Этнодидактический материал к урокам математики в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, творческий потенциал. Успешная реализация этих задач во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету.

Познавательный интерес, основанный на потребности в знании, является качеством личности ребенка, составляющим тот важнейший мотив учения, который лежит в основе положительного отношения учащихся к школе, к знаниям. Автор предлагает задания, направленные на повышение интереса детей к урокам математики.

Решение задач, включающих краеведческую информацию, способствует формированию диалектико-материалистического понимания природы, расширяет кругозор учащихся, связывает математику с окружающей действительностью, развивает познавательные интересы школьников. Арифметическая задача, содержащая конкретные данные из окружающей действительности, практики, личного опыта ребенка, может в дальнейшем помочь учащимся использовать подобные сведения во многих жизненных ситуациях.

Одно из основных условий, предъявляемых к текстовым задачам - это познавательный характер содержания. Однако, одна и та же задача будет восприниматься по-разному в различных регионах нашей страны, в сельской и городской местности. Именно поэтому следует обратить внимание на принцип краеведения в процессе обучения математике младших школьников.

От учителя, его умения и мастерства, адаптация материала, изложенного в учебнике, подбора примеров из окружающей действительности зависит эффективность усвоения математических понятий. Данное пособие создавалось с целью оказания помощи учителям начальных классов, студентам факультета начального образования в подборе краеведческих задач и заданий для уроков математики в начальной школе.

"При соответствующей подготовке учителя дополнительные сведения на уроке не затрудняют детей, а лишь способствуют усвоению программного материала за счет создания интереса к учению и повышению познавательной активности" - так утверждает профессор Баранов, и с этим нельзя не согласиться.

Задачи, составленные мною, содержат информацию по истории, географии, биологии (растительный и животный мир), тибетской медицине и бурятской кухне.

Надеемся, что наш материал поможет разнообразить уроки математики, дополняя их интересными, краеведческими заданиями.

Задачи, составленные на краеведческом материале

Рассмотрим конкретные примеры задач, составленных с использованием принципа краеведения:

а) ПО ИСТОРИИ

1. Город Улан-Удэ основан в 1666 году, а Кяхта в 1728 году. На сколько лет старше город Улан-Удэ, чем город Кяхта? Сколько лет сейчас Кяхте?

2. В 1812 - 1817 годах в Кяхте был построен Троицкий собор. Сколько лет строился собор? Сколько лет ему сейчас?

3. Из 7000 бурятских лам в 1905 году около 100 проживало в Иркутской губернии, а остальные в Забайкалье. Сколько лам проживало в Забайкалье?

4. Первая МТС (машинно-тракторная станция) была образована в 1933 году. Она имела 3 колесных трактора, а через год парк пополнился еще тремя тракторами и двумя автомашинами. Сколько всего машин стало на МТС к 1934 году? Решите задачу разными способами.

5. Во второй половине 18 века среди бурят усилилось неравенство. В Забайкалье некоторые скотовладельцы имели до 4000 лошадей, 3000 голов крупного рогатого скота, 1000 верблюдов, 8000 овец. Какое общее количество животных имели скотовладельцы того времени?

6. В 1791-1818 годах была построена Спасская церковь в Турунтаево, а в 1813-1836 годах - Сретенская церковь в Батурино. Какая церковь строилась дольше и на сколько? Какая церковь построена раньше и на сколько?

7. В поселке Тамча (станция Гусиное Озеро) сохранились постройки Тамчинского дацана, который с 1809 по 1930 год был резиденцией главы буддистов Восточной Сибири. Сколько действовал дацан?

8. В 1966 году мы праздновали 300-летие города Улан-Удэ. В каком году мы будем отмечать 450-летие, 500-летие города? Определите год образования нашего города.

9. В 1917 году население города Улан-Удэ составляло 20000 человек. По данным 1963 года в Улан-Удэ проживало 201000 человек. На сколько увеличилось численность населения города с 1917 по 1963 годы?

10. В 1690 году Удинское зимовье было преобразовано в город Верхнеудинск, в 1935 году Верхнеудинск был переименован в город Улан-Удэ. Сколько лет город носил имя Верхнеудинск?

11. В конце 17 века и в первой половине 18 века в Забайкалье проник ламаизм. К 1822 году количество лам увеличилось до 2600, а в 1842 году до 5545 человек. На сколько увеличилось количество лам с 1822 по 1842 годы?

12. В 1856 году из Западной Сибири доставлялось в царскую казну 200000 соболей, 10000 черных лисиц, 500000 белок. Сколько всего шкурок доставляли в царскую казну?

13. Ясак - натуральная дань в виде пушнины. В начале ясак собирался соболями. За 1 соболя в конце 17 века засчитывали 1 волка, 1 лисицу, 1 выдру, 1 рысь, 1 расомаху, 10 белок. Сколько всего зверей засчитывали за 1 соболя в конце 17 века? за 5 соболей?

14. В Верхнеудинском уезде было в 1791 году 48437 жителей, из них 28737 человек составляли буряты и эвенки, 20000 - русские. Запишите эти числа, назовите числа единиц каждого разряда в этих числах.

15. Из Кяхты в период с 1768 по 1785 год в Китай ежегодно вывозилось сукна до 100000 аршин. Сколько лет вывозилось сукно? Сколько сукна вывезли за эти годы? Сколько рубах можно было сшить из того сукна, если на одну рубаху требуется 5 аршин.

16. В 1910 году в уездах Западного Забайкалья - Верхнеудинском, Баргузинском, Селенгинском, Троицкосавском действовало 4 каменно-угольных предприятия, 1 цементный, 14 кирпичных, 1 солеваренный, 3 пивоваренных завода, 113 мельниц, 9 колбасных предприятий. Сколько всего предприятий действовало в 1910 году?

17. За невесту богатые буряты давали калым в размере 100 лошадей, 20 верблюдов, 50 коров, 200 овец и 30 коз. Сколько всего домашних животных входило в калым?

18. В древности богатые женщины-бурятки носили на голове дорогие коралловые венки, которые состояли из 20 кораллов. 1 коралл был равноценен 1 голове крупного рогатого скота. А теперь подсчитайте, сколько голов рогатого скота должна была отдать женщина за свои украшения?

19.На 1 бурятский женский халат должно входить пять цветов шелка. Узнайте, сколько цветов материи понадобится на 11 таких халатов? 15? 17?

20. На 1-ом женском халате должно быть 108 хуняаhан (складок). Сколько складок придется делать мастерице для пошива 10 таких халатов? 12? 14?

б) ПО ГЕОГРАФИИ

1. Меньший брат Байкала озеро Хубсугул находится в Северной Монголии. С Байкалом озеро связано реками. Максимальная глубина озера Байкал 1620 м, а озера Хубсугул 240 м. Во сколько раз глубже озеро Байкал, чем озеро Хубсугул?

2. Объем байкальской воды около 23000 кв. км, это в 2 раза больше, чем в озере Танганьика (Восточная Африка), в 23 раза больше, чем в Ладожском озере. Каков объем воды в озере Танганьика и в озере Ладожском?

3. Землетрясения на Байкале бывают довольно часто - в течение года до 2000. Сколько землетрясений может произойти за 5 лет?

4. На территории республики функционируют 2 заповедника и 29 заказников. Сколько всего объектов охраны природы функционируют в Бурятии?

в) ПО БИОЛОГИИ (растительный мир)

1. Многие специалисты считают, что яблоня сибирская живет 50 лет. На побережье Байкала обнаружен кедр возрасте 550 лет. На сколько лет яблоня моложе, чем кедр?

2. На территории курорта Аршан растет лиственница-уникум, ей 500 лет, а на юге Бурятии в долине реки Темник растут лиственницы-великаны, их возраст 300 лет. На сколько лет старше лиственница-уникум лиственницы-великана?

3. Голубая ель - дерево декоративное. Живет в среднем до 600 лет. Во сколько раз она старше лиственницы-великана, возраст которой 300 лет?

4. В Баргузинском заповеднике встречаются около 650 видов растений и 38 видов животных. Сколько всего видов растений и животных встречаются в заповеднике?

5. Многолетняя охрана Баргузинского заповедника благоприятно сказалась на численности животных. У медведей она достигает 250, у черношапочных сурков в 12 раз больше, чем у медведей, а у белок на 2000 больше, чем у черношапочных сурков. Какова численность белок в заповеднике?

6. Высота сибирской пихты 30 м, а кавказской пихты - 60 м. Во сколько раз сибирская пихта ниже кавказской?

г) ПО БИОЛОГИИ (животный мир)

1 Рысь - хищное животное, распространенное в лесных районах. Зимой съедает до 3 кг. мяса в сутки. Сколько килограммов мяса съедает рысь в среднем за январь?

2. Заяц- беляк имеет массу 2500 г. Манул - один из исчезающих видов животных, обитающих в степях Бурятии, весит 4500 г. Что тяжелее: 4 зайца-беляка или два манула?

3. Три белки весят столько же, сколько шесть горностаев. Чему равна масса 1 горностая, если известно, что 1 белка весит 400 г.?

4. Лисица - ценный промысловый зверь и весит 10 кг, ласка - самый мелкий представитель семейства куньих с массой 100 г. Во сколько раз ласка легче лисицы?

5. Рябчики - ценные охотничье-промысловые птицы. Зимой в январе и феврале зарываются в снег, отсиживаясь по 19 часов в сутки. Сколько часов просидят рябчики за 2 суток? Если рябчик зарылся в снег в 2 часа ночи, в котором часу он оттуда выберется?

6. Все хищные птицы, обитающие в пределах Бурятии относятся к следующим семействам: ястребиных (18 видов), скопяных (1 вид), соколиных. Сколько видов хищных птиц относится к семейству соколиных, если известно, что всего на территории Бурятии отмечено 27 видов хищных птиц?

7. Сокол в момент нападения на добычу развивает скорость свыше 300 км в час, а птица чеглок - 150 км в час. Во сколько раз скорость сокола больше скорости чеглока?

8. Самая маленькая из сов Бурятии - воробьиный сычик, масса его 80 г. Масса ястребиной совы 300 г. Домовой сыч весит на 200 г меньше, чем общая масса воробьиного сычика и ястребиной совы. Чему равна масса домового сыча?

9. Медведь способен съесть за сутки до 40 кг животной пищи. Рассчитайте сколько килограммов еды понадобится медведю на месяц, если считать, что в месяце 31 день?

10. Налим-единственный представитель семейства тресковых в Бурятии, имеет промысловое значение. Ценится не только мясо, но и печень. Масса налима до 15 кг, а масса окуня до 3 кг. Кто тяжелее: 2 налима или 12 окуней?

11. Максимальная скорость, с которой плавает нерпа, когда уходит от опасности, 25 км в час. За какое время проплывает нерпа 50 км?

12. Осетр - самая крупная рыба Байкала, его длина до 180 см, а масса 130 кг. Второй по величине и массе рыбой является таймень, его масса 50 кг. Какая рыба тяжелее и на сколько? Кто тяжелее: 1 осетр или 3 тайменя? 2 осетра или 5 тайменей?

13 Осетр и ленок - рыбы, широко распространенные на Байкале. Рост их различен. К 15 годам байкальский осетр достигает веса 12 кг, а ленок 4 кг. Кто тяжелее: 5 осетров или 10 ленков в 15-летнем возрасте?

14. Зайчиха приходит кормить своих детенышей один раз в двое суток. Сколько раз за 10 суток накормит зайчиха своих зайчат?

д) ПО МЕДИЦИНЕ

1. Минеральная вода курорта Аршан с большим эффектом применяется при различных заболеваниях желудка. При пониженной кислотности воду принимают 3 раза в день по 200 г. Какой объем воды принимает человек в день? Сколько минеральной воды выпьет человек за курортный сезон?

2. Популярность источника Хакусы очень велика. Летом в водолечебнице отдыхают 1500 человек. Из них в июне - 450 человек, в июле в 2 раза больше, чем в июне. Сколько человек обычно отдыхают в августе?

3. Ревень был завезен Пржевальским из Китая. Его корешки употребляют в пищу и готовят из них компот, кисели, варенья. Собирать и употреблять в пищу его можно через 25 дней после таяния снегов. В этом году снег начал таять 16 февраля. Когда можно будет собирать ревень в этом году?

4.. В тибетской медицине использовали 77 видов пищевых растений. Из них 24 вида используются в индийской, китайской, арабской медицине. Сколько видов растений используется только в тибетской медицине?

е) ПО БУРЯТСКОЙ КУХНЕ

1. При приготовлении домашнего сыра из 10 литров молока получается 2 кг сметаны и 4 кг сыра. Сколько литров молока потребуется, чтобы получить 8 кг сметаны; 16 кг сыра?

2. Чтобы приготовить саламат (традиционное бурятское блюдо) необходимо 1 кг сметаны, 1 стакан муки на 6 человек. Сколько продуктов потребуется для приготовления саламата на 18 человек?

3. Чтобы заварить зеленый бурятский чай на 3 литра воды потребуется 200 г сухого зеленого чая и 2 литра молока. У вас есть 600 г чая. Хватит ли этого количества чая, чтобы заварить 6 литров напитка и сколько при этом понадобится воды?

4. Без бухлера редко обходится обед или ужин в бурятской семье. Сколько килограммов баранины нужно взять, чтобы приготовить бухлер на обед семье из 12 человек, зная, что на 4 человека необходимо 1 кг баранины?

5. Широкой известностью и популярностью пользуется любимое национальное блюдо - позы. Сколько мяса необходимо для фарша, чтобы накормить 20 человек, зная, что на 5 человек требуется 850 г говядины и 220 г свинины.

6. В семье 10 человек. На обед решили приготовить пельмени по-баргузински. Какое количество продуктов необходимо, если на 5 человек для фарша требуется: 400 г мяса, 120 г внутреннего жира, 1 головка лука, 3 дольки чеснока, 1 столовая ложка муки. Для теста: 330 г муки, 1 яйцо.

7. Молоко является одним из наиболее питательных продуктов. По питательной ценности 1 кг молока заменяет 700 г телятины, 500 г говядины средней упитанности, 8 куриных яиц, более 3000 г овощей. Определите питательную ценность 4 кг молока.

8. Семья из 4 человек решила приготовить саламат. Для этого купили 800 г сметаны. Хватит ли этого количества сметаны, если известно, что на 16 человек необходимо 2 кг сметаны и 2 стакана муки.

9. Для приготовления УУРАГ (национальное бурятское блюдо) применяется молоко второй и третьей дойки. На 1 литр молозива (молозиво - особый состав молока после отела коров в течении недели) нужно добавить 200 г муки. Сколько литров молозива потребуется на 1 кг муки?

10. ХУРУУД - натуральный сыр. Из 10 литров молока получается около 2 кг сметаны и 4 кг сыра. Сколько килограммов сметаны и сыра получится из 5 л молока?

11. Жители таежных деревень - улусов - с незапамятных времен пили вяленый иван-чай, полезный для здоровья. На 1 л чая нужно 20 г иван-чая, 400 мл молока. Сколько литров чая и молока надо взять, если имеется 1 кг иван-чая?

12. Для приготовления мяса косули, тушенного мелкими кусками, на 4 человека надо 600 г мяса, 2 головки лука, стакан бульона или воды. На сколько человек хватит 3 кг мяса?

13. Для приготовления ХОШХОНОГА прямую кишку вымачивают, нарезают на кусочки по 20 см. Сколько надо сделать разрезов, чтобы приготовить к варке 80 см прямой кишки?

14. Буряты считают, что бурятская поза должна иметь 14 складок. Узнайте, сколько будет складочек на 12 позах, 15? 20?

15. На одну позу буряты считают, что идет 50 г фарша. Сколько поз можно приготовить из 1 кг фарша?

16. Из 10 л молока получается 1 кг УРМЭ (молочные пенки). Сколько нужно взять молока, чтоб получить 5 кг урмэ?

17. В баке было несколько литров кумыса (лечебный напиток из кобыльего молока). Когда разлили поровну в бидоны емкостью 3 л, осталось еще 2 литра. Сколько литров кумыса было в баке?

18. Для приготовления САЛАМАТА на 5 человек берут 1 кг сметаны. Сколько сметаны потребуется для саламата на 1 человека?

Конечно, приведенный перечень задач краеведческого характера далеко не окончательный. Такие задачи можно продолжать составлять вместе с учениками, что зависит от учителя, от его педагогического мастерства, от его желания изменить привычный ход занятий по математике. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.

Процесс решения задач, в которых были использованы краеведческие сведения, приносит ученику радость постижения неизведанного о родном крае.

Реализация краеведческого принципа на уроках математики в начальной школе выполняет следующие задачи:

  • способствует расширению кругозора детей;
  • пробуждает любознательность и интерес к истории родного края, развивает стремление к постоянному поиску нового;
  • формирует гибкость и самостоятельность мышления;
  • воспитывает любовь к родному краю.

Учитель, который хочет, чтобы его подопечные любили и знали историю родного края, должен суметь увлечь детей, раскрыть перед ними объем тех знаний, которые им будут необходимы в дальнейшем.

А привлечение к сбору информации, числового материала детей и родителей раскрывает перед ними неизвестные, но очень увлекательные странички из истории, географии и т.д. И тогда строгая наука - как математика станет интересным и желанным предметом, содержательным и необходимым.