Это загадочное животное

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • пополнить и обогатить знания учащихся о животном мире;
  • воспитывать чувство ответственности за “братьев наших меньших”;
  • прививать любовь к урокам чтения.

Оборудование: рисунки, сочинения детей, книги, кассета с мультфильмами, плакаты с пословицами, загадками, фотографии.

Ход урока

1. Встали! Выпрямились! Зарядка для глаз, рук.

2. Вступление.

Учитель: О ком эта загадка?

Мохнатенька, усатенька
Сядет, песни поёт?

Дети (хором): о кошке.

Учитель: А эта?

Сидит на окошке кошка:
И хвост у кошки,
И нос как у кошке,
И ушки как у кошки, а не кошка.

Дети: О коте.

Учитель: О ком говорят: он родился с усами?

Дети: О котёнке.

Учитель: Действительно, все эти загадки о звере зубастом, мохнатом, у которого лапка мягонька, а коготок востёр, который как есть начнёт – песенку поёт.

Зверь – этот – кошка.

1. И не меньше, чем загадок сложено о ней поговорок, пословиц.

Чтение пословиц (на доске) (читают дети)

  • “Позавидовала кошка собачьей жизни”.
  • “Для мышки и кошка зверь”.
  • “Ночью все кошки серы”.

2. Давайте вспомним, какие пословицы и поговорки о кошке вы знаете?

  • “Знает кошка, чьё мясо съела”
    (Это когда говорят о человеке, который в чём-то провинился)

А когда говорят о тех, кто постоянно ссорится?

  • “Живут, как кошка с собакой”

3. А как вы объясните значение поговорки:

  • “На душе кошки скребут”
    (Когда грустно, скучно, обидно)

4. Немало в жизни есть примет, связанных с кошками. Вспомните, какие из них вам известным?

Дети: Что значит, если кошка спит, свернувшись клубом.

– умывается лапкой.
– перебегает дорогу (запись на доске)

Учитель: А какая игра связана с этим животным?

Дети: “Кошка-мышка”

Учитель: Разговор о кошках я не случайно начала с загадок, пословиц, поговорок. К какому виду искусства относятся эти жанры?

Дети: К устному народному творчеству.

– К фольклору. (Запись на доске.)

Учитель: Когда возник фольклор?

Дети: Очень давно. И очень, много внимания уделено кошке в этом творчестве.

Учитель: Очень, давно в жизни человека появились эти животные.

“Это загадочное животное”под этим девизом и пройдёт наш урок.

Входят дети (одетые в разные одежды котов из мультфильмов)

Ваня Кирсанов:

Коты все мы усатые
Пушистые, мохнатые –
Весёлые ученые коты.
Нас в сказках дети знают.
Нас любят, уважают,
Усатые мохнатые, весёлые коты…

Кот Матроскин: Здравствуйте, ребята! Наконец-то мы дождались, что нас стали приглашать в гости. Коты – это лучшее творение природы.

– Посмотрите на наши движения, на важную поступь, а главное чувство собственного достоинства (Все коты под музыку проходят кругом).

Кот Базилио: Это же так скучно – показывать своё достоинство. Да и движения ваши ленивы. На нашей кошечьей дискотеке давно уже так не танцуют. На нашей крыше танцуют так…

(Показывает танец, класс выполняет за ним движения.)

Тётя Кошка: А какая у нас память! Особенная, зрительная. Нас хоть на край света отвези, мы все равно придём на своё место, где дадут кусочек мяса и миску молока. Я знаю кошку, она в Англии живёт, там она прошла за своими хозяевами целых 200 километров. Представляете 200 километров.

– Вы догадались, ребята, из какой я сказки? Может эта песенка вам поможет.

Тётя – тётя Кошка
Сижу на окошке
Я теперь другая:
Я не обижаю,
Я котят ласкаю.

Игра с классом: “Какие вы внимательные?”

Учитель:

Любит кошка на обед
Виноград и винегрет
Отгадайте правда ли? (Нет.)

В марте стаял снег и лёд,
Это к нам весна идёт.
Отвечайте правда ли? (Да.)

Ночью дождик, как пастух,
Вывел кур гулять петух
Отвечайте, правда ли? (Нет.)

Лебедь плавает в пруду,
Спит на яблоне в саду.
Отвечайте, правда ли? (Нет.)

Шерсть смотали мы в клубок,
Свяжем шерстяной платок.
Отвечайте, правда ли? (Да.)

Кот Базилио: А знаете, я только что с конкурса красоты, где занял первое место среди боевых котов. Да, ценились не моя шерсть, одежда, уши и хвост, а мои боевые достоинства; как я умею драться. Вы думаете моё оружие костыль? Ошибаетесь. Моё боевое оружие – шпага!

(Звучит песня “Чёрный кот”)

– И так, из какой я сказки? (“Золотой ключик”)

Кот в сапогах: А какие мы учёные! Даже великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин писал про нас:

И днём и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом,
Идёт на право – песнь заводит!
Налево – сказку говорит.

Пойду-ка я направо
Я – умный кот
Ростом с комод
Усищи с аршин
Глазищи с кувшин,
Хвост трубой –
Вот я какой!

– Пойду-ка я теперь налево, только сказки говорить не буду, а вот загадки загадаю.

Учитель задает загадки:

  • Кто автор произведения “Кошкин дом”? (С.А. Маршак)
  • Кому Кот Леопольд все время говорил “Ребята давайте жить дружно”? (Мышкам)
  • Вспомните сказки, в которых вам повстречались коты. (“Кот в сапогах”, “Золотой ключик или приключения Буратино”, “Бременские музыканты”, “Дядя Фёдор, кот и пёс”)

Знакомит с выставкой библиотекарь (Рассматривают выставку книг)

Кот Леопольд:

Ой, кто меня дразнит?
Фу ты… я то думал опять эти мыши.
Я даже чувствую их…

Вы знаете большую часть жизни мы поём.
Слушайте и подпевайте.

Звёзды спят на крыше,
Дети спят в кроватке,
Рыжий кот – Мурлыка
Вышел на карниз
У него на лапках
Рыжие перчатки
У него на шее синий бантик – кис!
Вместо микрофонов хвост берёт Мурлыка.
Песенка не нова, но зато своя
Кис-кис-мяу – вот и вся музыка,
Кис-кис-мяу – вот и все слова.

Тётя Кошка: А сейчас я с вами поиграю и выясню хорошо ли вы знаете наших родственников. (Показывает картинки семейства – кошачьих.)

– Назовите кто это?

ГЕПАРД, ЛЕОПАРД, ЛЕВ, ПУМА, РЫСЬ, ЯЩАР (Дети называют животных.) Все они относятся к семейству кошачьих.

Кот Леопольд: А теперь задание посложнее. Каким сказочным героям принадлежат эти слова:

  • “Ребята, давайте жить дружно!” ("Кот Леопольд”)
  • “Я на солнышке лежу, я на солнышко гляжу” (Львёнок из мультфильма “Как львёнок и черепаха пели песню”)
  • “А давайте бояться вместе” (Котёнок Гав из мультфильма “Котёнок по имени Гав”)
  • “Ты дядя Фёдор неправильно бутерброд ешь…” (Кот Матроскин из мультфильма “Каникулы в Простоквашино”)

Кот Матроскин: У кошки очень острое зрение. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машины. В полутьме у кошки даже можно заметить зеленоватый отблеск в глазах.

Учитель: Кошка спокойно ориентируется в темноте. Помогают ей в этом ВИБРИСЫ – УСЫ. Ходит она бесшумно, втягивая когти, ступая мягкими подушечками.

Ученик читает стих – “Кошка первой входит в дом”

Учитель: Грустное стихотворение не правда ли? Никогда не забывайте кормить и поить своего маленького друга, заботиться о нём. Пусть никогда не случиться так, чтобы ваш друг потерял кров. Я верю ребята, что все вы хорошо относитесь к своим маленьким друзьям.

– А сейчас послушаем рассказы детей (мини-сочинения о своих кошках, которые живут у них дома)

3. А сейчас экспресс-опрос!

  1. Кто говорил эти слова: “Несёт меня лиса за тёмные леса!” (петух)
  2. Что делает кот учёный, когда идёт направо? (песнь заводит)
  3. Кто из героев так говорил о себе “Через это проклятое учение я глаз лишился”? (кот Базилио)
  4. В какой сказке кот достался своему хозяину в наследство? (“Кот в сапогах”)
  5. Кто написал стихотворение “Кто сказал мяу?” (В.Сутеев)

Поощрение детей (рисунки кошечек, кроссворд)

Просмотр мультфильма (отрывок)

4. Итог урока:

– Понравился ли вам наш урок?
– Что особенно тебе запомнилось?
– Какие пословицы ты узнал?
– Какие книги ты возьмёшь из библиотеке, чтобы прочитать?

Разгадывание кроссворда.

  1. Героиня мультфильма “Маугли” (Багира)
  2. Он кот – звезда экрана. Практичен, мудр и деловит. Сельскохозяйственными планами на всю Россию знаменит. (Матроскин)
  3. Как-то однажды кот стал главным в лесу. Отчество этого кота. (Котофеевич)
  4. Его любимая фраза: “Ребята, давайте жить дружно!” (Леопольд)
  5. Герой американского мультфильма. (Том)