Автоматизация звука [p] в слогах, словах, предложениях

Разделы: Логопедия


Цель: закрепление правильной артикуляции звуков [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях

Задачи:

  • развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза
  • развитие просодической стороны речи
  • совершенствование лексико-грамматических категорий
  • активизация подбора слов с учетом позиции звука
  • расширение и активизация словарного запаса
  • развитие умения составлять предложения по опорным схемам
  • развитие умения работать в коллективе
  • формировать положительную мотивацию на занятии
  • воспитание самоконтроля за речью

Оборудование: слоговые таблицы, карточки со словами, скороговоркой, маски героев, картинный материал, фишки, игрушка

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Стихотворение: «Кто хочет разговаривать?»

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать,
Так правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.

Прочтение одним из учеников.

II. Коррекция изолированного звука

– С каким звуком мы с вами работаем?

Дети по очереди «заводят мотор» под наблюдением логопеда.

III. Автоматизация звука [Р] в слогах

1. Работа со слоговыми таблицами.

– Чтение хором, по-одному:

АР – ОР
АР – УР
АР – ЫР
АР – ИР

Каждый ученик выбирает себе табличку и начинает читать. Логопед раздает слоговые таблички.

2. Выделить голосом слог выделенного цвета. Показ образца.

– Работа со слоговой таблицей:

РА       РО       РУ
РА       РО       РУ
РА       РО       РУ

– Чтение по-одному.

IV. Автоматизация звука [Р] в словах

1. Игра «Что не так?»

Логопед читает стишок, дети находят ошибку, показ правильного слова.

«Загремел весенний Г Н О М         (ГРОМ)
Тучи на небе кругом»

«Роет землю старый К О Т              (КРОТ)
Под землей он живет»

«Тает снег, течет ручей
На ветвях полно В Р А Ч Е Й»        (ГРАЧЕЙ)

Вывод: с изменением одной буквы меняется значение слова.

2. Игра «Вопросы-ответы»

– Когда мы задаем вопрос, голос повышается, стрелочка идет вверх.
– Когда мы отвечаем, голос понижается, стрелочка идет вниз.

3. Работа со скороговоркой.

ПРОВОРОНИЛА
ВОРОНА
ВОРОНЕНКА

Вопрос к каждому слову, выделение голосом, ответы дают ученики. Затем меняемся ролями.

4. Инсценировка стишка «Воробей»

– Рассказать по строчкам.

«Воробей, чего ты ждешь?
Крошек хлебных не клюёшь?
– Я давно заметил крошки
Да боюсь сердитой кошки».

Разыгрывание по ролям. Раздать маски «автора» и «ворбья».

5. Игра «Что знаем расскажем».

Показ картинки огорода.

– У хозяйки (картинка) есть огород, на котором она выращивает овощи.
– Назвать овощи, в названии которых есть звуки Р и Р’?
– За каждый овощ дается фишка, назвать как можно больше.

Дети называют и на панно выставляется картинка.
Выявляется победитель. Аплодисменты. Картинки убираются.
Назвать все овощи.

– Итак, хозяйка выращивает на огороде…
Перечисление кем-то из детей всех овощей.

6. Автоматизация звука [Р] в предложениях

– Кроме этого у хозяйки есть животные.
– В клетке живет СЕРЫЙ КРОЛИК (показ игрушки).
– Игра «Я начинаю, а вы заканчивается, хором дружно отвечаете»

  1. У хозяйки жил … (СЕРЫЙ КРОЛИК)
  2. Дети любили … (СЕРОГО КРОЛИКА)
  3. Ребята заботились о … (СЕРОМ КРОЛИКЕ)
  4. Они приносили морковку и капусту … (СЕРОМУ КРОЛИКУ)
  5. Дети подолгу любовались … (СЕРЫМ КРОЛИКОМ)

– Давайте еще раз расскажем про СЕРОГО КРОЛИКА.

На доске рисуется схема к каждому предложению.

– Кто хочет рассказать про СЕРОГО КРОЛИКА?

V. Подведение итогов работы

«Нарисовать настроение»

– Взять красную и синюю пасту, закрасить 2 квадратика.
– Красным цветом, если понравилось, как работали на занятии.
– Синим цветом, если не очень.

Комментарии.

Литература:

1. Баскакина И.В., Лынская М.И.Логопедические игры.М., 2007.
2. Гадасина Л.Я., Ивановская О,Г., Воспитание звуком. С.-Пб., 2003.