Анализ стихотворения А.А. Фета "Какая грусть! Конец аллеи…"

Разделы: Литература, Начальная школа


Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи все гладко, все бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом
А всё надежда в сердце тлеет,
Что, может быть, хоть невзначай,
Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,-
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.

Анализ лирического произведения самая трудная и вдумчивая работа. При изучении лирического произведения идет мощное развитие читательских качеств: воображения, эмоциональной сферы, мышления, памяти. Лирическое произведение- это исповедь поэта, его переживанием согрето все, о чем он говорит читателю.

“Ребенок при чтении произведения должен работать: думать, чувствовать, догадываться, воображать” (С. Я. Маршак).

А для этого необходимо создать на уроке атмосферу свободы, имитации, творчества, простора для читательской интерпретации текстов.

Задачи:

  • организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживание лирическому герою;
  • формирование умения воссоздавать картины, нарисованные автором;
  • формирование представлений о способах создания образа – переживания в лирике, о средствах художественной изобразительности и выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить в своей речи;
  • обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих переживаний и представлений.

Из-за эмоционально-образной и смысловой насыщенности лирического произведения А.А. Фета самым оптимальным способом анализа его, не разрушающим его природу, является медленное чтение, с остановками на ключевых словах. Кроме этого, применить, возможно, рисунок как способ проявления зрительного образа, формирующийся в сознании читателя.

С помощью способа медленное чтение, можно анализировать тексты даже с маленькими учениками- читателями. Так как при чтении осмысливается каждое поэтическое слово, выясняется, почему именно это слово подобрал автор, что мы представляем себе, когда читаем его. Обсуждение идет живое с большим интересом, это настоящий творческий поиск.

Начинаем работу над произведением со способа рисунок.

Прочитайте медленно, вдумчиво данное произведение и нарисуйте ту картину, которую вы увидите.

После первичного чтения и рисунка, проводим анализ по вопросам, для более глубокого восприятия произведения.

Вопросы для анализа.

  1. Почему стихотворение начинается с восклицания “Какая грусть!”
  2. Почему написано “с утра”, а не “утром исчез в пыли”?
  3. Обратите внимание, идет повтор слова “опять, опять”, что хотел показать этим автор, по вашему мнению?
  4. Почему написано “серебряные змеи”, а не “серебряные полосы”. В чем разница, что этим подчеркивается?
  5. Вам встретилось слово лазурь. Кто знает его значение? Это какой цвет? Автор говорит, что “на небе ни клочка лазури”. Что он имеет в виду? А если бы поэт написал “нет голубого неба” или “не видно голубого неба”, что-то изменилось бы. Что изменилось? Была другая картина?
  6. Как описывается буря во втором четверостишии? Что хочет показать этим поэт? Символ бури -это мятущаяся душа поэта.
  7. Что пишет о своей душе автор? Почему “на душе не рассветает”?
  8. Поэт пишет: “В ней тот же холод, что кругом”. А если бы автор написал “мне плохо, грустно”. Это показало его чувства в той же степени или по-другому мы восприняли эти строчки?
  9. С чем сравнивает свое душевное состояние А. А. Фет?
  10. Почему именно “конец аллеи”, конец чего - жизни? Может быть, лучше и проще написать “ничего не хочу делать, я устал”.
  11. Мы видим усталого человека, который потерял интерес к жизни, ему плохо, грустно, он готов сдаться. И это настроение поддерживает и окружающая природа.
  12. Есть ли надежда у поэта, в каких строчках это видно? Что хотел показать автор “И на душе не рассветает, в ней тот же холод, что кругом”. Он надеется на изменения в своей жизни?
  13. Что доказывает, что автор не смирился, что он борется с бурей-тоской? Какой образ появляется? Конечно, он еще надеется на рассвет. Именно поэтому описывает образ ворона.
  14. Что он пишет о вороне? Как ведет себя ворон?
  15. “Умирающий труд” разве так можно сказать, что имеет в виду Фет, что хотел показать?
  16. Обратите внимание на четвертое четверостишие. Что заметили? А какое настроение у поэта здесь? Как оно изменилось? Что появилось?
  17. Значимое слово “надежда”. Почему написано “надежда тлеет”, не проще было написать “надежда есть”, или “надежда осталась”. Чувство неуверенности, что поэт понял, что для него важно.
  18. Что означает слово “невзначай”. Какое лексическое значение имеет данное слово? Можно его заменить? Что изменится, если все -таки это сделать?
  19. Какая часть стихотворения имеет такие же повторы “опять, опять”, как и вначале. Почему важно “Опять родной увидит край”, вспомнить молодость, вернуться на родину.
  20. Описание бури изменилось? Как она себя ведет? Почему “пролетает мимо”? Что этим показывает поэт? Можно ли сказать, что его надежда укрепляется, превращается в уверенность?
  21. В чем это выражается?
  22. Как вы думаете, почему именно в родном краю “бури пролетают мимо”?
  23. Обратите внимание на думу поэта, она изменилась или осталась прежней?
  24. Вспомните, какой она была, а сейчас она какая? “Ленивая, засыпающая”, “Страстная, чистая”
  25. Как вы понимаете слово “страстная”?
  26. Что помогло помолодеть душе поэта?
  27. И что он видит теперь, какие картины в его душе? Что означает символ “Цветет весна и красота”?
  28. Как вы думаете, почему автор использует именно образ зимнего дня, в начале стихотворения и образ красавицы весны в конце?
  29. Что он хотел этим показать?

После анализа произведения необходимо вновь вернуться к рисункам детей и проанализировать их вновь. Рассмотрите ваши рисунки.

Чем интересен этот текст? Какая в нем есть загадка? Верно, здесь можно нарисовать две картины.

Первая картина, когда поэт грустит. Это зима, снега, холодные и темные краски, передающие уныние и тоску. Оживляет эту картину ворон, который борется с бурей.

А вторая картина, когда переносится в свой родной край. Там тепло, весна, красота. Здесь уже можно использовать другие краски и другие цвета, так как изменилось настроение поэта. Эта картина показывает, что прошло время, изменилось настроение автора, его восприятие мира.

Мы учим детей, видеть развитие лирического сюжета. Оцениваем свои рисунки и приходим к выводу, что необходимо нарисовать две картины, так как поэт рисует картину в движении.

Кроме представленных способов работы (медленное чтение и рисунок), при изучении лирического произведения необходимо проработать выразительное чтение (учителем и учащимися).

  1. Какое настроение было у лирического героя в начале произведения?
  2. В чем это выражалось?
  3. А каким стало настроение в конце стихотворения? Почему? В чем это выразилось?
  4. Как надо, по-вашему, читать стихотворение “громко”, “тихо”, “быстро”, “медленно”.
  5. Посмотрите, какие знаки препинания использует автор. Зачем, что они показывают?
  6. Какие слова нужно выделить интонационно, чтобы показать окружающий мир, чувства и переживания поэта.
  7. Составьте партитуру стихотворения, приготовьтесь выразительно читать.
  8. На материале этого текста покажите выразительную силу различных частей речи.
  9. С помощью, каких частей речи (преимущественно) изображается природа, чувства и переживания поэта.
  10. Соедините рифмующиеся слова во всех строфах.
  11. Какую рифму использует поэт?

И как продолжение работы с рисунком можно предложить составить картинный план и соответствующая ему партитура чувств.

Рассматривая чередующиеся картины в стихотворении, мы можем проследить, как меняется настроение лирического героя и как оно соответствует картине, изображенной поэтом.

Картинный план

  1. “Какая грусть! Коней аллеи...”
  2. “На небе ни клочка лазури…
    Один лишь ворон против бури”
  3. “И на душе не рассветет...”
  4. “А все надежда в сердце тлеет,
    Что может быть хоть невзначай...”
  5. “Где бури пролетают мимо...”
  6. “Цветет весна и красота”

Партитура чувств

  • тоска, грусть,
  • грусть, печаль
  • усиление печали, безысходность, потеря надежды
  • печаль, появление надежды
  • надежда, легкая печаль
  • уверенность, надежда

Литература

  1. А.А. Фет “Какая грусть! Конец аллеи…”.
  2. Лазарева В.А. “Уроки литературного чтения в современной начальной школе” М, Педагогический университет “Первое сентября” 2009 г.