Внеклассная работа в начальных классах. Игра-путешествие "Жил да был черный кот за углом"

Разделы: Внеклассная работа


Начало.

Все классы выстраиваются в вестибюле, звучит фонограмма песни "Жил да был чёрный кот за углом...". Выходит чёрная кошечка.

Кошка. Мяу, то есть, здравствуйте! Как я рада видеть столько друзей в гостях у себя, у чёрной кошки! У кого из вас, ребята, дома есть мяу, (пауза) то есть кошки? А вы их любите? (дети кричат "Да") Не обижаете? (Дети кричат "Нет"). Ладно, проверим: Сейчас вы дружно назовёте кличку своей кошки, три-четыре! (Дети выкрикивают кличку). Да, да, я так и знала, мы с вашими любимцами очень хорошо знакомы, они все мои кузины и кузены! А всё ли вы о нас знаете? (Дети отвечают). Всё?! Тогда отгадайте мою загадку:

ОН ходит следом за котом,
ОН за котом следит тайком.
Кот ляжет под забором в тень,
Коту пошевелиться лень.
А ОН коту щекочет нос:
- Вставай! Ты что, к земле прирос?
Кот заберётся под кровать,
А ОН опять: "Хочу играть!"
Кот лапкой цап ЕГО; а ТОТ
И рад, что с ним играет кот.
Такой настырный - просто жуть:
Коту мешает отдохнуть.
Всю ночь, до самого утра
Игра идёт, идёт игра.
А кто же ОН? Ответ наш прост,
Ответ наш прост: пушистый : (ХВОСТ)

(Автор стихотворения - В. Степанов)

Ведущий. Дорогая кошка, мы с ребятами очень любим и ценим своих домашних любимцев.

Кошка. Значит, вы можете сыграть в мою любимую игру "Жил да был чёрный кот". На станциях, по которым вы будете путешествовать, если конечно вы будете дружными, смелыми, весёлыми, любознательными, ведущие дадут отпечаток моей лапки, и когда вы вернётесь из путешествия, я открою самую страшную кошачью тайну.

Ведущий. Договорились. А чтобы не заплутать в пути, мы для вас, ребята, приготовили маршрутные листы.

(Ведущий называет классы, вручает представителю от класса маршрутный лист).

Ведущий и кошка вместе. Счастливого пути!

Дети путешествуют по станциям:

  • Кошачьи вопросы
  • Мяузнайка
  • Кошки-мышки
  • Кошачьи нотки
  • Чучело-Мяучило
  • Кот в мешке

Кошачьи вопросы.

На доске высказывание из сказки "Маленький принц".

"Мы в ответе за тех, кого приручили".

Ведущий 1. Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы и рыбы. Они тоже, как и мы могут сказать человеку: "Эта Земля и моя".

Ведущий 2. Сегодня мы поговорим о тех животных, которые живут рядом - в одной с тобой квартире, в твоём дворе.

(Дети читают заголовок на доске).

Ведущий 1. Это сказал французский лётчик, писатель, погибший во вторую мировую войну Антуан де Сент-Экзюпери. А русский поэт Сергей Есенин называл зверей "братьями меньшими". Они живут рядом и мы их очень любим.

Ведущий 2. Наша сегодняшняя игра посвящена домашним животным. Мы не только расскажем вам интересные случаи из жизни кошек и собак и их хозяев, но и от вас хотим услышать истории о ваших домашних любимцах.

Ведущий 1. Но сначала отгадайте загадки о животных (ответьте на вопросы 3 и 4 классы).

Для 1 и 2 классов.

Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много чёрных пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко,
Как лев и тигр похож на кошку.
(леопард)

Ёжик вырос в 10 раз,
Получился :
(дикобраз)

Домашнее животное,
Да ещё и верный друг.
(собака)

Я умею часто мыться,
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто сниться
Блюдце с тёплым молочком.
(кошка)

"Я не люблю тянуть кота за хвост:"

Как звали кота, который пел такую песню?

(Кот Матвей, "Маша и Витя против диких гитар")

Для 3 и 4 классов.

Из какого произведения этот отрывок? Назови автора. Какого кота Алиса имела ввиду.

Алиса: "Я часто видела котов без улыбки. Но улыбка без кота! Это самое странное, что мне удалось увидеть когда - либо в жизни!

Кот исчезает, начиная с кончика хвоста и до широкой улыбки, которая держалась ещё некоторое время после исчезновения всего остального.

(Чеширский кот, Льюис Кэрролл "Алиса в стране чудес")

Какой самый известный кот, добившийся успехов хитростью и женивший своего хозяина на принцессе.

(Шарль Перро "Кот в сапогах")

Мнимый слепой кот Базилио - откуда?

(Л. Толстой "Приключение Буратино")

4. "Я не люблю тянуть кота за хвост:"

Как звали кота, который пел такую песню?

(Кот Матвей, "Маша и Витя против диких гитар")

5. У какой кошки в сказке было 3 ноги и почему?

(Джанни Родари "Джельсамино в стране лжецов", кошка Хромоножка, 3 лапы девочка нарисовала мелом, но её спугнул полицейский.)

Ведущий 1. Послушайте случаи из жизни кошек.

Ведущий 2. Кот по имени Марко сидел рядом со своей маленькой хозяйкой в саду. Неожиданно он заволновался. Девочка посмотрела на дерево и увидела большую гадюку, свесившуюся с ветки. Ещё минута и : Но ничего не случилось. Марко взвился в воздух и вцепился в змею.

Ведущий 1. Все знают, что собака помогает хозяину в беде. Но недавно был случай, когда в квартиру ворвался грабитель и стал угрожать хозяйке, требуя денег. Кот, увидев, что дело плохо, сверху набросился на врага и, издавая дикие вопли, рвал, царапал бандита, который едва смог убежать.

Ведущий 2. В блокадном Ленинграде кошек почти не осталось. После освобождения в городе были полчища крыс. Котёнок стоил 500 рублей, а килограмм хлеба для голодных людей - 50 рублей. Специально в Ленинград доставили 2 поезда с кошками.

Ведущий 1. Не зря говорят, что у кошки 9 жизней. Кот Грос Мину из канадского города Квебек 1 мая 1973 года свалился с 20 этажа небоскрёба. Правда, он сломал тазовую кость, но благополучно поправился.

Ведущий 2. А теперь мы хотим послушать интересные истории из жизни ваших любимцев.

(Слушаем истории до звонка и подводим итоги).

"Кот в мешке".

(На доске вывешены 3 нарисованных мешка и написано название станции. У ведущих заготовлена фигурка собачки из фаянса, 5 блюдец с нарезанными овощами и фруктами, загадки, ребусы и вопросы о кошках).

Ведущий 1. Кто из вас знает, что обозначает выражение "кот в мешке"?

(Выслушиваются 3-4 предположения детей, если они не скажут правильно, надо сформулировать самим.)

Ведущий 2. Правильно, кот в мешке, значит, вас здесь ожидает что-то неизвестное.

Ведущий 1. Мы для вас приготовили 3 мешка. С какого начнём?

1 мешок.

Ведущий 2. В этом мешке мы спрятали предмет. Вы должны отгадать, что это за предмет. Можно задавать вопросы об этом предмете, но только такие, на которые можно ответить "да" или "нет". (1 и 2 классам можно помочь задать вопросы).

В мешке лежит фаянсовая фигурка собачки. Ведущие показывают мешок и прелагают отгадать, что там лежит. Можно задавать такие вопросы, чтобы ответ на них был "да" или "нет". Например: "Это сделано из дерева?", "Это съедобное?" и т. п. Когда дети отгадают, ведущие показывают фигурку.

2 мешок.

Ведущий 1. У кошек прекрасный нюх. Они никогда не возьмут плохой продукт. Мы хотим проверить, как вы умеете различать на вкус и на запах то, что мы приготовили.

Этот мешок ненастоящий. На 5 тарелках лежат нарезанные фрукты и овощи. Ведущие вызывают по одному 5 человек, завязывают ему глаза и дают попробовать с какой-либо тарелки. Ребёнок должен угадать, что это за фрукт или овощ.

3 мешок.

Ведущий 2. Кошка очень умное животное, поэтому и вам придётся доказать свою сообразительность. В этом мешке спрятаны вопросы, на которые надо ответить.

В мешке содержатся загадки для 1 класса и вопросы для 2-4 классов. Участники игры вытаскивают бумажку с вопросом, а ведущие громко читают его. Играем до звонка.

Загадки для 1 класса.

Без расчёски причесался и умылся без воды,
В кресло мягкое забрался и запел на все лады.
(кот)

Во дворе поставлен дом,
На цепи хозяин в нём.
(собака)

Голодная мычит, сытая жуёт,
Всем ребятам молоко даёт.
(корова)

Не мой бы труд, не мой бы бег,
Ты плохо жил бы, человек.
Но в век машины и мотора,
Боюсь, в отставке буду скоро. (Лошадь)

Выпуча глаза, сидит, не по-русски говорит,
Родилась в воде, а живёт на земле.
(лягушка)

Есть копыта, но мала,
Правда, тоже есть рога.
(коза)

Вопросы для 2 - 4 классов.

Какое крыло без перьев? (самолёта)

Что случилось 31 февраля? (ничего, такого дня нет)

Густой лес. (чаща)

Умеют ли слоны падать? (да)

Какой страшный зверь любит малину? (медведь)

Курица мужского рода. (петух)

Самое длинноногое животное. (жираф)

Кошки - мышки.

Оборудование и материалы: кегли, музыкальное сопровождение (магнитофон или др.), наборы букв МУРКА, МУРЗИК, БАРСИК, КУЗЬКА отпечатки лапок на каждый класс.

Ведущие приглашают детей в спортивный зал и строят их в шеренгу у окон. В первом конкурсе участвуют 10 человек. Ведущие сами отбирают их.

Конкурс "Кошачья охота".

По кругу ведущие расставляют 9 кеглей- мышек. Под музыку ребята - кошки бегут по кругу за "добычей", а, когда музыка обрывается, "коты" хватают кегли-"мышки". Кто не успел, выбывает из игры. "Мышка" убирается, таким образом, получается, что мышек на одну меньше, чем игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не останется "кот" с "мышкой в лапках".

Конкурс "Собери слово"

Всех детей делите на 4 группы (можно неравные) и даёте перепутанные буквы. Какая команда быстрее соберёт слово, та и выиграла.

Слова: Мурзик, Мурка.

Конкурс "Капканы".

Играет весь класс. Выбирается 5 пар - это капканы. Остальные - мышки. Они должны пробегать сквозь капканы (поднятые руки), пока звучит музыка. Как только музыка обрывается, "капканы" захлопываются (руки опускаются) и "мышки" присоединяются к капканам. Выигрывают самые шустрые мышки.

Весь класс оценивается, насколько дружно умеют играть.

Мяузнайка.

Оборудование и материалы: 4 набора цветных карандашей и фломастеров, листы бумаги белой А3, отпечаток лапки (по 1 на каждый класс), точилка для карандашей.

На доске 6 фотографий кошек разных пород. Отдельно написаны названия этих пород на бумаге. Столы поставлены так, чтобы класс разделился на 4 группы. На каждом столе большой лист бумаги и набор карандашей.

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня вся наша игра посвящена домашним животным - кошкам.

Ведущий 2. Домашняя кошка произошла от дикой, которая и сейчас живёт в Африке. А в древнем Египте кошка считалась священным животным.

Ведущий 1. Сегодня кошка - одно из самых популярных домашних животных. В настоящее время их насчитывается более 400 миллионов. Но распространены они очень неравномерно. Первое место в мире по их численности прочно удерживает США, а в Перу и Габоне их нет.

Ведущий 2. Различают немало пород домашних кошек, а какие это породы, мы узнаем от команд.

(На доске под рисунками нужно поставить правильные подписи)

Породы:

Абиссинская <Рисунок 1>

Персидская <Рисунок 2>

Бирманская <Рисунок 3>

Сибирская <Рисунок 4>

Сиамская <Рисунок 5>

Сфинкс <Рисунок 6>

Если неправильно поставлены породы, исправить ошибки и рассказать о породах. Всё это надо уложить в 5 минут.

Сиамская.

Это восточные короткошерстные кошки с голубыми глазами. Сиамские кошки наиболее общительны, игривы, очень дружат со своими хозяевами. Существует легенда, что, когда эти кошки появились на востоке, принцесса Сиама всегда надевала свои кольца на хвост кошке, когда собиралась принимать ванну. Но вот однажды, когда она стала снимать кольца, они соскользнули и потерялись. В следующий раз принцесса завязала кошке хвост в узел, и с тех пор у этих кошек закрученные хвосты.

Сибирская.

Это сильная крупная кошка, очень пушистая, глаза круглые, широко расставленные.

Бирманская.

Бирманская кошка очень похожа на сиамскую, но только пушистая. Её ещё называют "священной". Эти кошки на протяжении многих веков содержались в храмах Юго-Восточной Азии, ей поклонялись, как богине.

Персидская.

Это длинношерстная кошка. У неё хороший, покладистый характер. Однако очень ревниво относятся к другим кошкам в доме. А, кроме того, эти кошки требуют очень тщательного ухода. Её надо вычёсывать каждый день. Но за вашу доброту кошки отплатят своей преданностью, красотой и любовью.

Абиссинская.

Этих кошек по праву называют самыми умными. Это самая древняя порода кошек. Говорят, что именно эти кошки сидели у трона египетских фараонов. В Европу эта кошка была завезена из Эфиопии.

Сфинкс.

Первое упоминание о голых кошках относится к временам ацтеков, а на выставках они впервые экспонировались в 1924 г. Это были мексиканские кошки, которые зимой покрывались редкой шерстью. Всерьез разведением голых кошек фелинологи занимаются с 1966 г., когда в Канаде в результате спонтанной мутации в помете у обычной домашней кошки родился один голый котенок. И до конца 80-х гг. канадский сфинкс оставался единственной породой голых кошек

Ведущие читают о породах кошек.

Ведущий 1. У вас на столе лежит лист бумаги и карандаши. Нарисуйте на нём кошку своей мечты. Это может быть ваша домашняя любимица или кошка, про которую вы узнали сегодня.

Ведущий 2. Самое главное, что вы должны нарисовать 1 кошку всей группой, а мы посмотрим, умеете ли вы быстро и дружно работать.

В конце дети рассматривают нарисованных кошек, и создаётся позитивное настроение: "Все кошки нравятся".

Кошачьи нотки.

Оборудование и материалы: музыка и песни из мультфильмов и сказок, весёлая музыка для кошачьего танца.

Ведущий. Дорогие друзья, вы пришли на станцию, которая называется "Кошачьи нотки". Многие композиторы и поэты с нежностью и любовью относятся к домашним питомцам, поэтому и в мультфильмах, и в сказках животные поют, получше многих артистов. А вы знаете такие мультфильмы? (Дети скандируют "ДА!") Сейчас проверим. Я буду вам включать музыку и песни, а вы должны отгадать, в каких мультфильмах или может быть сказках они звучали.

Звучат песни из мультфильмов, а дети отгадывают откуда. ("Котёнок по имени "Гав", "Трое из Простоквашино", "Кот Леопольд", "Голубой щенок", "Новогодние приключения Маши и Вити", песня кота Базилио из "Буратино" и др.)

Ведущий. Вы замечательно знаете мультфильмы. А умеете ли вы танцевать также, как и кошки? (Дети скандируют "ДА!") Разучим несколько кошачьих движений.

Свернулись клубочком (присели).

Потянулись.

Вытянули лапку (можно и руки по очереди и ноги).

Почесали лапкой за ухом.

Подпрыгнули.

Ведущий. А теперь "Кошачья дискотека"!!!

Дети танцуют под весёлую музыку. Класс награждается отпечатком лапки.

Чучело-Мяучило.

Оборудование и материалы: чёрная бумага заранее нарезана на небольшие квадратики и разложена по столам, контурный рисунок кота, клей-карандаш.

Класс делится на 5 групп по 5 - 6 человек в каждой группе и за 10 минут выполняется групповая поделка в технике "Рваная аппликация". Шаблон <Рисунок 7>.

Ведущий. Ребята, вы пришли на станцию "Чучело-Мяучило", помните того смешного котёнка из одноимённого мультфильма? Именно его портрет вы будете сегодня делать в технике рваная аппликация. На столе у вас все материалы для этой работы. Приступайте! Удачи!

Подвести итоги - выставка получившихся аппликаций. Всех похвалить. Вручается отпечаток лапки.

Заключение.

После игры-путешествия все классы выстраиваются в вестибюле.

Ведущий. Вот и закончилась наша игра. Вам понравилось?

Кошка. Получили ли вы на станциях отпечаток моей лапки? (Дети отвечают "Да") Все шесть? ("Да") Значит, вы были самыми дружными, весёлыми, смелыми и любознательными и можете узнать самую страшную кошачью тайну! Слушайте! У всех кошек без исключения не одно имя, а три: первое - ласковое, которым её зовут хозяева, второе - звучное имя, которым кошка может гордиться, а третье - тайное, его кошка никому и никогда не скажет. А меня можете называть Клеопатра или просто Клёпа.

Ведущий. Дорогая Клёпа, раз уж ребята оказались такие молодцы, давай подарим им что-нибудь в память о нашем празднике.

Кошка. Давайте. Ребята, я дарю вам "Кошачьи грамоты", заверенные моей лапкой. И присуждаю каждому классу кошачье звание.

Проходит награждение грамотами со званиями: "Весёлые цап-царапки", "Расторопные носики", "Чуткие ушки", "Певусики-Мяусики", "Умелые лапки", "Шустрые хвостики".

<Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4>.

Кошка. Дарите нежность, тепло и любовь своим домашним питомцам и они ответят вам тем же.

Дети расходятся под песню "Не дразните собак".

Использованные ресурсы:

  1. Сайт: http://www.vse-koshki.com/
  2. Сайт: http://www.cwer.ru/tag/14289/
  3. Сайт: http://fast-anime.ru/Signs/319
  4. Лысаков В. Г. 1000 загадок. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.