Система работы с одаренными учащимися в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Среди ключевых направлений развития общего образования в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" особое место занимает система поддержки талантливых детей.

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев акцентировал внимание на необходимости развития творческой среды для выявления одарённых детей.

Одним из направлений Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования так же является обеспечение специальных условий для индивидуального развития одаренных детей. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одарённых детей.

Наследственность, влияние социальной среды, собственная активность ребёнка способствуют развитию одарённости. В настоящее время существует несколько теоретических моделей одарённости. Некоторые специалисты считают, что при благоприятных условиях любого ребёнка можно развить до уровня одарённости. Другие подчёркивают уникальность одарённости.

Д. Б. Богоявленская в своих работах даёт следующее определение: "Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности".

Несомненно, что в обучении таких детей нужно использование новых образовательных технологий развивающего обучения и воспитания.

Работу с одарёнными учащимися учитель начинает с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет в некоторой степени выявить наклонности, способности и интересы учащихся.

Так же педагог опирается на исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников.

Кроме того полезно использовать педагогическую диагностику - методику для родителей и педагогов, например, "карту одаренности" Савенкова, методику для детей и родителей: "карту интересов для младших школьников".

В учебной деятельности работу с одарёнными детьми учитель строит на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Использует образовательные технологии развивающего обучения и воспитания, ориентированные на творческое развитие личности.

Педагог пользуется приёмами создания проблемных ситуаций: подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос, предлагает учащимся рассмотреть явления с различных позиций, побуждает их делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты, формулирует проблемные задачи, например с недостаточными или избыточными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками.

Учитель применяет дидактические игры, проводит КВН, викторины. Дидактическая игра предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность. Многие игры требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение.

Использование информационно - коммуникативных технологий в практике учителя направлено на развитие способностей ориентироваться в информации разного вида, элементов алгоритмической деятельности, образного и логического мышления учащихся.

Педагог практикует специальные уроки, на которых использует методы, характерные для научно-исследовательской работы: наблюдение, беседы, опыты. Старается развивать у детей умения видеть проблему, задавать вопросы, классифицировать объекты, явления, давать определения понятий, делать выводы, работать с текстом, защищать и доказывать свои идеи.

Внеурочную работу с одарёнными учащимися классный руководитель выстраивает на основе выявления одарённости по видам деятельности.

В практической деятельности выделяют одарённость в ремёслах, спортивную и организационную. Данная категория детей - это постоянные участники конкурсов прикладного творчества, спортивных соревнований школьного и муниципального уровня. Они посещают кружки и секции по интересам.

В познавательной деятельности выделяется интеллектуальная одарённость. Эти ребята участвуют в интеллектуальных играх, конкурсах, научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, фестивалях исследовательских работ. Учащиеся класса являются членами школьного научного общества учащихся "Поиск".

В художественно-эстетической деятельности выделяется хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одарённость. Эта категория детей - самые активные участники всех внеклассных мероприятий, выступающие в роли артистов и ведущих. Так же многие из них являются участниками муниципальных конкурсов рисунков, чтецов, сочинений. Некоторые посещают музыкальную школу, вокальную студию.

Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству.

В коммуникативной деятельности можно выделить лидерскую одарённость. Эти дети помогают учителю в работе малых групп, в организации самоуправления в классе.

Положительным фактом в работе учителя можно считать использование системы портфолио учащихся, которая помогает отслеживать развитие и успехи детей.

Изложенная система работы с одарёнными учащимися даёт положительные результаты на практике. Ученики класса являются не только активными участниками, но и победителями, призёрами школьных, муниципальных, региональных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр.

Школьный уровень

КВН по ПДД

  • 1 класс - 1 место

Марафон здоровья

  • 2 класс - 1 место
  • 3 класс - 2 место

Весёлые старты

  • 2 класс - 3 место
  • 3 класс - 2 место

Олимпиада по математике

  • 3 класс - 1 место

Олимпиада по русскому языку

  • 3 класс - 2 место

Олимпиада по литературному чтению

  • 3 класс - 2 место

Муниципальный уровень

Научно-практическая конференция

  • 1 класс - 1 место
  • 3 класс - 2 место

Математический конкурс "Кенгуру"

  • 2 класс - 1 место
  • 3 класс - 1 место

Конкурс языкознания "Русский медвежонок"

  • 2 класс - 1 место

Интеллектуальный конкурс "Умники и умницы"

  • 2 класс - 2 место
  • 3 класс - 3 место

Конкурс "Альтернативная ёлка"

  • 2 класс - 1 место

Конкурс "Фантики - частица души"

  • 3 класс - 1 место

Конкурс чтецов

  • 2 класс - 3 место
  • 3 класс - 2 место

Молодёжный чемпионат "Старт"

  • 3 класс - 1 место

Региональный уровень

"Марш парков" Литературно-художественный конкурс "Лукоморье"

  • 1 класс - 1 место

Федеральный уровень

Дидактический интернет - сайт "Страна мастеров"

Творческий конкурс "Мастерская природа"

  • Номинация "Литературное творчество" - 2 класс - 3 место
  • Номинация "Оригинальные технологии" - 2 класс - 2 место
  • Номинация "Огородные дары" - 2 класс - 3 место
  • Номинация "Царство ёжиков" - 2 класс - 2 место

Творческий конкурс "Ёлочка, живи!"

  • Номинация "Сказка" - 2 класс - 3 место
  • Номинация "Творческий проект" - 2 класс - 3 место
  • Номинация "Литературная зарисовка" - 2 класс - 3 место
  • Номинация "Рассказ" - 2 класс - 2 место

Список литературы

  1. Бакулина Г. А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.- М: Владос, 1999
  2. Винокурова Н. К. Развиваем способности детей.- М: РОСМЭН- Пресс, 2004
  3. Корбакова И. Н. Деятельностный метод обучения.- Волгоград: Учитель, 2007
  4. Монина Г. Б. Ох уж эти одарённые дети.- С-П: Творческий центр, 2010
  5. Соловьёва И. В., Джумагулова Т. Н. Одарённый ребёнок. Дар или наказание.- С-П: Творческий центр-, 2009

Интернет-ресурсы

  1. http://www.odardeti.ru
  2. www.1sept.ru
  3. http://www.standart.edu.ru