Урок-путешествие "Гидросфера"

Разделы: География, Коррекционная педагогика


Учебно-воспитательные цели:

  • Обобщить и закрепить знания учащихся по пройденному материалу.
  • Закрепить умение учащихся находить и показывать части гидросферы на карте, давать им краткое описание.
  • Способствовать развитию умственных способностей, пробуждению интереса к предмету, внимание, логическое мышление, памяти, монологической и диалогической речи.
  • Продолжить работу по воспитанию бережного и экономного отношения к воде, как к источнику жизни, умения слушать ответ товарища.

Оборудование: физическая карта России, атласы, ребус, типовые планы описания частей гидросферы.

Урок проводится в курсе географии 6-го класса специальной (коррекционной) общеобразовательных школы I-II вида. По учебнику География. Начальный курс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. Дрофа. Москва – 2009 г.

Обобщение по теме проводится в конце изученной темы и является итоговым. По дидактическим целям урок – обобщающий. На данном уроке обобщаются и закрепляются знания и умения, полученные при изучении всей темы.

Данный урок включает в себя несколько этапов: организационный, фонетическую зарядку, обобщение материала, подведение итогов. На каждом этапе используемые виды работ направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, развитию высших психических функций, развитию речи слабослышащих учащихся.

Обобщение материала по теме позволяет систематизировать знания и умения учащихся о гидросфере в целом и о ее частях.

Важным моментом является то, что с помощью карты, типовых планов описания географического объекта, учащиеся закрепляют навыки описания различных частей гидросферы, учатся составлять диалог, монолог.

Наиболее эффективным методом при обобщении и закреплении материала выбраны рассказ учителя, работа с картой, которая помогает добывать нужные сведения.

При работе со слабослышащими учащимися необходимо проводить работу по развитию логического мышления. Например, при описании географического объекта. Развитию внимания при запоминании словаря. Развития монологической речи при описании реки, озера и т. д.

О значении воды для человека и всего живого на Земле необходимо проводить большую работу по бережному и экономному расходованию воды.

Важное значение имеет итог урока, где учащиеся высказывают свою точку зрения, делают выводы и предложения.

На протяжении всего урока немаловажное значение имело и то, что учащиеся внимательно слушали ответы друг друга. В конце урока оценили себя и работу своих товарищей.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

I. Организационный момент Приветствует детей, проверяет работу звукоусиливающей
аппаратуры, дает психологический положительный настрой на работу.

– Садитесь, наденьте наушники. Кто меня хорошо слышит, поднимите руку.
(Подчеркнутый текст дается за экраном).

– Какой сейчас урок?
– Желаю вам хорошей работы на уроке.

– Закончите предложение:

– Мы изучали тему...
– Гидросфера это...

Учащиеся включают в работу слуховой анализатор, концентрируют внимание, концентрируются на работу. Проверка слухового восприятия.

Психологический настрой на работу.

II.Фонетическая зарядка Дежурные звуки [Д-Т].

Проверяет произношение звуков, дает установку на правильное произношение.

Просит прочитать слова в столбиках, поставить логическое ударение.

– Установите соответствие.

Проводит работу над логическим ударением.

Автоматизируют и дифференцируют дежурные звуки.

 

 

Гидросфера, водохранилище, ледники, подземные воды, искусственный водоем, водная оболочка, скопление пресного льда на суше, вода в земной коре.

Активизация знаний о частях гидросферы.

Закрепление словаря.

Работа над логическим ударением.

III. Обобщение по теме «Гидросфера» Сообщение темы урока.

– Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Гидросфера». Проведем необычный урок-путешествие. В конце урока мы должны будем подтвердить высказывание французского писателя А. Сент-Экзюпери, который говорил:

«Вода! Ты не просто необходима человеку для жизни. Ты сама жизнь». (Приложение 1)

– Назовите воды суши.
– Назовите воды мирового океана.
– Чтобы проверить как вы усвоили эту тему, предлагаю вам отправиться в путешествие по Волге от устья до Мурманска.
Показывает маршрут на карте.

– Какой вид транспорта выберем?

– Предлагаю вам измерить примерное расстояние маршрута.

 

 

– Но в нашем распоряжении 25 минут. За такое короткое время нам предстоит пройти такой длинный путь. На пути мы встретим различные части гидросферы, о которых мы будем рассказывать, вспоминать все, что изучили.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся внимательно слушают. Смотрят на настенную карту и показывают маршрут в атласе на физической карте России.
Ответы могут быть разные, но останавливаемся на теплоходе.

Измеряют ниткой расстояние по карте.
Переносят на линейку, умножают на масштаб.
Получается примерно 4000 километров. Делят на скорость теплохода, получается 100 часов. (Приложение 2)

Умение слушать учителя.

 

Развитие памяти.

Развитие внимания.

 

 

 

Умение слушать учителя, работать с картой.

Развитие логического мышления.

Развитие умственных способностей.

Концентрация внимания

IV. Физминутка – Вы устали. Проведем физминутку. Выполняют упражнения. Снятие усталости.
V. Основная часть – Чтобы узнать название первой остановки отгадайте ребус. (Приложение 5).

– Что это?

– Вторая остановка «Онежское озеро».

– Расскажите о нем по плану.

– Определите силуэт озера. (Приложение 6).

Остановка «Белое море».

Остановка «Баренцево море».

Рассказ учителя о море.

– Завершилось наше путешествие. Мы подошли к городу Мурманску.

– Несколько вопросов по путешествию:

– Трудно было плыть?

– Почему?

– Какая река по характеру течения?

– Какие части гидросферы мы встретили?

– Почему мы не встретили ледники и подземные воды?

– Я считаю, что мы повторили весь пройденный материал. И можем сказать, что французский писатель был прав, говоря о значении воды.

– Нужно воду охранять?

– Как?

Отгадывают ребус и узнают название остановки «Ока».

Дают ответ, что это правый приток Волги.

Онежское озеро.

Показывают озеро на карте.

Составление диалога.

Выбирают соответствующий силуэт.

Краткое описание по плану.

Слушают внимательно рассказ учителя о море.

Разные варианты ответов.

Останавливаются на том, что плыть было трудно, так как плыли против течения.

Пользуясь картой, отвечают, что это равнинная река.

Называют части гидросферы, которые встретили на пути.

Ответы могут быть разные, но останавливаемся на том, что ледники в горах, а подземные воды в земной коре.

Отвечают на вопрос.

Нацеливание на правильное произношение звуков.

Развитие познавательного интереса к предмету.

Развитие умения работать с картой.

Развитие диалогической речи.

Развитие логического мышления.

Развитие монологической речи. Умение слушать товарища.

Развитие внимания.

Умение высказывать свое мнение.

Умение работать с картой.

Развитие памяти, внимания.

Развитие логического мышления.

Способность делать выводы и обобщения.

Воспитание бережного отношения к воде.

Развитие мышления.

VI. Итог – Что вам понравилось?
– Что было трудно?
– Как вы себя чувствовали?
– Достигли мы поставленных целей?

Оценивает ответы учащихся.

Высказывают свою точку зрения.

Оценивают свою деятельность и деятельность товарища.

Умение высказывать свое мнение.