы экологических занятий.
Использование игры в экологическом воспитании детей.
Экологическое воспитание на музыкальных занятиях.

Практическая часть.
Презентация конспектов занятий по экологическому воспитанию с элементами краеведения.

Составить конспект занятия по экологическому воспитанию с элементами краеведения.