Музыкальное занятие с элементами арт-терапии для детей подготовительной группы "Весенняя мозаика"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Учить самостоятельно определять характер и содержание музыкального произведения, эмоционально откликаться на него; расширять музыкальный кругозор; способствовать проявлению музыкально-творческих способностей; развивать образность движений.
  2. Закреплять навык естественного звукообразования, чисто интонировать в заданном диапазоне, поступенное и скачкообразное движение мелодии.
  3. Добиваться естественных, непринужденных, выразительных танцевальных движений.

Оборудование:

Фонограммы; набор детских музыкальных инструментов; набор шумовых предметов; репродукция картин посвященных к 65-летию Победы.

Ход занятия

Музыкальный руководитель: Добрый день, милые ребятки.

Хотите отправиться на небольшую прогулку в весенний лес? На поезде ехать долго, да и на автобусе тоже долго. А как же сразу оказаться в весеннем лесу? Я, кажется, придумала, надо воспользоваться волшебными словами.

Говорить будем таинственно, сказочно, загадочно.

(дети закрывают глаза, тихонько поворачиваются вокруг себя и говорят)

Вправо, влево повернись,
В лесу весеннем окажись.

(в это время ставиться фонограмма – звучание весеннего леса, шум ветра, деревьев)

М.Р.: Вот и наступила долгожданная весна. Природа просыпается, оживает после зимнего сна. Солнце начинает ярко светить, тает снег, бегут ручейки. Но ранней весной зима еще дает о себе знать – напускает ветры, снежные метели, холод.

Зима не даром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит … (Ф. И. Тютчев)

Ветер затих, а нам нужно идти по дорожке.

(приветственная игра “Здравствуй, говори!”)

Что за волшебница Весна!
Откуда в ней так много силы?
Едва очнувшись ото сна,
Она природу разбудила.

Вот и очутились мы с вами в лесу. Ледяные сугробы и глыбы стали таять под весенними солнечными лучами.

А сейчас я загадаю вам загадки про одну из наиболее характерных особенностей марта:

  1. Выросло, выросло, из бороды повыросло,
  2. Солнце встало, ничего не стало.

  3. Висит за окошком кулек ледяной,
  4. Он пахнет весной.

  5. У нас под крышей белый гвоздь весит,

Солнце взойдет, гвоздь упадет.

Что это? (сосулька). Посмотрите, как последнюю загадку можно показать движением.

(психогимнастическое упражнение “Сосулька”: руки над головой, уронить расслабленные руки и присесть. Это помогает расслабить все группы мышц, учит владеть своим телом. М. Ю.Картушина “ Логоритмические занятия в детском саду” )

М.Р.: Молодцы, хорошо, образно показали!

Шаловливые сосульки
Сели на карниз,
Шаловливые сосульки
Посмотрели вниз.
Посмотрели чем заняться,
Стали каплями кидаться.
Целый день идет трезвон:
Ди-ли, ди-ли, ди-ли-дон!

(на звукоподражаниях дети распеваются, вытянув руки вперед с опущенными вниз кистями, со свободно “болтающимися” пальцами – сосульки. Затем до слов “Стали каплями кидаться” припевают мелодию сопровождая ее игрой на треугольнике. На слова “Стали каплями кидаться” выполняют щелчки в воздухе большим и средними пальцами. Материал Т.Э.Тютюнниковой)

М.Р.: Давайте вспомним добрую, веселую песенку “Солнечная капель”.

(исполняется песенка “Солнечная капель” муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой )

М.Р.: Хорошо спели, молодцы! Мне очень понравилось. А сейчас давайте послушаем звук капели. А на каких… вы сейчас увидите.

(убирает ширму, за которой на столе стоят различные стеклянные, деревянные предметы, издающие разнотембровые и разновысотные звуки. Ударяет поочередно по ним палочкой от треугольника )

М.Р.: Оказывается, звук капели можно изобразить не только на музыкальных инструментах, но и на окружающих нас предметах.

Ну а теперь я расскажу вам одну историю. Наступила весна, все пробуждается после зимнего сна: жучки, червячки, на деревьях почки распускаются; птицы весело щебечут.

(предлагает исполнить музыкальный оркестр “Вальс шутка” композитора Д. Шостаковича)

М.Р.: Ну а теперь пора нам в садик возвращаться. Снова скажем волшебные слова и окажемся в детском сад (дети закрывают глаза)

Вправо, влево повернись
В детский садик ты вернись.

Я знаю что вы очень любите праздники. Ребята, а какие весенние праздники вы знаете? (ответы детей: 8 Марта, проводы зимы – Масленица, Праздник прилёта весенних птиц, День Земли, День космонавтики, 9 Мая)

М.Р.: Правильно ребятки, 9 Мая – светлый и радостный праздник Победы. Уже 65 лет наши ветераны празднуют День Победы. 65 лет мы живем под мирным, голубым небом. Композитор Давид Тухманов специально написал песню к этому празднику, которая так и называется “День Победы”. Давайте послушаем небольшой фрагмент этой песни.

(звучит в грамзаписи песня “День Победы”)

М.Р.: Понравилась вам эта песня. Какой характер этой песни?

(ответы детей: энергичный, бодрый, маршеобразный, мужественный, восторженный, торжественный, светлый, радостный)

Эта песня – праздничный марш. Ее всегда исполняют в День Победы по радио, телевидению, на улицах, концертных площадках. Сейчас я предлагаю вам под музыку этой песни пройти торжественным маршевым шагом по залу. (под фрагмент песни дети маршируют по залу. Музыкальный руководитель хвалит детей).

В честь этого праздника я предлагаю вам станцевать вместе со мной “Вальс друзей”.

(Кинезитерапия. I этап: разучиваем без музыкального сопровождения, делаем все по тексту песни. II этап: танцуем с музыкальным сопровождением, парами. Можно использовать любой другой коммуникативный танец )

Выводы и заключения:

Что нового, интересного и необычного вы узнали на этом музыкальном занятии (ответы детей).

Наше занятие заканчивается. Сегодня вы будете уходить из зала с помощью колокольчика (упражнение “Убегающий звук”. Дети спокойно идут к выходу, услышав звон колокольчика, останавливаются и прислушиваются к звучанию до тех пор, пока его звук не стихнет. Затем движение возобновляется. Это дает хорошую тренировку произвольного внимания).

М.Р.: До свидания, милые создания!