Школа – территория здоровья

Разделы: Начальная школа


Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для его укрепления, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни (ЗОЖ).

У нас есть друзья, которые дарят нам здоровье и красоту, помогают стать сильными и умными. О каких друзьях идет речь? Сейчас вы сможете сами ответить на этот вопрос.

Говорят, что случилось это давным-давно, в далекой стране. В дом одного человека пришло Горе, да и уходить не захотело.

По-хозяйски себя почувствовало и каждый день новых даров требовало.

“А ну-ка, человек, подавай мне свой смех да удачу, да про здоровье не забудь”, – шамкает Горе беззубым ртом. Совсем худо приходилось человеку, Горе его ни на минуту от себя не отпускало. Целыми днями он не выходил из темной мрачной комнаты с заколоченными окнами. Но как-то задремало Горе. Сидит человек рядом, глаз от пола не поднимает, а Горе костлявой холодной рукой за его руку держится.

И вдруг – словно пушистый, теплый шарик коснулся щеки человека. Вздрогнул человек, глаза поднял и увидел, что сквозь щель в заколоченном окне солнечный лучик пробивается и словно зовет к себе. Медленно-медленно встал человек, а шагнуть не может – ведь Горе хотя и спит, но руку не отпускает. “Помоги!” – шепнул человек солнечному лучу. И тут же тысячи маленьких золотых искр рассыпались по комнате, а рука Горя разжалась и упала. Распахнул человек дверь, шагнул за порог и даже зажмурился. Ведь за порогом ярко светило солнышко, теплые сверкающие струйки летнего дождика напевали веселую песенку, а ласковый ветерок играл с листвой. Вдохнул человек полной грудью и почувствовал себя сильным, смелым и счастливым. Дождик смыл с него паутину тоски, а солнышко растопило льдинки печали в груди. “Да разве может какое-то Горе меня победить”, – засмеялся человек и решительно вошел в дом, чтобы прогнать непрошенную гостью. Но вот чудо – не нашел он в комнатах отвратительной старухи. Испугалось Горе свежего воздуха, чистых струй дождя и солнечного света и убежало.

“Да ведь это сказка”, – возможно, скажет кто-то из вас. И... ошибется. С давних пор человеку помогают три волшебника: солнце, свежий воздух и вода. Благодаря им организм закаляется, становится сильным и крепким. Тот, кто хочет быть здоровым и счастливым, должен обязательно подружиться с волшебниками.

Давно замечено, что люди, которые дружат с водой, мало болеют. Они почти всегда в хорошем настроении, и еще у них красивая и молодая кожа.

Наше здоровье во многом зависит от того, каким воздухом мы дышим. Чистый свежий воздух укрепляет организм, делает его устойчивым к болезням. Он, словно искусный художник, рисует на щеках румянец и дарит блеск глазам.

Солнечный свет необходим всему живому. Нам он дарит здоровье и красоту. На свету в клетках кожи образуется вещество – витамин D, способствующий хорошему росту и сопротивляемости организма болезням. Солнце дарит человеку румянец и делает его кожу более чистой и здоровой. Солнечный свет очень полезен для глаз и помогает человеку сохранить зрение.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, – актуальная задача современного образования.

Предлагаемый курс занятий нацелен на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.

Цель курса: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи курса: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Мощным источником формирования ЗОЖ детей является физическая культура.

Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на “потом”, обещаем себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать...

Важная задача, которую мы должны решить, осуществляя воспитание в области здоровья и ЗОЖ, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др.

Воспитание в области здоровья должно формировать у ребенка основы безопасной жизнедеятельности.

Важно, чтобы в процессе работы по программе ребенок усвоил этические нормы отношений между людьми. Для этого надо развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, учить дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи. Ребенок учится понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе, контролировать свое поведение, сознательно им управлять, быть смелым и уверенным в себе в различных жизненных ситуациях.

Воспитание в области здоровья предусматривает формирование у ребенка понимания мужественности и женственности и соответствующих этому качеств: в мальчиках – силы, ловкости, выносливости, воли, уважения к девочкам, как к будущим матерям и хранительницам домашнего очага, желания им помочь, защитить, а в девочках – пластичности, легкости, отзывчивости, терпимости.

Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению.

Уроки могут планироваться учителем самостоятельно, в зависимости от своих и детских возможностей, от количества выделенных часов для занятий, времени и условий проведения.

Для того чтобы уроки стали эффективным средством развития и воспитания детей, необходимо выполнять определенные условия.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий с детьми младшего школьного возраста желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.

Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Занятия о пище, питании можно проводить в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).

На уроках здоровья на поставленный вопрос ребенок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не реагируйте отрицательно на их ответы. Будьте доброжелательны. Выслушивайте ответы, не показывайте свое неприятие позиции ребенка даже мимикой, взглядом. Ребенок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит. Имейте терпение и уважение к самым неожиданным ответам.

Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре, добрых поступках, словах и в то же время быть сердитым, раздраженным, позволять себе резкие высказывания в общении с детьми и своими коллегами.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, легкости и радости, а также пробуждать желание прийти на занятие снова.

Программа “ОЗОЖ” начинается со 2 класса и продолжается на всех ступенях школы. Каждая ступень реализует данную программу на более высоком уровне и формирует более глубокое понимание предмета.

Организуя образование в области здоровья, помните:

  • если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе;
  • если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить;
  • если ребенку удается достигать желаемого – он учится надежде;
  • если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.

Список литературы

[1] Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.

[2]Павлова М.А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Вып. 2. – Волгоград: Учитель, 2009.