Автореферат "Интергация здоровьесберегающих технологий в системе дополнительного оборудования"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Наша цель должна состоять в том,
чтобы сделать из детей не атлетов,
акробатов или людей спорта, а лишь
уравновешенных физически и
нравственно людей.
С.Я. Эйнгорн.

Сегодняшняя жизнь, с ее неблагоприятными тенденциями, требует серьезного подхода к проблемам сохранения и укрепления здоровья детей. Вырастить здоровых, красиво сложенных детей – непростая задача. В концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение дополнительного образования детей, способствующих развитию склонностей, способностей и интересов. Основная задача учреждений дополнительного образования детей – создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, программы и времени ее освоения. Другой, не менее важной задачей системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование ценности здоровья, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора Россия лишь на 14% детей практически здоровы. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 5 раз – нарушения осанки и плоскостопия. Разрабатывая новую программу и анализируя состояния здоровья детского населения школьного возраста России, Татарстана и Чистопольского муниципального района выявляется стойкая тенденция ухудшения показателей здоровья. Анализ результатов социологических опросов показывает, что причина ухудшения здоровья детей не только в неблагоприятных условиях жизни, но и в недостаточном внимании, организации учебно-воспитательного процесса, слабой работоспособности здоровьесберегающих основ современных методов обучения и педагогической технологии в целом. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Сказанное выше актуализирует задачу сегодняшнего дня – создание специальных здоровьесберегающих служб в системе дополнительного образования. Дворец творчества детей и молодежи г. Чистополь – многопрофильное учреждение. И я, педагог дополнительного образования работаю по направлению физкультурно-спортивное. Вся моя работа была направлена на обучение детей плаванию. В этой сфере деятельности я проработала 12 лет. Я старалась использовать все возможности для осуществления оздоровления детей. Такой вид спорта, как плавание доставляет много радости, поднимает настроение, помогает закаливанию организма. Это прекрасное средство физического развития и укрепления здоровья. Многие дети приходили в объединение по направлению от врача ортопеда (дети с нарушением осанки и плоскостопия). Учась в КГПУ, я посещала лекции лечебной физкультуры. Успешно сдав экзамен, мне выдали удостоверение, по которому я могу работать инструктором лечебно-оздоровительной гимнастики. Вспомнив это и связав с актуальностью проблемы, я решила попробовать себя в этой сфере. В связи с этим с одним из направлений моей работы стало – профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата. Так и образовалось физкультурно-оздоровительное объединение “Будь здоров!”. В поисках новых подходов в работе мной была изучена структура заболеваний. На основании данных литературы и собственных исследований была разработана концепция интеграции здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс дополнительного образования. Поэтому и возникла необходимость в разработке методического материала, который помог мне организовать работу, направленную на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата. Мной была создана и в течение трех лет апробирована интегрированная система деятельности, ориентированная на профилактику нарушений осанки у детей 7–10 лет. Эта система дала мне возможность для творческого подхода к выбору содержания и методов работы, позволяя учитывать возраст и особенности детей. Я разработала программу, которая была утверждена заведующей детской поликлиникой и начальником Управления Образования Чистопольского муниципального района РТ. В рамках программы: – разработана предметная среда для полноценного физического развития детей. При красиво и правильно оформленном зале у детей появляется желание выполнять игровые действия, добиваться результатов. При проведении оздоровительных занятий я использую много игр-забав, спортивно-игровой инвентарь (мешочки с песком, гимнастические палки, мячи, скакалки, дуги для подлезания и многое другое). Это очень хорошо расслабляет и задает тон дальнейшей работе. Ведь на занятиях оздоровительной гимнастики физические упражнения выполняются в основном в положении лежа на полу;

– совместно с врачом-ортопедом подобран методический материал физкультурно-валеологического цикла (наука о здоровом человеке). У детей наблюдается большой интерес к себе, к познанию своего организма. И с помощью наглядных пособий я удовлетворяю потребности детей в познании организма человека такими темами, как: “Помоги своему позвоночнику”, “Наши здоровые ножки”;

– разработано перспективное планирование физкультурно-оздоровительных занятий. Здесь учебно-воспитательная деятельность переходит в лечебно-оздоровительную интегрируя в педагогическую с дозированием физических нагрузок. Одним из звеньев этой системы является коррекция осанки и плоскостопия. На занятиях образовательные задачи я решаю в комплексе с коррекционными задачами. Используя набор методов (в комплексе – словесный, наглядный и практический, и метод проблемного обучения) и приемов позволяет мне обеспечить не только активное усвоение знаний детьми, но и дает возможность скорректировать физическое здоровье детей;

– разработаны и внедрены в практику комплексы коррекционной гимнастики, цикл коррекционных игр-упражнений по профилактике нарушений осанки и плоскостопия;

– цикл дыхательной гимнастики с речевым сопровождением по А.Н.Стрельниковой. Чередуя игры с дыхательными упражнениями, что помогает выработке правильной осанки;

– комплекс точечного самомассажа по профилактике простудных заболеваний и гриппа.

   

Конечно же, достичь желаемого результата невозможно без взаимодействия родителей. Родители приглашаются на дни открытых дверей. Результаты работы демонстрируются на открытых занятиях оздоровительной гимнастики, физкультурных праздниках, спортивных досугах. Также для родителей разработаны памятки-рекомендации с консультациями по здоровому образу жизни семьи (“Шесть правил здоровой спины”, “Как победить плоскостопие”). Единство с семьей по воспитанию здорового ребенка достигается в том случае, если цели и задачи, предлагаемые педагогом, хорошо понятны родителям. Внедрение в практику такой работы физкультурно-коррекционных мероприятий интегрированной системы, где присутствуют обучение, воспитание и оздоровление позволило мне достичь положительных результатов в коррекции опорно-двигательного аппарата у детей. Уровень физического развития составил по всем показателям более 80 %.

В период с 2006 по 2008 год проводился тест-контроль в группе оздоровительного объединения “Будь здоров” на определение гибкости позвоночника. Тест проходили 15 учащихся. В 2006 году 3 учащихся достигли – 90 градусов, 4 учащихся – 135 градусов, 8 учащихся – 180 градусов. В 2007 году на уровень в 135 градусов вышли уже 5 учащихся, а на уровень 180 градусов вышли 10 учащихся. В 2008 году вся группа учащихся объединения “Будь здоров” показали хорошую гибкость позвоночника – 180 градусов.

Искривление позвоночника нарушает работу органов. Используя корригирующие упражнения, развивается гибкость позвоночника, укрепляются мышцы спины и живота.

В этот же период были проведены тесты на определение улучшения зрения. В эксперименте были задействованы 5 учащихся имеющих нарушения зрения (-3). За время работы с учащимися зрение значительно улучшилось (-1) и стабилизировалось. Отодвинуть сроки развития дальнозоркости, а также замедлить темпы ее развития помогают профилактические меры, к которым относятся: занятия гимнастикой для глаз, самомассаж.

Главным залогом простудных заболеваний является своевременная их профилактика. Снизить заболеваемость помогает использование широкого комплекса мероприятий (хатха – йога, точечный самомассаж, закаливание) И как результат нашей совместной работы можно отметить улучшения состояния здоровья учащихся объединения. За три года работы над укреплением здоровья количество переболевших простудными заболеваниями снизилось с 12 до 2 учащихся в год.

Важным компонентом оздоровительной системы физического развития – прыжковая подготовка. Она повышает силу и прыгучесть мышц ног, что создает базу для профилактики травм.

Повысились нормативные показатели на 86% обучающихся объединения, что показывает на улучшение физического развития, выносливости. Продолжая работу по оздоровлению детей, по сей день, я очень довольна и горжусь своими воспитанниками.

Самым приятным моментом для меня являются признания детей о том, что им нравятся занятия, а также информация родителей о том, что дети во дворе самостоятельно организуют игры, эстафеты, используя накопленный опыт.

 

Резюмируя вышеуказанное, могу сказать, что каждый педагог должен исходить из того, что в учебно-воспитательной системе основным субъектом является ребенок, а главная ценность – его здоровье. Образование будет выполнять функции и укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но оно станет образом жизни. И пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители и общественность.

Разрабатывая данную систему по профилактике и коррекции опорно-двигательного аппарата и знакомства детей с основами здорового образа жизни, я опиралась на следующие программы:

  1. “Здоровье”. Л.Г.Татарниковой;

  2. “Азбука здоровья” Т.Э. Такаевой;

  3. “Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 7 лет”. Е.Н. Бабенкова, О.М. Федоровская;

  4. “Школа здорового человека” Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко;

  5. Методическое пособие “Комплекс уроков по валеологии”;

  6. – Письмо Министерства здравоохранения РФ от 26.02.03 г. “О проведении 7 апреля в общеобразовательных учреждениях ежегодного “Всероссийского урока здоровья”.