Я – учитель. Проблемы современного образования

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Школа… Учитель… Что это значит? В детстве я играла лишь в две игры – я была либо «врач», либо «учитель». Росла в семье врачей, поэтому и родители, да и сама я думала, что буду врачом. Буду лечить. Прошло много лет и насмотревшись на физические страдания людей, на то, как мама или папа их спасают – я поняла, что так не смогу. Хотела быть лингвистом, готовилась к поступлению в политехнический университет. Школу закончила с серебряной медалью, решила попытать счастье и во всех трех главных университетах города Ульяновска. В итоге я студентка физико-математического факультета Ульяновского Государственного Педагогического Университета. До пятого курса думала: «Мне нужен просто диплом. Не хочу быть учителем». Но от судьбы не уйти. Сначала работала методистом в Московском Государственном Индустриальном Институте (представительство в г. Ульяновске). Моя работа отличалась от работы методиста, я скорее была секретарем. Смотрела со стороны на студентов  и преподавателей и поняла, так больше не могу… Хочу стать активной частью образовательного процесса. И я пошла искать свое счастье. И второй раз судьба указывает мне дорогу. Случайно я узнаю, что в Ульяновский фармацевтический колледж нужен преподаватель математики и информатики. Прихожу на собеседование. И педагогический коллектив принял меня, и на их глазах я «росла не по дням, а по часам». Я становилась УЧИТЕЛЕМ. И понимала, что нести людям свет, сеять добро, дарить любовь – это мое призвание. Каждый день, переступая порог колледжа, я понимала, что должна забывать о мирской суете, о тревожащих его сердце бедах и входить в класс с просветленной душой. Где же взять силы для каждодневного вдохновения? В самом себе и в студенческих пытливых глазах, заинтересованных, вопрошающих, ожидающих. Не оправдать их надежды невозможно. Они верят в тебя. А какому учителю поверят? Студенты отвечают обычно на этот вопрос так: «Учителю, которого ждут».  Какого учителя ждет сегодняшнее поколение?

На мой взгляд, это должен быть во-первых, человек эрудированный и образованный, знающий свой предмет; во-вторых, учитель должен стать другом не потому, что опускается до уровня детей или же называет их взрослыми и требует от них взрослых поступков, а потому, что знает, как это сделать, опираясь на опыт современной психологии – науки, без которой сегодня учитель невозможен; в-третьих, учитель – это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешному усвоению и применению знаний в практическую деятельность. В-четвертых, учитель – это всегда ученик: не учитель экзаменует учеников, а ученики Учителя, причем каждый день, каждую минуту, и соответствовать этому званию далеко не просто, соответствовать необходимо всю жизнь. В-пятых, каждый учитель должен заботиться о повышении престижа своей профессии, должен осознавать и понимать, для чего пришел в учительство. И наконец, и это самое главное, каждый учитель должен быть – ЧЕЛОВЕКОМ.

Особенно в себе, как в педагоге, я ценю стремление всегда учиться и передавать свои знания студентам. Я стараюсь, чтобы и каждый урок жил и дышал. Для меня важно не только дать знания, сколько научить студентов добывать их. Поэтому много времени уделяю тому, чтобы научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить нужную информацию, сопоставлять факты, то есть учу их учиться. Я стараюсь направлять размышления студентов, а не подсказывать решение. Когда я вижу торжество победы в глазах своего обучающегося, чувствую в эти минуты, что, наверное,  как преподаватель математики я состоялась.

Для улучшения качества знаний и умений на своих уроках я использую индивидуально-дифференцированную методику обучения математике, которая  представляется единственной системой, корректирующей базовый уровень и, одновременно, содействующей становлению студентов как специалистов, потому что я всегда помню, что я работаю с различными группами студентов: одаренные студенты, обучающиеся, интересующихся теорией, прикладными вопросами, компьютерными технологиями, и другими группами подростков.

Моя модель дифференцированного обучения подразумевает не разработку вариантов методики для разных групп и сравнение полученных результатов, а три варианта методики для разных категорий студентов внутри смешанной группы. Эта модель дифференциации представляется  наиболее эффективной, поскольку полученные результаты позволяют считать данную методику интенсивной. Я использую на уроках приемы взаимообучения и работы в тройках А-Б-В, которые призваны ликвидировать отсутствие межличностного общения, а насыщенный характер упражнений для подгруппы «В» – ликвидирует обучение по «облегченному» образцу. Поскольку предполагается использовать упражнения, нацеленные на интеллектуальную активность всех студентов, система заданий позволяет достигнуть при меньшем количестве затраченного времени прочного усвоения материала. На  уроках я использую индивидуально-дифференцированную методику обучения математике, потому что считаю, что

  1. Индивидуализация обучения позволяет правильно и обоснованно выбирать именно те приемы, которые способствуют более легкому и прочному изучению студентами материала.
  2. При реализации дифференцированного обучения происходит перераспределение ролей преподавателя и учащегося, в этом сценарии ведущая роль в учебном процессе принадлежит учащемуся, что соответствует принципу гуманизации.
  3. Достижению наивысшего эффекта в обучении служит чередование коллективных форм обучения с индивидуализированными.
  4. Индивидуализация способствует выходу в самостоятельную работу учащихся, что является важным фактором успешности их дальнейшего самообразования.
  5. Занятия по дифференцированной модели позволяют повысить успеваемость отстающих учащихся, способствовать усилению их интереса к изучению математике.

В процессе работы я сталкиваюсь с множеством проблем. Их действительно достаточно, но я хочу поговорить лишь о некоторых из них.

Одна из них – достоинства и недостатки существующих учебных программ и учебных пособий. Жизнь идет вперед – и, желаем мы того или нет, придется вырабатывать новые решения проблемы ее преподавания. Особенно сложным и неоднозначным является вопрос о содержании курса математики. Может быть, стоит подумать, как модернизировать его содержание, как познакомить молодежь с концептуальными понятиями и фактами, которые являются бесценными достижениями человеческого разума и имеют большое общекультурное и жизненное значение?

Представляется обоснованным мнение, что объем и требования школьной математики сейчас завышены и превышают реальные умственные, физиологические и психологические возможности «среднего ученика».

Если сохранять объективность, то можно безболезненно сократить обя­зательный материал, четко определить самый необходимый, с общеоб­разовательной и житейской точек зрения, базовый объем знаний, который и должен быть добротно усвоен. Кроме того, стоит уменьшить число ис­кусственных задач, а при изложении материала стараться обязательно и об­стоятельно демонстрировать его практическую применимость в конкретных ситуациях.

Широкое обсуждение новых программ позволило изъять из них тот материал, который вызвал наибольшие трудности у учащихся. Однако следует учесть, что неумеренное стремление разгружать программы, в конце концов, может прийти в противоречие с требованием нашего общества сохранить высокий уровень содержания образования. Опыт работы лучших учителей, широкая экспериментальная проверка программ и учебников, исследования ученых-педагогов подсказали ещё один путь нормализации  нагрузки обучающихся: это достигается, когда в программе четко определено самое существенное, главное отделено от второстепенного.

Стоит отметить, что наряду с общеобразовательными, стандартными программами в математике стали появляться ещё и авторские творения. Так как считали, что виною резкого падения интереса учащихся к математике, и как следствие этого, снижение качества обучения, является единая программа обучения длявсех учащихся. Была дана установка на широкую дифференциацию обучения (уровневую и профильную), осуществление которой должно повысить качество знаний школьников в единстве с их развитием и воспитанием. Вместе с тем учитель получил право выбора программы, по которой будет осуществляться преподавание. Вот почему в настоящее время большинство учителей переходит на преподавание математики по адаптированным программам на основе государственных стандартов. Хорошая программа развивает самого учителя. Конечно, на одну только учебную программу ориентироваться нельзя, но и не нужно зацикливаться на перекраивании всей программы. Хорошая программа – эта та, которая сочетает в себе учебную базовую программа и творческое восприятие программы самим учителем. Такая программа играет в совершенствование педагогического мастерства учителя существенное значение. И, на мой взгляд, в работе необходимо использовать такие программы. На своих уроках я вношу много авторских идей в стандартную программу. И каждый год стараюсь внести коррективы в рабочую программу.

Вторая проблема, которая меня волнует на данный момент – это роль информатизации в образовании, так как я работаю в сфере здравоохранения, то хочется поговорить именно об этом.

В последнее время в России уделяется большое внимание развитию информационных технологий в различных областях, в том числе, в здравоохранении. Внедрение новых информационных технологий в область здравоохранения требует от специалиста информационной компетентности, стремления к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний в соответствии с требованиями современного рынка труда, сочетания профессиональной деятельности с непрерывным обучением. В условиях информатизации фармацевтического колледжа г. Ульяновска создаются необходимые условия к воспитанию у студентов потребности в самостоятельной познавательной деятельности, применении информационно-коммуникационных технологий в образовательных целях.

Это прежде всего связано с тем, что целью обучения студентов фармацевтического колледжа является не столько заполнение студента определенным объемом информации, сколько формирование у него познавательных стратегий самообучения и самообразования как основы и неотъемлемой части будущей профессиональной деятельности медицинского работника. Поэтому для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов, необходимо решить две главные проблемы: обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний; скорректировать подходы к организации самостоятельной работы студентов.

Анализ различных вариантов организации системы образования позволяет нам сделать выводы о том, что  работа студентов в условиях современного учебного заведения будет эффективна, если функция управления будет возложена на преподавателя, располагающего современными техническими средствами обучения. Для достижения цели качества обучения могут помочь современные информационные технологии в комплексе с традиционными методами преподавания.

Однако хотелось бы отметить, что новые информационные технологии, используемые в образовательном процессе, направлены на улучшение и облегчение качества процесса обучения, но ни в коем случае не смогут заменить живого общения с преподавателями и являются лишь дополнением к использующимся средствам обучения, позволяющим улучшить процесс работы студентов.

Я считаю, что применение компьютера для обучения студентов – это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних подростков, их запросы и интересы. На мой взгляд, использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени, что позволяет вовлечь обучающихся в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

Я люблю свою профессию. Люблю детей. Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Моя профессиональная деятельность приносит мне удовлетворение, а блеск в глазах моих учеников свидетельство того, что я на правильном пути.