Что? Где? Когда? (по поэме А.С. Пушкина "Цыганы")

Разделы: Литература


Участники игры: воспитанники 8 пушкинского класса, их родители.

Цель игры:

  • духовное обогащение обучающихся через обращение к творческому наследию А.С. Пушкина – поэме “Цыганы”.

Задачи игры:

  • основываясь на опыт учащихся как читателей и почитателей произведений А.С. Пушкина, а также художественно-публицистической литературы о нём и его творчестве, развивать у воспитанников умение из многочисленных вариантов ответов, данных в ходе игры, выбирать единственно правильный, используя соответствующие аргументы;

  • воспитывать у детей в процессе игры чувства взаимопомощи, взаимовыручки;

  • развивать у обучающихся навыки сценического мастерства и выразительной речи.

Оборудование:

  • музыкальный центр, диски;

  • круглый стол;

  • волчок со стрелкой;

  • конверты с пронумерованными вопросами;

  • “чёрный ящик”;

  • иллюстрация к поэме “Цыганы”;

  • декорации к поэме “Цыганы”;

  • всё для чайной паузы.

Ход игры

Звучит музыка

Ведущий.

Уважаемые дамы и господа! Мы начинаем игру “Что? Где? Когда?”, посвящённую юбилею написания А.С. Пушкиным поэмы “Цыганы”. Сегодня в элитарном клубе мы приветствуем команду знатоков в составе:

– … (имя, фамилия ученика),

– … (имя, фамилия ученика),

– … (имя, фамилия ученика),

– … (имя, фамилия ученика),

– … (имя, фамилия ученика).

Капитан команды – … (имя, фамилия ученика).

Напоминаю условия игры: перед игроками на столе лежат 13 конвертов с вопросами по поэме “Цыганы”, а также вопросами, связанными с периодом Михайловской ссылки поэта, времени, когда была окончена поэма. После объявления мною номера раунда и приглашения “крутить волчок” команда знатоков выполняет предложенное. Конверт, на который укажет стрелка после остановки волчка, передаётся ведущему для озвучивания вопроса. На обсуждение каждого ответа знатокам даётся одна минута. По окончании оной капитан принимает решение, кто из знатоков отвечает. Обратите внимание: возможен досрочный ответ и, соответственно, использование дополнительной минуты при обсуждении следующего вопроса.

NB! Напоминание для зрителей, пришедших поддержать знатоков: нельзя громко, вслух озвучивать ответы на заданные вопросы. Если данное правило будет нарушено и подсказка окажется произнесённой вслух, команде знатоков автоматически засчитывается поражение.

В вашей компетенции, уважаемые зрители, в процессе игры решить, кто из команды знатоков достоин носить звание “Лучший знаток Пушкинской школы”. Опрос среди зрителей будет проведён в одной из пауз.

И последнее – в случае незнания ответа на заданный вопрос игроки вправе единожды воспользоваться подсказкой магистров – наших уважаемых родителей, пришедших поддержать вас, знатоки.

Итак, игра продолжается до 6 очков. Первый раунд! Крутите волчок!

  • Непосредственно игра (не предполагает запланированного сюжета, скорее это – импровизация).

/Вариант фраз-мостиков ведущего: вопрос №…(озвучивание вопроса). Время пошло (1 минута). Обсуждение закончено. Кто отвечает? Внимание, правильный ответ./

  • Театральная пауза – инсценирование поэмы А.С. Пушкина “Цыганы” (после двух сыгравших вопросов).
  • Музыкальная пауза (после четвёртого сыгравшего вопроса), сопровождающаяся опросом зрителей на предмет лучшего знатока игры “Что? Где? Когда?”.
  • Танцевальная пауза (после пятого сыгравшего вопроса).
  • Чайная пауза (после последнего сыгравшего вопроса).
  • Подведение итогов

/Вариант фраз-мостиков ведущего: со счётом …/… победу одерживает… По мнению зрителей, звание “Лучший знаток Пушкинской школы” присваивается… (имя, фамилия знатока).

  • Вручение игрокам памятных подарков, лучшему игроку – именного сертификата.
  • Заключительное слово ведущего.

В очерке М.И. Цветаевой “Мой Пушкин”, созданном в 1937 году, читаем: “Мой первый Пушкин – “Цыганы”… Я влюблена – в “Цыган”: в Алеко, и в Земфиру, и в ту Мариулу, и в того цыгана, и в медведя, и… в странные слова, которыми всё это рассказано… Пушкин меня заразил любовью. Словом – любовь”.

Я думаю, что всех участников сегодняшней игры: и знатоков, и зрителей – Александр Сергеевич Пушкин “заразил любовью” к художественному слову, а также обогатил духовно. Спасибо ему за это!

Библиография

  1. А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. Т. 2. – М.: Художественная литература, 1986.
  2. М. Цветаева. Собрание сочинений в семи томах. Т. 5. – М.: Эллис Лак, 1994.
  3. М. Басина. Жизнь Пушкина. – СПб.: Азбука, 1999.
  4. Д. Благой. Мастерство Пушкина. – М.: Советский писатель, 1955.
  5. Видова О. А.С. Пушкин и русский Ренессанс. – М.: Дрофа, 2004.
  6. Мурьянов М. Пушкин и Германия. – М.: ИМЛИ РАН, “Наследие”, 1999.
  7. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Составитель В.Я. Коровина. – М.: РОСТ, 1999.
  8. Сурат И., Бочаров С. Пушкин: Краткий очерк жизни и творчества. – М.: Языки славянской культуры, 2002.

Приложение